Филиал МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ»
Инсценировка басни на литературном вечере, посвященном А.И. Крылову
Подготовила и провела
классный руководитель 5 класса
Кононова Елена Васильевна
Участники- ученики 5 класса
Раздел - внеклассная работа
с. Верх – Бийск, 2015 г.
Инсценировка басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Цель: выступления класса на литературном вечере
Развитие творческих способностей учащихся;
Формирование интереса к литературе;
Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства.
Оформление: портрет И.А. Крылова (в руках ведущего), домик муравья нарисован на ватмане, снежинки из бумаги, хворост, зонтик, музыка Иллюстрации к его басням (конкурс детских иллюстраций).
Выставка книг Крылова.
(приложение №1)
Занавес закрыт
Ведущий:
- Добрый вечер!
- Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня смотреть.
Две горошины – глаза,
Ножки – грабелькой,
Хвостик – сабелькой,
Крылья – бантиком.
Ведущий: Правильно. Это стрекоза.
Звучит музыка, выбегает стрекоза и танцует перед детьми. Уходит.
В лесу у пня беготня, суетня,
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
Ведущий: Правильно – это муравей.
Звучит музыкальный фрагмент, выбегает муравей. Он в игровой форме делает разминку со зрителями. Уходит
Ведущий: Сегодня мы вам покажем басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Открывает занавес, звучит музыка, танцуют снежинки, раскидывая снежинки из бумаги. Уходят.
На фоне музыки, ведущий рассказывает басню. Стрекоза и муравей показывают действия на сцене.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела".
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши.
Муравей, выйдя из домика, накидывает на плечи стрекозы шубку, уводит её в свой домик. Занавес закрывается.
Ведущий:
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
В басне обязательно содержится мораль. Мораль басни – это первые или последние строки басни с нравоучительным выводом. Басня – очень древний литературный жанр.
Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа.
Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся.
Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
Я прочитаю вам басню на новый лад и надеюсь, среди вас не окажется ни одного человека, похожего на героиню басни.
Читает басню.
Стрекоза и муравей (басня на новый лад) приложение №2
Выходят все участники действия и читают по одной строчке:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Конец.
В конкурсе инсценировок, прошедшего 23 октября в нашей школе мы, ученики 5 класса, заняли 1 место!
Приложение №3
Приложение№1
Приложение №2
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное гуляла,
Все скакала, да порхала.
Скажем прямо: не скучала.
У компьютера сидела,
Фильмы в телеке глядела,
В телефоне все копалась,
Да на роликах каталась.
Очень близко, рядом с ней
Жил учитель Муравей
Летом спортом занимался,
Много книг читать старался.
Стрекоза над ним смеялась
И буквально издевалась:
“Брось ты всю науку эту,
Побежим на дискотеку
Летом надо отдыхать,
А не с книжкой засыхать”.
Лето быстро пролетело,
Осень уж катит в глаза.
И уверенно, и смело
В класс влетает Стрекоза.
Школьный прозвенел звонок,
Муравей ведет урок:
“Расскажи-ка всем нам в классе,
Что ты знаешь о Кузбассе?”.
“Это кинотеатр такой,
Фильм идет там неплохой
Я на нем в 3D сидела
И во все глаза глядела”.
(В ужасе наш Муравей
Покраснел аж до бровей).
“Отвечай без промедленья
Нам таблицу умноженья.
Дважды два?”
“Не помню я”.
“Пятью пять”.
“Не знаю, я вопросы ваши
Плохо понимаю”.
И с мольбою Стрекоза
Муравью глядит в глаза:
“Помоги мне, кум мой милый,
Дай ты мне собраться с силой,
Научи, чему обучен,
Дай мозги собрать мне в кучу”.
“Кумушка, мне странно это
Повторяла ли ты летом?”.
“До того ль, голубчик, было
В летних лагерях у нас
Песни, пляски каждый час.
Так, что голову вскружило.
И роман я закрутила,
Все на свете позабыла”.
“А так ты…” – “Я без души
Лето красное все пела…”.
“Ты все пела? Это дело:
Ставлю два – иди пляши!”.
Мораль такая басни нашей
И каждый ученик ее поймет:
Кто летом много беззаботно пляшет,
Тот осенью обычно слезы льет.
Приложение №3
Фотоотчет выступления
Литература.
Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974
Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. Пособие для уч-ся.- М.,1983
Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л.,1973
Крылов И.А. Басни. – М., 1984
Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1969
Информационные сайты:
www.arttrans.com.ua
www.childhoodbooks.ru
http://www.krylov.net.ru/