| Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности (ручка, карандаш) | Стоя дежурный |
- анализирует ин-формацию, делает выводы; - формулирует во-просы, направля-ющиепознава-тельную актив-ность; | Работа с учебником: анализ движения свободного тела - можно ответить на вопрос, как движутся свободные тела, не обращаясь к опыту? - Как зависит ускорение тела от действующих на него сил? Работа со сборником задач А.П. Рымкевич. Вывод: Движение относительно, поэтому имеет смысл говорить лишь о движении тела по отношению к системе отсчета, связанной с другими телами. Главный вопрос урока Как движется тело если на него не действуют другие тела? | С.63 С.67 С.21 в.113, 114 Фронтально Запись темы и во-проса в тетрадь |
-приводит примеры систем отсчета; -объясняет явление инрции; - показывает равномерное движение тележки без внешнего воздействия и движение тележки с внешним воздействием (песок); - объясняет причину покоя и равномерного и прямолинейного движения тел ; - формулирует 1 закон Ньютона; - объясняет причину ускорения; - объясняет смысл 2 закона Ньютона, зависимость ускорения от массы тела и силы воздействия | Инерциальные системы отсчета Объяснение: Ученые высказывали различные точки зрения о законе инерции: до 17 века господствовала точка зрения Аристотеля, согласно которой при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться; в начале 17 века Г. Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних сил тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно в конце 17 века И. Ньютон обобщил выводы Галилея и сформулировал закон инерции, и включил его в основу механики Первый закон Ньютона Демонстрация опытов: с воздушным шариком; с тележкой; Второй закон Ньютона. Демонстрация опытов: Объяснение по формуле: a = F:m из формулы видно, что чем больше сила, тем больше ускорение тела, и чем больше масса тела, тем меньше ускорение Границы применимости законов Ньютона Объяснение: законы Ньютона выполняются при движении тел со скоростями много меньше скорости света | Запись определения инерциальных СО в тетрадь Анализируют опыты, делают выводы, записывают в тетрадь формулировку закона Делают вывод о зависимости массы и ускорения, записывают математическую запись 2 закона Ньютона в тетрадь |
- дает собственную оценку применимости законов Ньютона; - рассказывает интересные факты из жизни И. Ньютона; | Повторительно-обобщающая беседа: - Что такое инерция? - Какие взгляды относительно состояния покоя и движения тел существовали до начала 17 в? - Как движется тело, если на него не действуют другие тела? - Какие системы отсчета называются инерциальными? - Как читается 1 закон Ньютона? - Что является причиной ускорения? - Как читается 2 закон Ньютона? Какой математической формулой он выражается? Чтение закона в учебнике - Назовите границы применимости законов Ньютона. | Учебник С. 46 Громкое чтение 1 ученик |