ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ.
Цель:
Педагогический процесс, направленный на развитие техники движения, физических качеств, повышению функциональных возможностей и укрепление здоровья. Задачи:
- Обучение техническим приемам игры с мячом.
- Развитие двигательных качеств посредством упражнений.
Основная школа
Обучение двигательным действиям без мяча
В баскетболе к двигательным действиям без мяча относятся ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты и их сочетание. С помощью этих действий игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь удобных исходных положений для выполнения технических приемов с мячом.
Бег
Бег -основное средство передвижений в баскетболе, применяется для выхода на свободное место, преследования соперника, занятия определенной позиции в защите и нападении.
Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега или стартовое ускорение называется рывком. Рывок- лучшее средство освобождения от опеки соперника и выхода на свободное место.
В процессе игровой деятельности используется следующие разновидности бега: бег с ускорением, бег спиной вперед, бег приставными шагами в стороны, вперед и назад.
Упражнения:
1.Бег с ускорением 5-10 м из различных стартовых положений.
2.Переход от обычного бега к бегу с ускорением 7-10 м по ориентиру, внезапному сигналу -звуковому(свистку) или зрительному(поднятая вверх рука учителя).
3.Бег по линии трёхочкового броска.
Методическое указание. Выполняется в правую
и левую стороны.
4.Бег по линии трёхочкового броска с переходом на бег вдоль боковой линии игровой площадки и наоборот.
5.Построение в 3 колонны на боковых линиях напротив кругов баскетбольной разметки. Обегание кругов с перебеганием на противоположную сторону площадки.
6.Бег спиной вперед : прямолинейный, зигзагообразный, с изменением скорости.
7.Бег спиной вперед с переходом на бег с ускорением 1-15 м лицом вперед в противоположном направлении.
8.Бег с изменением направления движения.
Методическое указание. Изменение направления бега осуществляется за счет мощного толчка выставленной вперед ноги в сторону, противоположную направлению движения. Туловище
наклоняется в сторону вновь избранного направления.
9.Бег с обеганием поворотных стоек, конусов : лицом и спиной вперед.
10.Бег приставными шагами левым и правым боком : вперед, назад, в правую и левую стороны.
Методическое указание . Передвигаться мягкими, скользящими движениями.
Прыжки
Большинство приемов современного баскетбола выполняются в сочетании с прыжком вверх. Прыжки наиболее часто применяются при подборе мяча под щитом, при выполнении бросков по кольцу, при накрывании мяча во время выполнения соперником броска по кольцу, с розыгрыша спорного мяча, при ловле высоко летящего мяча. Они выполняются с места и с разбега, толчком одной или одновременно двумя ногами вверх, вверх - вперед, вверх – назад, вверх – в сторону, вверх с поворотом. Вначале изучают прыжки с места, а затем – в движении.
Упражнения:
1.Прыжок вверх, стоя на месте с одновременным взмахом рук вперед – назад.
2.Прыжок вверх с шага вперед, отталкиваясь одной и двумя ногами.
3.Прыжок вверх с небольшого разбега, отталкиваясь одной и двумя ногами.
4.Прыжок вверх в беге, отталкиваясь одной и двумя ногами.
5.Прыжки на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90, 180 и 360 градусов.
6.Повторные прыжки вверх после приземления.
Остановки:
Остановка - прием, позволяющий мгновенно прекратить движение. Дает возможность в сочетании с рывками и изменениями направления бега на некоторое время освободиться от опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. В баскетболе остановки осуществляются двумя шагами и прыжком.
Упражнения для освоения остановки двумя шагами:
1.Выполнить длинный шаг правой ногой с постановкой ее на опору с пятки с переходом на всю стопу и переносом на нее массы тела и укороченный шаг левой ногой вперед или вперед – в стороны. Массу тела равномерно распределить на обе ноги.
2.Выполнить три шага в свободном темпе, четвертый шаг - длинный, пятый - укороченный.
3.Выполнить остановку в медленном беге: по прямой, с изменением направления движения.
4.Выполнить остановку в заранее обозначенном месте, не снижая при этом скорости бега к моменту остановки.
5.Выполнить остановку во время бега по внезапному звуковому сигналу( свистку). По следующему сигналу продолжать бег.
Упражнения для освоения остановки прыжком:
1.Выполнить небольшой шаг левой (правой) ногой, оттолкнуться вперед – вверх, приземлиться одновременно на обе ноги.
2.Выполнить остановку прыжком в ходьбе с ускорением.
3.Выполнить остановку невысоким, стелющимся прыжком после небольшого разбега с приземлением либо одновременно на обе ноги, либо сначала на одну ногу с последующим подседом.
4.Выполнить остановку прыжком в заранее обозначенном месте после бега с ускорением.
5.Выполнить остановку прыжком во время бега по внезапному звуковому сигналу(свистку).По следующему сигналу продолжать бег.
Повороты:
Поворот -изменение направления, пути движения баскетболиста в процессе игровой деятельности. Повороты выполняют как на месте, так и в движении. Их применяют для ухода от опекающего соперника, укрытия мяча от выбивания, финтов с последующей атакой кольца.
Упражнения:
1.Выполнить шаг правой ногой вперед с поворотом туловища влево.
2.То же упражнение, но с последующим переходом на бег.
3.Выполнить шаг правой ногой назад с поворотом туловища вправо.
4.То же упражнение, но с последующим переходом на бег.
5.Челночный бег с поворотом на 180 градусов.
6.Бег в среднем темпе по зрительному или звуковому сигналу, поворот на 90, 180, 360 градусов и скоростной рывок 5-7 м.
Сочетание способов передвижений:
1.Бег в равномерном темпе по периметру игровой площадки, по сигналу – ускорение, по другому сигналу – остановка двумя шагами, по следующему сигналу – продолжение бега в равномерном темпе и т.д.
2.Бег в равномерном темпе - ускорение - остановка - повороты.
3.Бег – остановка – поворот на 180 градусов – ускорение 15-20 м.
4.Прыжок с поворотом на 180 градусов – ускорение 10 м – медленный бег(или ходьба) – поворот на 180 градусов – ускорение 10-15 м .
5.Бег лицом вперед – поворот на 180 градусов – бег спиной вперед – поворот на 180 градусов – скоростной рывок 10-15 м.
Методическое указание. Обучение занимающихся двигательным действиям без мяча следует начинать с первых занятий, включая их в подготовительную часть занятия.
Обучение техническим приемам игры с мячом:
Основными приемами игры в баскетбол являются ловля, передача, ведение и броски мяча. Эти приемы выполняются на месте и в передвижении(ходьбой, бегом и прыжками).
Прежде чем приступит к освоению технических приемов игры, необходимо научить занимающихся правильному держанию мяча.
Держание мяча.
Техника выполнения. Кисти обеих рук с широко расставленными пальцами располагают сбоку, несколько сзади от центра мяча. Большие пальцы направлены вверх( на вершину мяча), остальные – вперед. Мяч удерживается всеми фалангами пальцев, но вплотную с ладонью не соприкасается. Руки полусогнуты в локтевых суставах. Мяч находится на уровне груди. Если у игрока взять мяч, а кисти оставить в том же положении, то они как бы образуют воронку.
Обучение :
1.Имитация держания мяча в руках: образовать воронкообразное положение кистей с широко расставленными пальцами.
2.Из стойки баскетболиста наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч: а) на уровне груди(плеч), б)над головой.
3.Поднять мяч с пола и выполнить им движения в разных направлениях, правильно удерживая его.
4.Подбросить мяч вверх и поймать его.
5.Подбросить мяч вверх и поймать его после отскока от пола.
6.Эстафета «Передача мяча сбоку в колоннах» ( с поворотом туловища влево и вправо).
Стойка игрока
Стойка баскетболиста – это наиболее рациональное исходное положение звеньев тела игрока, обеспечивающее возможность быстрого и эффективного выполнения двигательных действий в защите (стойка защитника) и в нападении(стойка нападающего).
Техника выполнения. Слегка согнутые ноги расставлены на ширину плеч, масса тела распределена равномерно на об ноги, одна стопа несколько выставлена вперед, руки слегка согнуты в локтевых суставах, находятся перед туловищем.
Обучение
1.Выполнить основную стойку баскетболиста на месте ( без мяча).
2.Принять стойку игрока по сигналу ( свистку).
3.Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться на полусогнутые ноги. Ноги на ширине плеч, одна нога несколько выставлена вперед.
4.Присесть, выпрыгнуть, приземлиться в стойку и сразу же после приземления на полусогнутых ногах выполнить передвижение на противоположную боковую линию площадки(руки держать перед грудью).
5.Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться в стоку. Сразу после приземления стартовать: вперед, назад, в стороны(руки держать перед грудью).
Методическое указание. Упражнение выполняется по сигналу учителя.
6.Принять правильную стойку после передвижения лицом вперед, спиной вперед.
7.Передвижение в защитной стойке приставными шагами правым и левым боком: под счет, самостоятельно.
8.Передвижение в защитной стойке приставными шагами по одной боковой линии левым боком вперед,по другой – правым боком вперед, по лицевым линиям спиной и лицом вперед.
Вариант . Передвижение в стойке баскетболиста приставными шагами на 3 м – влево, вправо, вперед, назад по зрительному сигналу учителя.
9.Занимающиеся располагаются по кругу, учитель – в середине круга. Он держит мяч двумя руками перед собой – обучаемые передвигаются в защитной стойке вперед, мяч сзади – назад, мяч в правой руке – вправо, мяч в левой руке – влево.
10.Занимающиеся перемещаются с мячом в руках и по сигналу принимают положение стойки с мячом.
11.Соревнование на правильность выполнения стойки баскетболиста с мячом и без мяча.
Методические указания . Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Учитель располагается в центре площадки. По сигналу учителя направляющие колонны подбегают к нему, фиксируют стойку баскетболиста, учитель оценивает качество выполнения приема обоими учениками, после чего они возвращаются в конец колонны.