СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральные тренинговые занятия по формированию у воспитанников такого качества как толерантность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие вошло в городской семинар по вопросу о формировании толерантности школьников. Эти упражнения помогают нам в театральном объединении "Play"  приобретать умения и навыки театрального мастерства.

Просмотр содержимого документа
«упражнения текст»

Театральные тренинговые занятия по формированию у воспитанников такого качества как толерантность

  • Одним из методов активного обучения с целью формирования толерантности является социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.

Таким образом, методы активного обучения можно использовать в образовательном процессе с целью формирования установки на толерантность, состоящую в способности и готовности к равноправному диалогу с другими.1



Слайд 3

Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями».

Принцип развития толерантности: принцип диалогичности и сотрудничества,

Принцип уважительного отношения к ребёнку

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Попросите участников встать в круг.

2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

· каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

· каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

· каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку - на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;

· каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).

3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Щелчок для музыка

4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Слайд 4

Упражнение №2 Соглашение с инициативой других. «Воображаемый мяч». 15 мин.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.

1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.

2. Из участников группы назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

После объяснения Щелчок для музыки



Принцип воспитывающей рефлексии

5. После игры обсуждаются следующим вопросы:

а) Как идет в группе совместная работа?

б) Все ли участники были задействованы в этой игре?

в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?

г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?

д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?

е) Все ли игроки старались одинаково?

ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?

з) Как можно улучшить совместную работу?

Слайд 5

Упражнение №3 Наблюдение за собой и другими. «Я тоже». 15 мин.

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен заметить какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.

Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.

Когда человек научится наблюдать за другими, он непременно научится видеть в других людях и положительное и ценить это





Слайд 6

Упражнение №4. Настройка на группу. «Передача ритма».10 мин.

Принцип диалогичности и сотрудничества

1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Дается инструкция: «Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

После объяснения Щелчок для музыки



5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Предложить гостям

Слайд 7

Упражнение №5. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия». 10 мин.

Принцип уважительного отношения к личности

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

После объяснения Щелчок для музыки

Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Слайд 8

Упражнение называется "Дирижер оркестра". Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) учащиеся хлопают в ладоши.

Принцип целесообразности) Приобретение опыта коллективного сотрудничества

Слайд 9

Упражнение "Комплименты"

Принцип уважительного отношения к личности, принцип опоры на положительное в человеке

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Слайд 10

Упражнение "Общий ритм"

Принцип диалогичности и сотрудничества

Цель: повышение сплоченности группы.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

После пробного раза прохлопать всем любую мелодию



«Пантомима» 1 человек не участвует . Он должен угадать, какое определение показывает остальная группа

Определения толерантности:

Сотрудничество - дух партнерства.

Готовность мирится с чужим мнением.

Уважение человеческого достоинства.

Уважение прав других.

Принятие другого таким, какой он есть.

Способность поставить себя на место другого.

Уважение права быть иным.

Признание многообразия.

Признание равенства других.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Слайд 11

Упражнение «Да!»

Принцип диалогичности и сотрудничества

Цели: тренировка принятия безоговорочных предложений группы, раскрепощение участников группы.

Процедура проведения:

  • Группа свободно ходит по комнате во всех направлениях.

  • Ведущий предлагает группе осуществить некое действие, в ответ на которое группа безоговорочно должна крикнуть: «Да!» (например, «сейчас мы все вместе выпьем чаю»);

  • Группа выполняет предложенное действие (имитирует).

  • Участники группы предлагают выполнять некие действия группе.

  • Группа кричит «Да!» и имитирует выполнение их.

После объяснения Щелчок для музыки

Слайд 12

Упражнение «Что моя вещь знает обо мне».

Принцип воспитывающей рефлексии

Цель: самораскрытие, самопознание; повышение внутригруппового доверия.

Процедура проведения:

  • Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я — Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней...».

  • Таким же образом рассказывают о себе все участники группы

После объяснения Щелчок для музыки

  • При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими — важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.

Слайд 13

Упражнение «Тень»

Принцип диалогичности и сотрудничества

Цель: развитие социально – коммуникативных навыков, развитие наблюдательности к состоянию другого.

  • Процедура проведения: упражнение проводится в парах. Один участник группы двигается, выражая в движениях чувства. Его партнер следует за ним как тень, пытаясь повторить его движения, наблюдая при этом за своими чувствами.

Щелчок для музыки

  • Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, что чувствовал ваш партнер?

  • Удалось ли вам понять и сопереживать друг другу?





  • Упражнение 5 «Отражение в воде»

  • Цель: развить умение отражения.

  • Один из вас будет медвежонком, другой — тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

  • а) Медвежонок скорчил страшную рожу.
    б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
    в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

  • ? Кого увидел медвежонок в речке?
    ? Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?
    ? Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
    ? Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?

  • Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь, на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Слайд 14

«Я люблю тебя»

Принцип уважительного отношения к личности

  • Цель: формировать уважения к себе и другим.

  • Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили. Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

  • а) признайтесь себе в любви, отвернувшись от остальных участников;
    б) признайтесь в любви «про себя».

  • ? Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
    ? Что вы при этом чувствовали?



  • Упражнение "Мостик"

  • Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.

  • На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.

  • Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.

  • Можно дать задание «Замри», чтобы проанализировать по реальным позам способность уступать у каждого ученика

  • Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Слайд



  • Цель: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях для формирования умений социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях.

Этюд "Поссорились и помирились" – решение конфликта

Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому.

Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу, и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся поворачивают лицом друг к другу, они, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.



Отработка идеи о важности взаимопонимания, взаимоподдержки

Цель: Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям.



Задачи:

Формирование представлений о роли семьи в жизни человека.

Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье.

Привитие уважительного отношения к членам семьи

Игра "Бабушки и дедушки"



Дети стоят у стены парами. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд стульев по числу пар детей.



Инструкция: "Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены)".



Ведущий показывает, как можно поддерживать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете у врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему. Какие чувства испытывает ребенок: ответственность, гордость, самоуважение .





ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА



Цель: Расширение представления об особенностях ритуалов и традиций в разных культурах и социальных особенностях.



Задачи:

Расширение представлений о правилах этикета разных социальных групп людей.

Привитие навыков светского поведения.



Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.



Ход занятия:



Вводная часть



Для чего люди придумывают правила поведения? Как называются эти правила?



Одинаковые ли правила поведения в различных кругах людей, людей различных национальностей? Среди школьников, учителей, банкиров, политиков, дипломатов и т.д.?



Этикет - ввод этих правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.



Основная часть



Сегодня стало очень популярным слово "презентация". Что это такое? Существуют презентации магазинов, выставок, праздников. Как правило, на презентациях присутствует светский этикет. Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете и другие люди не меньше, чем вы, заслуживают внимания и уважения. Предлагается разыграть ситуации "Поведение за праздничным столом", "Поведение мальчика в транспорте".



Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий. Просмотр слайдов с правилами этикетов разных народов.



Заключительная часть



Обсуждение с детьми того, какие человеческие качества способствуют эффективному общению. После этого они вырабатывают правила, как развить в себе эти качества.



Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - прощайся. Не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.



Использовать карточки, которые надо инсценировать





Четвертый этап - рефлексия (15 мин.)

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог (педагог), он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.



Таким образом, представленный метод активного обучения – социально-психологический тренинг - можно использовать в образовательном процессе с целью формирования установки на толерантность, состоящую в способности и готовности к равноправному диалогу с другими.



1 Безюлева Г.В, Шеламова Г.М Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2002, -С. 54-58.

Просмотр содержимого презентации
«упражения, развивающие толерантность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»     Театральные тренинговые занятия по формированию у воспитанников такого качества как толерантность  Учитель английского языка, руководитель драматического объединения Кременецкая Л.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»

Театральные

тренинговые занятия

по формированию

у воспитанников такого качества

как толерантность

Учитель английского языка,

руководитель драматического объединения Кременецкая Л.В.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг

  • основан : на методах групповой работы
  • значение:
  • 1. знания социально-психологического характера
  • 2. корректируется поведение
  • 3. навыки межличностного взаимодействия
  • 4.способность к рефлексии
  • 5. умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение
«Поздоровайся локтями»   Принцип диалогичности и сотрудничества Принцип уважительного отношения к ребёнку     Цель: установление контакта между участниками

«Поздоровайся локтями»

  • Принцип диалогичности и сотрудничества
  • Принцип уважительного

отношения к ребёнку

Цель: установление контакта между участниками

«Воображаемый мяч» Принцип диалогичности и сотрудничества

«Воображаемый мяч»

  • Принцип диалогичности и сотрудничества

  • Цель: формирование соглашения с инициативой группы
«Я тоже» Принцип уважительного отношения к личности Цель: наблюдение за собой и другими

«Я тоже»

Принцип уважительного отношения к личности

Цель: наблюдение за собой и другими

«Передача ритма» Принцип диалогичности и сотрудничества Цель: настройка на группу

«Передача ритма»

Принцип диалогичности и сотрудничества

Цель: настройка на группу

«Круг доверия» Принцип уважительного отношения к личности

«Круг доверия»

Принцип уважительного отношения к личности

«Дирижер оркестра»

«Дирижер оркестра»

  • Принцип целесообразности
  • Приобретение коллективного опыта сотрудничества
Комплименты

Комплименты

  • Принцип уважительного отношения личности
  • Принцип опоры на положительное в личности
Общий  ритм

Общий ритм

  • Принцип диалогичности и сотрудничества
«Да!»

«Да!»

  • Принцип коллективного сотрудничества
  • Цель: тренировка принятия безоговорочных предложений группы, раскрепощение участников группы
«Что моя вещь знает обо мне» Принцип воспитывающей  рефлексии    Цель: самораскрытие, самопознание; повышение внутригруппового доверия.

«Что моя вещь знает обо мне»

  • Принцип воспитывающей

рефлексии

Цель: самораскрытие, самопознание; повышение внутригруппового доверия.

« Тень »  Принцип диалогичности и сотрудничества

« Тень »

  • Принцип диалогичности и сотрудничества

  • Цель: развитие социально – коммуникативных навыков, развитие наблюдательности к состоянию другого
Я люблю тебя

Я люблю тебя

  • Принцип уважительного отношения к личности
  • Цель : формировать уважения к себе и другим
«Мостик» Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации Принцип уважительного отношения личности

«Мостик»

  • Цель:
  • Формирование способности

анализировать ситуацию

с позиции другого человека

  • Формирование механизмов

социальной перцепции:

эмпатии, идентификации

  • Принцип
  • уважительного отношения

личности

  • диалогичности и сотрудничества

" Поссорились и помирились "

  • Принцип диалогичности и сотрудничества
  • Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому для развития навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Превращение комнаты Принцип диалогичности и сотрудничества Принцип уважительного отношения к личности Цель: согласованность действий, коллективное осуществление замысла одного актёра

Превращение комнаты

  • Принцип диалогичности и сотрудничества
  • Принцип уважительного отношения к личности
  • Цель: согласованность действий, коллективное осуществление замысла одного актёра

Однажды и мы получим аплодисменты

Однажды и мы получим аплодисменты