Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы
в условиях ДОУ и семьи.
Красноярский край, Северо-Енисейский район, гп Северо-Енисейский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Северо-Енисейский детский сад№5
Бектяшкина Елена Дмитриевна, воспитатель
sad5-se@yandex.ru; 8(39160)22-8-68; anels1968@mail.ru; 8(950)433-16-98;
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) являются хорошим подспорьем, для осуществления воспитателем педагогического процесса в современных условиях.
Реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). В частности поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки детской индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт3.2.5 ФГОС ДО)
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка. А так же позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. (ООП МБДОУ №5)
Теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) включает многообразие методов, способствующих интеллектуальному, речевому, коммуникативному и творческому развитию детей, их личностному становлению. В ходе реализации проекта развиваем психические процессы детей: мышление, память, воображение, учим детей находить и различать противоречия, применять нестандартные, оригинальные решения, находить выход из проблемных ситуаций, для этого применяем систему методов технологии ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, Ч.Вайтинг). Методы и приемы технологии ТРИЗ были адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет доктором педагогических наук, профессором МГУ – А. М. Страунинг. Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности.
Дидактические принципы ТРИЗ (свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь), находят отражение в ФГОС ДО.
Обучение через решение творческих заданий с применением методов ТРИЗ («Метод фокальных объектов», «Методика маленьких человечков», «Мозговой штурм», «Синектика» - автор приема У. Гордон) ведёт к выявлению талантов, развивает интеллектуальные способности детей, уверенность в своих силах. Поэтому для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.
Цель - формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.
Задачи:
- развивать коммуникативные способности детей;
- учить добывать информацию, используя разные виды коммуникаций;
- развивать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- развивать психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;
- развивать умения работать с опорными схемами, создавать мнемотаблицы, ментальные карты;
- воспитывать умение работать индивидуально, в группе сверстников и взрослых, выполняя поставленную задачу с помощью заданных педагогом условий.
Педагогическая практика предназначена для воспитанников среднего, старшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5» на протяжении 5 лет является районной базовой методической площадкой по внедрению метода проектов в практику образовательной работы с воспитанниками.
Практика убеждает в том, что для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, формирования инициативной и самостоятельной позиции дошкольников в добывании знаний, развитии их исследовательских, рефлексивных навыков способствует комплексное применение развивающих педагогических технологий: метод проектов (Л.В. Михайлова - Свирская), социо-игровая технология, ИКТ, а также творческие задания с использованием методов ТРИЗ и метода «Мыслительных карт» Тони Бьюзена (методика запоминания, творчества и организации мышления).
Педагогическую деятельность осуществляем с учетом комплексно – тематического планирования. При изучении той или иной темы имеет место «Страничка интересов детей», что и помогает совместно с детьми определиться с выбором темы проекта.
Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи позволила достичь следующих результатов:
Создан семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;
Созданы условия для самостоятельного выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности;
Реализованы детско-взрослые проекты: «Мама, папа, я – безопасная семья», «Мамины помощники», «Жизнь и быт народов Сибири», «Знаменитые люди Красноярского края», «Никто не забыт-ничто не забыто»; «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»; «Театр, цирк и зрители», межведомственный социальный проект «Путь к успеху» и т.д.;
Совместная деятельность ДОУ и Семьи способствует интеллектуальному, творческому и личностному развитию детей;
Создана картотека дидактических материалов с применением методов технологии ТРИЗ, серия рефератов по тематике проектов.
Эффективность применяемой практики возможно проверить через:
- анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»;
- анализ эффективности педагогических действий (выборка из тематических планов педагога);
- анализ тем и содержание проектов (педагогические наблюдения и их фиксация, срез представлений детей о мире);
- анализ готовности детей к планированию (умение составлять ментальные карты)
Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности.
В проектной деятельности у ребёнка происходит формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, творческий потенциал, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка и социальному заказу на современном этапе.
Литература:
1.Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)
Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного Санкт-Петербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство- Пресс», 2001г.
3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
5.Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
7.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995