Волкова Любовь Дмитриевна
ветеран труда
МБОУ «Знаменская СОШ»
(город Славгород с. Знаменка)
Театральная студия в духовно - нравственном воспитании качеств обучающихся
Одним из главных факторов успешной деятельности ОУ является выбор форм внеклассной деятельности и педагогических технологий, отвечающих современным требованиям. Для себя я давно нашла такую форму - театральная студия «Непоседы». Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к их общению, ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания (имитационный метод), который дала человеку сама природа
Театральное искусство, воспитание через сердце, импровизация, культуроведческая компетенция, сотворчество, социальная адаптация.
Сегодня большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая наряду с обязательными учебными занятиями является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет большую роль в достижении предметных, метапредметных и особенно личностных результатов, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, склонностей, мотивов
Хочу привести цитату из сборника документов, адресованных современному учителю русского языка и литературы: «Русский язык является неотъемлемой частью национальной культуры русского народа, поэтому обучение русскому языку , должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением в школьный курс национально-культурного компонента».(1.с.4-5). При этом нужно исходить из того, что русский язык является первоэлементом художественной литературы и, как справедливо заметил Н.М. Шанский, «совершенствование методики преподавания русского языка должно включать в себя также определение методически ориентированных художественных произведений русской классики и способов их использования и для формирования нравственной и творческой личности, и для совершенствования культуры речи». (2, с.12).
Поэтому важный момент в моей практике - это формирование культуроведческой компетенции учащихся. В 2009 году, на курсах повышения квалификации, в АКИПКРО, мною был защищен проект «Театральная студия в воспитании нравственно-духовных качеств личности учащихся», здесь же 2012 году представила самообобщение опыта «Культурологический аспект в развитии устной и письменной речи учащихся». Особое внимание на уроках – метапредметные связи. При изучении устного народного творчества, жанра «Былины», делаем экскурс в творчество художников- иллюстраторов. Рассказываю о художественных промыслах в России. При изучении творчества Пушкина – творчество Нади Рушевой, а героев Булгакова, Мастера и Маргариту, мои ученики представляют только по ее графике, иными они их не мыслят. Илья Глазунов – тот художник, картины которого полюбили мои ребята еще тогда, когда мы изучали литературу средневековья. Тема Великой отечественной войны не проходит у нас без альбома гравюр и стихов в сотворчестве – художника Литвы Стасиса Красаускаса и поэта Роберта Рождественского. Творчество поэтов, особенно серебряного века, - это музыка, классическая и народная, живопись. Все это дополнительный стимул к творчеству, к коммуникации.
В проведении внеклассных уроков литературы, факультативных занятий по МХК и литературе, общешкольных мероприятиях мне помогает театральная студия, которой руковожу уже много лет. По первому образованию, я режиссер театрального коллектива. Считаю, что роль театрального искусства в развитии речевой деятельности детей, как и в воспитании, неоспорима. В чем особая сила искусства? Это творчество, которое изменяет, преображает человека. Игра и искусство неразрывно связаны, поскольку все жанры, которыми владеет театральное искусство: драма, комедия, трагедия – это маленькая модель жизни, но сконструированная, сыгранная. Театральное искусство возникло давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. Но и в те, далекие времена, 26 столетий назад, театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновнего долга, товарищества, преданности.
Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к их общению, ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания (имитационный метод), который дала человеку сама природа. А ребенок и развивается в подражании чему-то или кому-то, воспитывается на заданных образцах. Основная цель, которой я следовала при создании школьного театра – это воспитание нравственно-духовных качеств обучающихся посредством театральной деятельности, театрального искусства, художественного слова. На основе игры, общения, познания театрального искусства обеспечить максимальное раскрытие тех творческих возможностей обучающихся, которые характерны для их возраста. В сотворчестве с обучающими через осознанное и самостоятельное действие, создать им интерес и к предметам гуманитарного цикла, помочь им в постижении окружающего мира, осознании собственного «я».
Отсюда и задачи театральной студии – это научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также предвидеть и решать минипроблемы, формировать умение ориентирования в информационном пространстве, находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, сформировать навыки поведения исследований, сформировать навыки работы и делового общения в группах, сформировать навыки передачи и презентации знаний и опыта, помочь решить важную проблему социальной адаптации.
Пожалуй, трудно дать оценку тому, что получает ребенок, участвуя в спектакле в качестве сценариста, актера, костюмера, декоратора, осветителя или музыканта. Велико разнообразие проектов нашей студии. Это и общешкольные праздники, уроки внеклассного чтения, уроки-прологи по литературе, где с помощью студийцев создается интрига урока, элемент неожиданности: монолог Катерины, при первой встрече с пьесами Островского, знакомство с Хлестаковым, наблюдение за Мастером и Маргаритой , создание живых картин из романа –эпопеи «Война и мир» Толстого, сцену объяснение Онегина и Татьяны. К юбилею нашего писателя-земляка В.М. Шукшина поставлен большой спектакль по рассказам Шукшина «Чудики», в репертуаре уже был спектакль-сказка» «До третьих петухов». Серьезную работу провели по проекту студии «Память сердца», посвященному патриотическому воспитанию учеников. Первыми участниками студии поставлен спектакль по произведению Б.Васильева «А зори здесь тихие». К сожалению, вместе с выпускниками уходят и многие спектакли. Как случилось с «Зорями..» Б. Васильева, с пьесой Маршака «Горя бояться - счастья не видать», Аксакова «Аленький цветочек». Театральная постановка « Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем», по материалам школьного музея о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной, проходила вместе с приглашенными участниками фольклорного ансамбля «Вареники». Я практикую «живой голос» и на уроках литературы при изучении истории народной песни, песен Великой Отечественной. «Там, где кончается слово, начинается музыка»(5.с.16). Здесь же, в музее, проведен вечер-спектакль «Дети войны». Сильное впечатление оставил этот вечер у детей. Здесь они слушали живую историю: дети войны, после спектакля делились своими воспоминаниями. С помощью студийцев в 2014 году состоялась презентация книги нашего земляка, ветерана войны и труда А. Е. Ляшенко «На степных просторах». Ребята встречались с автором книги о нашей малой Родине, с интересом изучали материалы книги, разработали сценарий «Строки родословной». Картины далекого прошлого своих прадедушек и прабабушек воссоздавались ими с удовольствием. Презентация книги состоялась в Доме культуры села.
Традиционно в школе студийцами ставится спектакли к Новому года, обычно это сказки: «Летучий корабль», «Двенадцать месяцев», «Иван- Зорькин сын». Традицией стал и праздник «Пока горит свеча», ко дню Святого Валентина. Все герои – из классической литературы. Вот эти моменты:
-С надеждой поет Лариса Огудалова «А напоследок я скажу…» Паратову.
-Выясняют отношения Алеко и Земфира из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».
-Под музыку Свиридова читается сонет Шекспира.
-В хореографическом этюде показывает сцену безумия Офелия из «Гамлета».
-Снова объясняются Евгений Онегин и Татьяна.
-Прощаются Маша Миронова и Петр Гринев.
-И снова танец, вальс, сцена из рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
-А под балконом признается в любви Джульетте Ромео.
Особое внимание обращаю на искусство художественного слова. Ведь нужно научить детей обаянию поэзии пушкинского гения, музыкальной цветописи Есенина, мудрости булгаковских героев. Понимать сокровенный смысл слова, чтобы произошло чудо. Ведь в настоящем, высоком произведении литературы, кроме текста, есть еще и подтекст.
Разработан еще один интересный проект для постановки. Это литературная игра по произведению Метерлинка «Синяя птица». Очень мудрая книга зарубежного автора, которая получила второе рождение именно в России, учит ребят чудесным истинам. Проект так и носит название «Семь чудесных истин». Скоро наш юный зритель школы будет их постигать, и помогут в этом мои студийцы, которые узнают мир на классических образцах нашей литературы, а им в этом помогает театральное искусство. Театральное искусство преображает человека, ведь воспитание идет через сердце.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, каждый понимает, что и от его усилий зависит общий успех. В процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться. Мы же знаем, что воспитание коммуникативных способностей – стержень социальной адаптации. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – главные задачи воспитания ребенка, которые проще и интереснее решать в театрализованной деятельности.
В нашей студии всегда царит особый творческий дух, особая атмосфера, дети общительные, активные, на них всегда можно опереться в решении любых творческих дел в школе. Они участники конкурсов чтецов «Живая классика», пишут стихи, участвуют в краевых конкурсах сочинений. В сотрудничестве с педагогами ставим спектакли для односельчан в канун 9 мая. Привлекаю к участию в творчестве не только сильных учеников, но и застенчивых, замкнутых подростков. Отрадно видеть, как раскрываются их способности, как свободно становится их общение.
Еще стоит учесть неоценимость воздействия театра на социум (зрителей, среди которых школьники, родители, взрослое население села). Наши спектакли всегда ждут, просят повторить их. В репертуар студии входят одноактные спектакли: «Трибунал» Макаенка, «Варшавская мелодия» Леонова, «Выстрел» Полякова, триптих из одноактных пьес «Соседи». Приходя на спектакль, зритель отрешается от повседневной жизни, приобщается к театральному искусству. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни, учится сопереживать героям, в чём-то подражать им, соизмерять свои поступки.
Что же такое школьный театр?
-Помогает ребенку обрести себя, формирует, развивает все стороны человеческой личности: умственную, физическую, эстетическую, нравственную, речевую.
-Без принуждения погружает в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии, поскольку театр – это синтетический вид искусства.
-Рождается сотворчество, потому что театр - это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие проблемы.
-От каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых мы до поры до времени не знаем.
-Идет тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений.
Бывшие студийцы продолжали участвовать в художественной самодеятельности в своих учебных заведениях, что свидетельствует о их желании в дальнейшей самореализации. Трое из них поступили в институт культуры, два члена студии - в училище культуры.
Свою главную задачу вижу в воспитании патриотов, культурных, грамотных людей, которые должны помнить, что Россия – уникальная страна со своими традициями, историей, культурой. В кабинете, на стенде, слова Д.С. Лихачева: «Искусство освещает и одновременно освящает человека» Эту истину проповедую своим ученикам, и сама следую ей всю жизнь.
Литература
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – М.,1844- с.4-5.
.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку/ Н.М. Шанский, М.Т. Баранов и др. – М., - С.12
Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды/Басина Н.А., Сулимова Н.П. и др.- М: просвещение, 2003 г.
Уроки театра на уроках в школе. /Ершова А.П. - М., 1998 г.
Ваш театр./ Корогодская З.Я. М., Знание,1984 г.
Техника звучащего слова. Методическое пособие/ Савинова З.В. - М., 1998 г.
Сценические этюды. Учебное пособие для театра и культурно-просветительских учреждений./ Шихматов Л.М. М., 1966 г.
Интернет ресурсы:
- http://www goolge ..6428,d.bgeg cad=rjt
-http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Материал из Википедии — свободной энциклопедии.