СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы к выступлению НПК 27.01.23

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тезисы к выступлению НПК 27.01.23»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТВОЗНАНИЯ В ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства»


Гнатюк М.В., преподаватель

ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства»


Аннотация. Современная система образования постепенно приобретает все более личностный характер. Это процесс предполагает серьёзные изменения в педагогической теории и практики. Современное образование должно стимулировать студентов овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка разноплановой информации. В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации студентов как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для лучшего взаимопонимания между народами

Ключевые слова: методика, обществознание, студенты, учебное занятие, формы урока.


Российская система образования постепенно приобретает личностно- ориентированный и плюралистический характер, что совпадает с основными тенденциями развития образования в современном мире. Это процесс предполагает существенные изменения в педагогической теории и практике, обновление содержания образования, выработку и освоение педагогами новых подходов, педагогической технологии, формирование нового педагогического менталитета. Современное образование должно стимулировать студентов овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка разноплановой информации. В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации студентов как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для лучшего взаимопонимания между народами. Главный труд — студентов- это учение. Чтобы оно приносило успех, необходимо разнообразить формы и приемы обучения. Уход от обычных форм обучения. Привлечения дополнительных знаний, проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться студенту, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения его личности. На уроке создается атмосфера раскованности, свободы мышления.

В моей практике утвердились такие формы как: урок-путешествие, урок-зачет, урок с элементами деловой игры, составление и заполнение кроссвордов, ролевые игры, групповая работа. Самостоятельная работа с учебником и документами, составление планов, схем, логических цепей. Заполнение таблиц, работа с философскими текстами

Во время занятий стараюсь связать все составные части урока, подбираю вопросы таким образом, чтобы образовывалась логическая цепь, т.е. чтобы одно вытекало из другого. В общение со студентами стремлюсь быть доброжелательной, учитываю их психологический темперамент. При этом ставлю перед собой следующую цель: беседа должна носить коммуникативный характер, студенты должны быть на уроке активны, а не пассивны, иначе, невозможно добиться высокой степени усвоения материала.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда преподаватель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у студентов вполне здоровый аппетит. К сожалению, в настоящее время происходит заметное снижение познавательного интереса, а аппетит к знаниям возбудить становится все трудней. Результатом же этого является низкий уровень мышления, неспособность студентов выразить и обосновать свою мысль. Каким же образом добиться того, чтобы студенты максимально усваивали материал. При этом, могли свободно выражать свои мысли и к выполнению заданий подходили творчески?

Современная методика предполагает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности студентов. Перспективными видами учебной деятельности сегодня можно считать моделирование (игровую деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионную деятельность), изучение источников (исследовательскую деятельность)

В своей работе я пытаюсь разнообразить уроки, ведь однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Эффективное обучение становится возможным тогда, когда преподаватель использует нестандартные пути воздействия на личность. Их важное преимущество заключается в том, что преподаватель постоянно предлагает студентам нечто неожиданное, а, значит, занимательное. Кроме того, уроки далекие от классических форм (опрос, изложение нового материала, закрепление) порой позволяют довольно эффективно организовать изучение материала сложного и скучного для студентов. Особое место принадлежит формам учебных занятий

В ходе изучения новой темы использую игровые моменты: «Неиспорченный телефон», «Из уст в уста». Например, по обществознанию, тема «Деятельность и общение»

Цель: зафиксировать в сознании студентов проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способов активного слушания.

Задача участников – как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Первому студенту информацию передаю я сама. Затем он передаст ее следующему без моей помощи. Второй участник – третьему и т. д.

Студенту предлагается информация для передачи. Последний участник поведает всей группе о том, что он понял. После этого преподаватель читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает студентам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа.

По обществознанию при рассмотрении вопроса о демократических преобразованиях в Российской Федерации была проведена ролевая игра «Заседание Государственной Думы»

Цель игры: помочь студентам понять механизм обсуждения и принятия законов.

Студенты играют роль депутатов Государственной Думы, обсуждают вопрос о внесении дополнений в законопроект «Об уставе средних специальных учебных заведений».

В ходе обсуждения «депутаты» высказывают свои предложения и обсуждают их. Решения принимаются простым большинством голосов (более 50% списка студентов группы).

Студенты объединяются в группы по 4-5 человек, образуя депутатские фракции от определенных политических сил. Группы самостоятельно придумывают название партии и дают краткую характеристику основных направлений ее деятельности.

При рассмотрении темы «Правовое государство» предложена игра в парах. Роли исполняются по очереди. Первая роль – активные сторонники правового демократического государства. Их задача – убедить собеседника в том, что только в демократическом государстве человек может быть по-настоящему свободен. Чтобы убедить своего партнера, нужны серьезные доводы и аргументы. Вторая роль – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – парировать доводы оппонентов, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав. Затем роли меняются.

При обобщении темы провожу уроки – зачеты. Заранее вывешиваю вопросы к зачету (примерно за неделю), затем в течение урока провожу опрос где каждый получает оценку.

Самый простой механизм проверки знаний – тестирование. Они упрощает проверку знаний и облегчают работу преподавателя. Но у них есть недостаток – опасность чрезмерного упрощения, схематизации изучаемого. Поэтому на своих занятиях я не ограничиваюсь лишь тестированием, а сочетаю эту работу с индивидуальным и фронтальным опросом. К тестированию на персональном сайте мы еще вернемся

Семинарское занятие позволяет каждому студенту высказать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию по общей проблеме. В более подготовленных группах очень интересны уроки-дискуссии. Так по обществознанию по теме «Наука и образование» была проведена дискуссия о

роли образования как одного из «социальных лифтов» и важного показателя социального статуса. Задача данного занятия состояла в том, чтобы представить общую картину развития образования в мире и в нашей стране, обозначить наиболее острые проблемы этой области и возможные пути их разрешения, побудить студентов к более серьезным размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня. Для обсуждения были представлены следующие вопросы:

1.Противоречия в развитии современного образования.

2. Частная или государственная школа: что лучше?

3. Статус человека с дипломом.

Очень результативной является студенческая конференция. К ней готовятся доклады студентов по индивидуальным темам. Несколько докладов объединяются общей темой конференции. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знаний и умений, в том числе и ораторских. Несмотря на то, что доклады бывают интересными, внимание студентов нередко ослабевает, и их роль пассивна. Чтобы этого не происходило, необходимо подготовить оппонентов. Их задача – поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчиков (или изложить иную точку зрения). Преподаватель выступает в роли консультанта. Так по обществознанию по теме «Религии в современном мире» урок был построен в виде конференции. Заранее определились докладчики, назначены оппоненты, сформирован «ученый совет», который подготовил заключительный документ конференции о роли религий в современных условиях, а также рабочая группа по подготовке наглядных материалов.

Мною замечено, что активные формы и методы обучения открывают большие возможности для активизации деятельности студентов, развития их творчества. Залогом плодотворной работы на уроках является объем знаний, который студенты пополняют во время внеаудиторной самостоятельной работы. В основном все добросовестно выполняют домашнее задание. Радует то что, студенты пользуются дополнительной литературой. Использование активных форм обучения позволяет повысить качество знаний. Если по итогам первого рубежного контроля качество колебалось от 46%, то по итогам 1 семестра в группах, качество знаний повысилось до 73%


Список источников:

  1. Прямикова Е.В, Ерошова Н.В. Теория и практика изучения обществознания, Екатеринбург, 2014 г.

  2. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата\П.И Пидкасистый, 4-е издание, перераб и доп.-Москва, издательство Юрайт

  3. Активные методы обучения. Имитационные и неимитационные технологии. Режим доступа к источнику: https://studopedia.ru/7_170744_aktivnie-metodi-obucheniya-imitatsionnie-i-neimitatsionnie-tehnologii.html

  4. Методы, приёмы, средства обучения. Классификация методов по источникам и уровням познавательной деятельности. – Режим доступа к источнику: https://mybiblioteka.su/6-46236.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!