Театр «Истоки» как эффективная модель духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Актуализация проекта
Если бы смысл театра был только
в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы класть
в него столько труда.
Но театр есть искусство отражать жизнь.
Константин Станиславский
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями и школой. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей.
К сожалению, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
Школа, как никто другой способна помочь маленькому гражданину научиться сопереживать, радоваться успехам других, оказывать взаимопомощь.
Создание театра, организация театральной деятельности — универсальное средство развития личностных способностей человека. Так появилась идея создания театра, где дети не просто получают знания о событиях, но и становятся их участниками. А потом делятся своими знаниями со сверстниками.
Главная идея проекта - если во внеклассной работе использовать нетрадиционные формы и методы нравственного воспитания, то это будет способствовать развитию личности школьников и формированию у них нравственной культуры. Младшим школьникам необходимо создать такую область деятельности, которая будет способствовать самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности. Это достигается путём включения школьников в театральную деятельность: постановка спектаклей, изготовление костюмов и декораций.
Театр открывает простор для самовыражения, а это одна из его главных потребностей ребенка. Работа на этом уровне пробуждает интерес, вызывает большую творческую активность.
Тема: Театр «Истоки» как эффективная модель духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Проблема:
В погоне за материальными благами современные родители забывают о своей первоначальной обязанности: воспитание гармоничной личности, способной прислушиваться к мнению других, сопереживать, оказывать посильную помощь ближнему, уважительно относиться к традициям своего народа.
Актуальность:
В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.
Цель:
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- гармоничное развитие личности ребенка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности;
- диагностирование и коррекция психологических комплексов, адаптация учащихся к современным социальным условиям.
Задачи:
- сформировать детское театральное сообщество;
- создать условия для творческой инициативы и самореализации обучающихся;
- организовать взаимодействие творческих коллективов близлежащих ОУ и ДОУ.
Ожидаемый результат:
- сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе театральной деятельности;
- создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей;
- развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей;
- повышение самооценки, избавление от комплексов.
Участники проекта:
учащиеся;
учитель;
родители;
психолог;
Этапы реализации:
1. Диагностический этап
Цель: Определить уровень нравственной воспитанности школьников перед реализацией проекта.
Содержание деятельности: Совместно с психологом и родителями проведено диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности обучающихся.
Результат: определена тема и сформулирована цель проекта.
2. Подготовительный этап
Цель: Определить систему занятий по повышению уровня сформированности нравственных представлений младших школьников.
Содержание деятельности: знакомство с традициями школы, определение круга возможностей с учётом возраста школьников.
Результат: Выбраны мероприятия для театральной деятельности.
3. Практический этап
Цель: реализовать проект.
Содержание деятельности: постановка спектаклей, подготовка костюмов и декораций.
Результат: Выступление на школьной сцене, сотрудничество с другими образовательными учреждениями, участие в школьных и городских конкурсах.
4. Контрольный этап
Цель: определить качество участия в реализации проекта; определить уровень нравственной воспитанности в ходе реализации проекта
Содержание деятельности: выявление достижений и проблем в ходе реализации театральной деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Название мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
Диагностический этап |
1. | Диагностические исследования уровня нравственной воспитанности младших школьников | сентябрь 2015 | Кл. руководитель, психолог |
2. | Выявить уровень сформированности нравственной культуры младших школьников. | сентябрь 2015 | Кл. руководитель, психолог |
Подготовительный этап |
1 | Составление примерного репертуара на год. | ежегодно | Кл.руководитель |
2. | Посещение театров и музеев города Курска | в течение всего срока реализации проекта | Кл.руководитель, родители. |
Практический этап |
1. | Осенний спектакль | октябрь, ежегодно | Кл.руководитель, родители. |
2. | Новогодняя сказка | декабрь | Кл.руководитель, родители. |
3. | Рождество Христово | январь | Кл.руководитель, родители. |
4. | Широкая Масленица | февраль | Кл.руководитель, родители. |
5. | Инсценирование патриотической песни | февраль, ежегодно | Кл.руководитель, родители. |
6. | Русские народные обряды. Сороки. Праздник весны. | март ежегодно | Кл.руководитель, родители. |
7. | Пасха. Христово Воскресение | апрель | Кл.руководитель, родители. |
8. | «И помнит мир спасённый» | май | Кл.руководитель, родители. |
9. | Участие в конкурсах театрального мастерства | В течение всего срока реализации проекта | Кл.руководитель, родители. |
10. | Сотрудничество с ДОУ, ОУ, детскими библиотеками. | В течение всего срока реализации проекта | Кл.руководитель, родители. |
Контрольный этап |
1. | Повторное диагностическое исследование | май | Кл. руководитель, психолог |
2. | Отчёт о реализации проекта | май | Кл.руководитель |