ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Театр жизни Чехова»
(Литературный праздник, посвященный 157-летию А.П.Чехова)
Участники: ученики 8 «А» класса
Оформление:
Портрет Чехова, годы жизни.
Высказывания:
1.«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Берегите в себе человека!»
На занавесе - театральные маски, иллюстрации к рассказам Чехова, театральные афиши.
Вешалка с театральными атрибутами (шляпа, плащ, трость)
Стеллаж с книгами Чехова свеча, спички (зажигалка).
Журнальный столик со скатертью, настольная лампа, свеча
Цветы (гвоздики)
Музыкальное сопровождение:
Скрипка
Вальс Чайковского из балета «Спящая красавица»
Чайковский «Осенняя песнь»
Бетховен «Лунная соната»
Чайковский «Грустная песенка»
Начало мероприятия.
Звучит Бетховен «Лунная соната». Выходят ведущие
На фоне музыки и слайдов ведущие читают стихи.
Презентация «Антону Павловичу Чехову посвящается…»
Ведущий 1.
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Ведущий 2
.Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.
Ведущий 1.
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струна запоет…
Ведущий 2
Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!
Ведущий 1.
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Ведущий 2
Уважаемые гости! Мы пригласили вас в этот зал. Сегодня это не просто зал. Это гостиная. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности.
Ведущий 1
Устремленность Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта; в его творчестве ощущается некий свет тайны его личности. Определение Л.Н. Толстого – « Чехов – это Пушкин в прозе» – помогает осознать место писателя в мировой литературе.
29 января 2017года исполнилось 157 лет со дня рождения великого писателя (возлагают гвоздики к портрету писателя)
Ведущий 2
Сегодня мы приглашаем всех на встречу с А.П.Чеховым и его героями. Надеемся, что эта встреча будет полезной, поможет и нам посмотреть на себя со стороны.
(Выход героев рассказов Чехова)
Под музыку Чайковского «Вальс из балета «Спящая красавица» выходят герои произведений Чехова:
«Дама с собачкой» (Анна Сергеевна ,в берете, длинном платье, с белым шпицем , со словами: «Время идёт быстро, а между тем здесь такая скука!»)
«Хамелеон» (Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке, рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником., со словами: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Должно полагать, перед дождем...»
«Смерть чиновника» (Экзекутор, Иван Дмитрич Червяков,причёсанный, аккуратный, смотрит в бинокль, чихает, пугается: « Я обрызгал генерала. Что он подумает, я не нарочно. Подумает, что посмеяться хотел над ним… Да смею ли я смеяться… Да ежели мы будем смеяться, никакого уважения к персонам не будет…»)
«Человек в футляре» (Беликов, учитель греческого языка, в длинном пальто, в тёмных очках, с зонтиком, калошах, со словами: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно. Да как бы чего не вышло!») «Злоумышленник»
(Денис Григорьев, тощий мужичонка в пестрядинной рубахе , лохматый: « Гайка -то ? Мы из гаек грузила делаем…Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёд ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу ! гайка ! В тюрьму… Было б за что…»)
«Лошадиная фамилия»
(Приказчик Булдеева Иван Евсеич бормочет: « Яков Василич... Васильич…,Жеребцов, Кобылицин, Кобылкин, Лошадевич, Табунов? Тройкин! Уздечкин! Буланов... Чересседельников, Овсов - фамилия акцизного!)
«Толстый и тонкий» (Толстый и тонкий обнимаются, говорят:
Тонкий:
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.
- Ну, полно! – морщится Толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте... Что вы-с, - хихикает Тонкий, еще более съеживаясь.)
(Выстраиваются на сцене).
Ведущий 2.
Вы узнали этих героев? Они нам сами сейчас представятся (представление)
(Уходят герои).
Звучит скрипка.
Выходит Чехов-ученик (В цилиндре, пенсне, в чёрном плаще, с тросточкой):
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом вырождение, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; ни одного, кто бы воскликнул, громко возмутился… И такой порядок, очевидно, нужен, очевидно счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти. Стрясется беда – его никто не увидит и не услышит, как он теперь не видит и не слышит другого… Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Ведущий 1:
Эти слова были написаны Чеховым в 1898 году, но звучат так, словно родились только что. В них – весь Чехов.
Ведущий 2:
Антон Павлович и был тем самым «человечком с молоточком», который напоминал и напоминает, что жить пошло и скучно, безынтересно, нельзя, что в каждом человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
Ведущий1:
Чехов смотрел на людей, на мир, бесстрашно и правдиво рассказывал обо всем, что видел вокруг. Его творчеством восхищались талантливейшие современники Толстой и Чайковский. Чехов был не просто писатель, мастер слова. Это был человек, который создал себя сам.
Ведущий 2:
В наши дни трехмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днем нам ближе, чем вчера.
Сам не веришь, но зовешь и будишь,
Разрываешь ямы до конца
И с беспомощной усмешкой тихо судишь
Оскорбивших землю и Отца.
(Кадры фильма «Избранники России. Чехов»
(После фильма)
Ведущий 1
Итак,Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге.
Зажглась, как тысячи свечей, заря.
Глава семейства Богу помолился –
Антоша Чехов – третий сын родился.
Красив, здоров, и вес богатыря!
Он стал писателем, пленившим мир,
Таких, как Чехов, мало на планете,
О нем в ходу легенды и сонеты,
Он – гордость таганрожцев, всех кумир.
Ведущий 2:
Дед был крепостным крестьянином родом из Воронежской области, он выкупил себя с семьей на волю. Отец владел бакалейной лавкой. Он был одаренным человеком: любил музыку и пение, играл на скрипке и рисовал. Но дела в лавке шли плохо, и семья всегда нуждалась.
В доме купца, торговавшего чаем и хлебом,
У малых окошек, глядящих в завьюженный сад,
Родился младенец, крещенный морозом и снегом,
Чья жизнь начиналась с отцовских долгов и заплат.
В семье Чеховых было 5 детей: 4 сына и дочь. Все они были талантливы.
Чтец.
Любой прохожий вам покажет
Тот белый дом у синих вод.
Дощечка медная расскажет
О том, что Чехов тут живет.
Пронизан дом теплом и светом.
Вещей ненужных в доме нет.
Стол, книжный шкаф, диван – всё это
И составляет кабинет.
Вот левитановской рукою
Давно написанный этюд.
Жила березка под Окою,
Теперь живет березка тут.
Рахманинов играл здесь Грига,
Шаляпин пел друзьям не раз…
Вот недочитанная книга…
Вот недописанный рассказ…
По узенькому переулку,
Еще вчера наметив путь,
Ушел наш Чехов на прогулку
И задержался где-нибудь.
Ведущий 1:
Самые нежные, теплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью: «Талант в нас – со стороны отца, а душа – со стороны матери»,- писал он. Отец был суровым человеком, а мать – добрая, кроткая – научила детей с состраданием относиться к людям и ко всему живому.
Ведущий 2:
Когда отец разорился, семья переехала в Москву. А Чехов, которому было 16 лет, остался один в Таганроге доучиваться в гимназии. Сам зарабатывал себе на жизнь и на учебу и еще помогал семье деньгами. На всю жизнь он останется центром семьи, опорой для близких.
Ведущий 1:
Одно из глубоких и печальных произведений – «Ванька» – рассказ о трагической судьбе крестьянского мальчика в чём-то перекликается с судьбой самого Чехова.
Инсценировка рассказа «Ванька» (с использованием музыки Чайковского «Грустная песенка»)
Автор (читает):
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
(Сценка)
(Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )
Ванька. "Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался".
Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:
"А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру..."
(Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул. )
"Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.
Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки".
(Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно.)
"Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай".
(Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
(Говорит): « На деревню дедушке.»
(Потом почесался, подумал и прибавил): "Константину Макарычу".
( Довольный, он надевает шапку и убегает за кулисы... )
Автор.
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...
Ведущий 1:
Когда читаешь в конце рассказа о том, как Ванька сунул своё письмо в почтовый ящик, а потом уснул, убаюканный сладкими надеждами, становится очень грустно. Ведь ясно, что письмо с адресом «На деревню дедушке» никогда не дойдёт до адресата и мальчик по-прежнему будет маяться у чужих людей. Его жизнь не изменится, а может быть, станет ещё хуже. Трагическая судьба маленького мальчика-сироты никого не оставляет равнодушным. Она вызывает жалость и сочувствие.
Ведущий 2:
Окончив гимназию, 19-летний Чехов переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Через 5 лет он получил звание врача. Будучи студентом, он начал писать короткие юмористические рассказы. В них он высмеивал уродства окружающей жизни.
Ведущий 1:
Чехов и появился в печати с юмористическими рассказами. Это были журналы «Будильник», «Стрекоза», «Сверчок», «Зритель». Подписывался он по-разному: Акакий Крапива, Брат моего брата, Врач без пациентов, Заведующий календарем, Прозаический поэт и, конечно, Антоша Чехонте. Авторы мемуаров о раннем детстве Чехова пишут, что всех изумляла свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась во множестве бесконечно разнообразных рассказов, бесконечно разных юмористических сюжетов.
Ведущий 2:
Инсценировка рассказа «Радость» ( Митя, мамаша, папаша)
Было двенадцать часов ночи.
Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. (Родители сидят за столом)
— Откуда ты? — удивились родители. — Что с тобой?
— Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно!
Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.
— Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите!
Сестра спрыгнула с постели и, накинув на себя одеяло, подошла к брату. Гимназисты проснулись.
— Что с тобой? На тебе лица нет!
— Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Мамаша! О, господи!
Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел.
— Да что такое случилось? Говори толком!
— Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всё известно, ничего не укроется! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
— Что ты? Где?
Папаша побледнел. Мамаша взглянула на образ и перекрестилась.— Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот нумер на память! Будем читать иногда. Поглядите!
Митя вытащил из кармана нумер газеты, подал отцу и ткнул пальцем в место, обведенное синим карандашом.
— Читайте!
Отец надел очки.
— Читайте же!
Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Папаша кашлянул и начал читать:
«29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров…
— Видите, видите? Дальше!
…коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…
— Это я с Семеном Петровичем… Всё до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!
…и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина дер. Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку…
— Это я об оглоблю, папаша. Дальше! Вы дальше читайте!
…который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь»…
— Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!
Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.
— Побегу к Макаровым, им покажу… Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу… Побегу! Прощайте!
Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.
Ведущий1:
Радость глупенького человечка так огромна, что он даже не понимает, насколько он смешон, и бежит рассказывать о своей "славе" соседям.
Грустно, потому что глупо и пошло гордиться таким вот "достижением" в своей жизни.
Ведущий 2:
По профессии Чехов был врач. К нему постоянно съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, обращались даже ночью. Он никого не отпускал без лекарства, часто тратил на лечение свои не столь большие средства. Лечил он не только тело, но и душу. Всегда с готовностью откликался на боль и страдания других, бескорыстно помогал людям. Хотел не только врачевать болезни, но и выпрямить души людей, поэтому стал писателем.
Ведущий 1;
Он писал о мелочах московской жизни, в которых, как в капле воды, отражались проблемы русской жизни вообще: о состоянии больниц и аптек, о водопроводе, о стройках, о судебных процессах, растратах и взятках. Юмором Чехов старался исправить то, что его раздражало в жизни. Он бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках, в деревнях и небольших городах. Внимательно наблюдал жизнь крестьян и городских тружеников. О народе говорил не понаслышке, но с горькими нотками, заставляющими задуматься о сути окружающей жизни.
Ведущий2:
Инсценировка рассказа «Размазня» (Хозяин, гувернантка)
На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
- Садитесь, Юлия Васильевна! - сказал я ей. - Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
- По сорока...
- Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...
- Два месяца и пять дней...
- Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника…
Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..
- Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?
Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..
- Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
- Я не брала, - шепнула Юлия Васильевна.
- Но у меня записано!
- Ну, пусть... хорошо.
- Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать...
Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
- Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. - Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...
- Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
- Merci, - прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
- За что же merci? - спросил я.
- За деньги...
- Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?
- В других местах мне и вовсе не давали...
- Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: "Можно!"
Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
Ведущий 1:
Рассказ учит отстаивать свои права. А ещё А. П. Чехов подводит нас к выводу о том, что недопустимо играть чувствами людей, унижать слабых, повышая собственную самооценку за чужой счет.
Ведущий 2:
Когда Чехову исполнилось 30 лет, он неожиданно для родных и знакомых отправился в далёкое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был, пожалуй, самым страшным местом в России: на острове была каторга, там же селились отбывшие свой срок каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк.
На острове Чехов провел перепись местного населения, собрал большое количество сведений о каторге и ссыльной колонии, а возвратившись, написал книгу «Остров Сахалин».
Ведущий 1:
Поездка на Сахалин очень много дала Чехову-писателю. У него появился более серьезный взгляд на жизнь. Чехов пишет: «Работать надо… Главное – надо быть справедливым, а всё остальное приложится».
Чтец.
Таганрог – это всё же Россия,
Хоть не густо там русских людей…
Море… солнце… купцы городские…
Шумный порт… паруса кораблей…
Сахалин – это тоже Россия:
Ссыльно-каторжных злая юдоль.
Беспросветны там муки людские,
Безысходны страданья и боль!
Антон Павлович – тоже Россия:
И улыбка её, и слеза…
Увлажнялись и самые злые
От его сочинений глаза!
Он любил всех, живущих в России:
Даже злобных, бесчестных, тупых…
Будь они сколь угодно плохие,
Но не топчет – жалеет он их!
У него нет героев, злодеев – все лишь жертвы неправды земной:
И прощая,любя и жалея,
Как бы просит: жалейте со мной!
Будто совесть больная стучится
К нам в сердца со страниц его книг…
И живою водою струится
Слов его драгоценный родник.
Ведущий 2:
Чехов любил все живое. Любил собак, птиц, любил природу. Летом он уезжал из Москвы на дачу в усадьбе Мелехово. Там он сажал деревья, ухаживал за розами. Цветы очень любил. Любил гулять. Был страстным любителем искать грибы. Так, не случайно появился рассказ о судьбе потерявшейся собаки.
«Каштанка», чтец (монолог)
Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она
прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное
путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому
же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только
два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров
около прилавка нашла колбасную кожицу - вот и все. Если бы она была
человеком, то, наверное, подумала бы:
"Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!"
Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий пушистый снег
совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую
дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она
вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежащий к
разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он
не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:
- Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная... Ну, не сердись, не
сердись... Виноват.
Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы,
и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым
лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.
- Что же ты скулишь? - продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. -
Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный песик! Что же мы
теперь будем делать?
Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему
руку и заскулила еще жалостнее.
- А ты хорошая, смешная! - сказал незнакомец. - Совсем лисица! Ну, что
ж, делать нечего, пойдем со мной! Может быть, ты и сгодишься на
что-нибудь... Ну, фюйть!
Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать
только одно: "Пойдем!" Каштанка пошла.
Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой
комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на
незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки...
Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса,
полпирожка, куриных костей, и она с голодухи все это съела так быстро, что
не успела разобрать вкуса. И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался
голод.
- Однако плохо же кормят тебя твои хозяева! - говорил незнакомец,
глядя, с какою свирепою жадностью она глотала неразжеванные куски. - И какая
ты тощая! Кожа да кости...
Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. После
обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле
приятную истому, завиляла хвостом. Пока ее новый хозяин, развалившись в
кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше - у
незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме
кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою;
у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак,
куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У
незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и
великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато у незнакомца есть одно
очень важное преимущество - он дает много есть, и, надо отдать ему полную
справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на
него, он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул:
"По-ошла вон!"
Но скоро утомление и теплота взяли верх над грустью... Она стала
засыпать. В ее воображении забегали собаки; пробежал, между прочим, и
мохнатый старый пудель, которого она видела сегодня на улице, с бельмом на
глазах и с клочьями шерсти около носа. Федюшка, с долотом в руке, погнался
за пуделем, потом вдруг сам покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и
очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг другу носы и
побежали на улицу...
Ведущий 1:
Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но и знаем о её чувствах, мыслях. Этим тонким чувственным приёмом Чехов помогает проникнуть в мир животного
Ведущий 2:
Чехов не любил одиночества. Вокруг него всегда было много людей, велись шутливые разговоры, звучала музыка. Он всегда принимал самое живое участие в общем веселье. Чехов любил искусство, литературу, музыку, театр. Дружил с художниками и музыкантами. Очень любил старинные русские романсы.
Романс на стихи и музыку Евгения Дмитриевича Юрьева «В лунном сиянии»
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
Выходят ведущие
(Негромко звучит мелодия – «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского)
Ведущий 1:
Что невозможно выразить словами, дает возможность Чехову выразить музыка. Музыка была и в его рассказах – это отражение невыразимого и одновременно сила, вызывающая глубоко скрытые чувства. Чехов считал музыку лучшим средством для отражения сложных чувств и настроений. Кроме того, он видел в ней силу, эмоционально воздействующую на человека.
Ведущий 2:
В «Рассказе неизвестного человека» Чехов пишет: «Глядя на потолок, как бы припоминая, Грузин с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского, так тепло, так умно! Лицо у него было такое, как всегда – не умное и не глупое, и мне казалось просто чудом, как человек, которого я привык видеть среди самой низменной, нечистой обстановки, был способен на такой высокий и недосягаемый для меня подъем чувства, на такую чистоту»
(Музыка постепенно стихает)
Ведущий 1:
Один из его современников вспоминает: «Он возил меня к соседям по имению, чтобы послушать Бетховена: хозяйка дома превосходно играла. А когда он слушал любимый романс поэта и музыканта Евгения Дмитриевича Юрьева «Белой акации гроздья душистые… », его лицо было серьезно и прекрасно…
Романс « Белой акации гроздья душистые… Автор слов: Матусовский М. Композитор: Баснер В.
Целую ночь соловей нам насвистывал
Город молчал и молчали дома
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума
Сад весь умыт был весенними ливнями
В темных оврагах стояла вода
Боже какими мы были наивными
Как же мы молоды были тогда
Годы промчались седыми нас делая
Где чистота этих веток живых
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них
В час когда ветер бушует неистовый
С новою силою чувствую я
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы как юность моя
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы как юность моя
Ведущий 2:
Рассказ-сценка – любимый жанр Антоши Чехонте. Мы тоже написали небольшой рассказ по мотивам рассказа А.П.Чехова – «Хамелеон». Предлагаем посмотреть его постановку на сцене.
Сценка «Хамелеон» (почти по Чехову) (2 ученика)
(на сцене - парта, два стула, на стуле висит шарф)
Вбегают 2 мальчика (Коля и Саша)
-Ой, кто-то шарф забыл!
-Да это Наташки Ивановой, вроде бы…
Коля хватает шарф и начинает в злости его мять руками…
- Что ты делаешь? Зачем?
-Шарф – отстой! Наташка мне вчера домашку списать не дала!
-А вообще-то это не её… Это Людки Андреевой, точно, она вчера девчонкам хвасталась…
Коля отряхивает, разглаживает шарф:
-А, это Людин шарф… Ничего так шарфик, модненький… Людка – классная девчонка, на уроках всегда подсказывает…
Саша задумчиво продолжает:
-Хотя, нет… не её… Да это же Веры Борисовны шарф! Она его забыла… Повесила на стул в начале урока и забыла!
Коля бросает шарф на пол и топчет его ногами…
- Вчера двойку мне поставила за то, что стихотворение не выучил!
Саша продолжает:
-Не, нет, не её… Вспомнил! Это же директор Юлия Михайловна к нам заходила, объявление делала, и уронила…
Коля быстро поднимает шарф с пола, отряхивает, разглаживает, сдувает пылинки с него, уносит на вытянутых руках, приговаривая:
- Да как же так уронила! Такой красивый шарф, пойду постираю, поглажу и сам в кабинет отнесу…
Ведущий 1:
Вот такой современный Хамелеон получился…
Чехов всю жизнь следовал своему главному принципу – помогать людям. При этом он остался скромным, не любил почестей, был равнодушен к славе, не терпел шума вокруг своего имени. Стремился к простоте и в жизни, и в литературе. Но в то же время был борцом за лучшую и счастливую жизнь.
Ведущий 2:
И прожил недолго, и жил нелегко,
Но людям всегда доверяя,
И факел искусства пронес высоко,
Сквозь пошлости жизни шагая.
(Звучит музыка «Лунная соната».
(На фоне музыки )
ЧТЕЦ:
Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал. ( Е. Евстигнеев. Над книгой Чехова.)
Ведущий 1 :
(зажигает свечу)
Ведущий 2:
Свеча – символ человеческой жизни. А пламя ее, как человеческая душа. Она трепетна и робка. А свет ее беззащитен и нежен. Говорят, что от свеч мало света. Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, трудно отличить главное от второстепенного, великое от малого.
Ведущий 1:
Такой свечой и был Чехов, высвечивая нам самое важное и весомое в жизни. Пока она горит, нам хорошо рядом с ней. Может быть, и мы станем хоть чуточку светлей. Кто знает?
(Звучит музыка: П. И. Чайковский. "Вальс из балета «Спящая красавица»)
Выходят все артисты , читают стихи:
1-ый Он вышел в застёгнутом черном пальто,
В черной шляпе, с привычной тростью.
2-ой С порога его не окликнул никто,
Мир простился с ним просто.
3-ий Над землёй весна голубая плыла,
Тем воздухом не надышаться!
4-ый Но траурной эта фигура была -
Отшельника или скитальца?
5-ый Давно он в далекий отправился путь
К высшей Правде, Добру и Порядку.
6-ой С дороги такой не сойти, не свернуть…
Россия с ним шла без оглядки.
7-ой Он души людские легко постигал,
Но знал и сомнений напасти,
8-ой И Черный Монах незаметно бывал
Его собеседником часто.
9-ый И прожил недолго, и жил нелегко,
Немногим себе доверяя,
10-ый Но факел искусства пронес высоко,
Сквозь пошлости жизни шагая.
(Позади всех становятся остальные актёры)
Выходит Чехов-ученик:
Должно быть всё прекрасно в человеке:
Душа и тело, мысли и дела…
Я утверждаю: истина навеки!
Не верю, что её пора прошла,
И что об исцеленье душ не может быть и речи,
Я знаю точно, исцелятся в мире только те,
В которых всё прекрасно: мысли, речи –
Так говорю сегодня я вам - ваш Антоша Чехонте!
Все кланяются.