СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности правила поведения в кабинете, санитарно - гигиенические требования и охрана труда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: узнать, что такое технология, правила поведения в мастерской, охрана труда и техника безопасности, основные требования при изучении предмета ТЕХНОЛОГИЯ.

Уметь: рационально размещать инструменты и материалы на рабочем месте, соблюдать правила безопасности, санитарии и гигиены.

Задачи урока:

Образовательные

Познакомиться с правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Получить представление о различных видах травм, которые возможно получить на уроках технологии.

Развивающие

Развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня. Воспитательные

воспитывать у учащихся чувство ответственности

прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих; прививать навыки культуры труда и аккуратности

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности правила поведения в кабинете, санитарно - гигиенические требования и охрана труда.»

Дата:.

5 класс

Урок №1

Тема: Техника безопасности правила поведения в кабинете, санитарно - гигиенические требования и охрана труда.

Цель урока: узнать, что такое технология, правила поведения в мастерской, охрана труда и техника безопасности, основные требования при изучении предмета ТЕХНОЛОГИЯ.

Уметь: рационально размещать инструменты и материалы на рабочем месте, соблюдать правила безопасности, санитарии и гигиены.

Задачи урока:

Образовательные

Познакомиться с правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Получить представление о различных видах травм, которые возможно получить на уроках технологии.

Развивающие

Развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня.
Воспитательные

воспитывать у учащихся чувство ответственности

прививать навыки по сохранению собственного здоровья и
здоровья окружающих; прививать навыки культуры труда и аккуратности

Тип урока - урок освоения новых знаний.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для домашнего задания


Ход урока.


I. Организационный момент (Слайд 1)

Здравствуйте! Меня зовут Лопатина Светлана Анатольевна.

Давайте познакомимся, друзья!

Учитель новый для вас я.

Но мы улыбнемся друг другу сейчас,

Улыбка подружит сегодня всех нас!

Улыбнулись!

Вижу, что у вас сегодня отличное настроение!


II. Формирование знаний.

Вы приступаете к изучению новой учебной дисциплины – технологии. Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!

Прежде всего попробуем объяснить, что такое технология.

(Слайд 3)

Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehnе - «искусство», «мастерство», «умение» и Iogos - «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.

Я умею и научу тебя! Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!

(Слайд ) А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.

-Как вы думаете, легче работать, когда есть помощники? Слайд )


Технология - предмет особый,

И в жизни вам поможет он

Научит шить, вязать, готовить

И даст советов миллион

А тот, кто полностью изучит

Основы этого предмета,

В награду знания получит :

И много жизненных советов.


(Слайд )

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

- Мастерская.

Мастерская - необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! Посмотрите, сколько грамот, сертификатов заработали девочки нашей школы на всевозможных конкурсах!

- Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?

В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, есть швейные машины, гладильные доски с утюгами, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.

(Слайд ) Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать! Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете!


А сейчас вы видите

их на экране. Прочитайте внимательно!

Учащиеся в мастерской должны работать в специальной одежде - фартуке икосынке. На занятиях вам также будет необходим еще один помощник.

- Как вы думаете, какой?

(Слайд 11) Это учебник «Технология 5 класс».

Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: Оралбекава Т.Ш,

Дарменова Р. А, Тастамбек Д. М, Иманкулова Р. А, Шагирова К.А. Видите,

сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. В начале учебника вы прочитайте обращение авторов учебника к

школьницам 5 класса.I Внизу, под обращением стоят какие-то интересные знаки. Это не простые знаки -это специальные обозначения.

Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения в параграфе 2, параграфе 7. Молодцы! В конце учебника на стр. 230 находится «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы. Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, прочитайте названия основных разделов, они выделены другим шрифтом. Видите, сколько нового вам предстоит узнать. В 5 классе вы будете учиться готовить пищу, учиться

| шить, заниматься бисероплетением и многое другое. Помимо учебника вам будут помогать специальные книги, которые находятся в библиотеке мастерской, энциклопедии в школьной библиотеке, специальные сайты в интернете, список которых вы видите на стенде учащихся.

! За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место. Посмотрите на стенд и прочитайте, что называется рабочим местом. Я прошу сесть так, как вы пожелаете, но в дальнейшем я вас рассажу по интересам к работам. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить. Сядьте по удобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает устал ость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает

зрение. В учебнике даны рекомендации, как правильно сидеть за рабочим

столом. Прочитайте и сядьте правильно.

(Слайд 12)

У вас на столах лежат инструменты и приспособления. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить самостоятельно, для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?

- Давайте знакомиться с ними!

Найдите их на экране и сравните с теми, что в мастерской.

1 - швейная машина; 2 - утюг; 3- ножницы; 4 - сантиметр; 5 - иглы ручные; 6 -булавки; 7-булавки швейные; 8-мел портновский; 9-треугольник; 10-линейка и т д.

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы:

1 - травмирование рук;

2 - ожоги;

3 - поражение электрическим током;

4- пожар.


На занятиях вы научитесь, как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

Чтобы удобнее было работать, необходимо правильно подготовить рабочее место к работе, разложить инструмент. Попробуйте разложить инструменты и приспособления самостоятельно, как вам удобно.


Посмотрите! Многие положили ножницы перед собой, не подумали, какой рукой вы будете их брать, а ведь это основной инструмент при швейных работах.

Неправильная организация рабочего места нарушает правила охраны труда!

Охрана труда в нашей стране является одним из важнейших элементов

организации производства и заключается в системе разнообразных мероприятий, направленных на формирование безопасных и здоровых условий труда. Вопросами безопасности труда занимаются лица, работающие в этой области, а также ученые, научные учреждения, научно-технические общества, профессиональные союзы и вся общественность. Охрана труда - это целая система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе

трудовой деятельности

(Слайд 13)

Посмотрите, как работают в швейном цехе работники, сколько у них много оборудования и инструментов. Они работают дружно, как пчелки! Все рабочие перед поступлением на работу изучали правила охраны труда, правила работы на таком сложном оборудовании.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила?

Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

(Слайд 14)

На уроках технологии необходимо работать, соблюдая правила охраны труда.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного

расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать

специальную гимнастику для работников.

Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем! (Слайд 15).





III. ФИЗМИНУТКА.

Упражнения в зависимости от вида работ будут меняться! Наше здоровье позволяют сохранять также и соблюдение правил безопасного труда, техника безопасности.

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

Каждого работника на предприятии обязательно инструктируют, как нужно работать.

Вы также должны будете знать правила безопасного труда.

Все ученики обязаны пройти инструктаж по пожарной безопасности, по охране труда при работе с тканью и электрическим утюгом. Когда вы будете изучать раздел «Кулинария», необходимо пройти инструктаж по охране труда при кулинарных работах.

Слайд 16

Каждая инструкция состоит из пяти частей:

Общие требования

  • опасные факторы,

  • действия перед началом работы,

  • во время работы,

  • в аварийных ситуациях,

  • по окончании работы.

Сегодня вы пройдете инструктаж по охране сельхозтруда при работе с инвентарем. Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев! (Слайд 17);

IV. Инструктаж по пожарной безопасности.

1. Общие требования:

  • Мастерская должна содержаться в чистоте.

  • Эвакуационные проходы не загромождать предметами.

  • Учащиеся должны знать план эвакуации из здания.

  • По окончании занятия убрать рабочие места, обесточить электросеть.

2. Запрещается:

  • Хранить в здании легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.

  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

3. Действия при возникновении пожара:

  • Сообщить о пожаре по телефону 101 в пожарную часть.

  • Немедленно оповестить людей о пожаре.

  • Эвакуироваться согласно плану эвакуации из здания.

План эвакуации - это путь, по которому люди могут безопасно и быстро покинуть горящее здание. Путь движения людей отмечается зелеными стрелками.

В мастерской на специальном стенде безопасности висит план эвакуации из данного кабинета. Посмотрите, каким путем мы будем двигаться во время пожара ниже соответствует нездоровой, не товарищеской атмосфере, и наоборот,

Обратите внимание у нас не один а несколько путей, но выходить необходимо вместе с классом за учителем, не разбегаться в сторон, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Чтобы запомнить безопасный путь выхода из здания, мы после занятия пройдем по школе, согласно плану эвакуации. Постарайтесь этот путь запомнить! Проверим ваши знания инструкции по пожарной безопасности.

Задание «Повтори правила используя слова подсказки».


Общие требования

1 ...содержаться...

2 …не загромождать…

3 ...должны знать...

4 ...убрать, обесточить... |

Запрещается

1 ...хранить...

2... оставлять без присмотра...

Действия при возникновении пожара

1 -сообщить...

2 - оповестить...

3 - эвакуироваться... I '

«Правила ты эти знай, в жизни строго выполняй!» Проверим, кто ответил

правильно, без ошибок.

Получите призовой жетончик, кто справился с заданием, он вам пригодится в конце занятия. Будьте внимательны, старайтесь запоминать более точно правила безопасности. Эти правила пригодятся вам в жизни, помогут спасти свою жизнь и жизнь окружающих людей. А если случится пожар, не нужно паниковать!

(Слайд 19)

Запомни! Если же стряслась беда.

Что тогда Вам делать?

Не теряться никогда, действовать умело:

Нужно мужество найти к телефону подойти, .

Смело трубку в руки взять, 101 суметь набрать,

И назвать ещё потом город, улицу и дом.

И квартиру, где живете, и с каким оно замком

И ещё сказать: «Даю Вам фамилию свою.

Так же номер телефона, у которого стою»

Ну, а дальше - не орите - в руки Вы себя берите.

Действуйте по правилам, слаженно и грамотно!

Правила охраны труда также будут вашими помощниками в изучении нового предмета. Слайд 30





На занятиях технологии нам понадобится «Карта успеваемости», которая лежит у вас на столе, подпишите ее. Дома вы вклеите в свою рабочую тетрадь. Оценка за занятие будет складываться за выполнение основных требований к уроку.

Посмотрите на экран, сколько нужно получить баллов, чтобы получить пятерку! А если за занятие вы сможете набрать 5 баллов, то получите оценку «5» за старание. В дальнейшем вы научитесь самостоятельно оценивать свои знания и умения!

Старайтесь и набирайте по - больше хороших оценок!

V. Рефлексия. Наступил момент оценить ваши знания полученный на

сегодняшнем уроке. (Слайд 31) -

У вас на столе лежат карточки, на которых стоит определенный номер. Я буду задавать вопрос, а вы должны написать подданным номером правильный ответ.

Вопросы для проверки знаний:

  • Как называется наш предмет?

Технология - это наука об умении, искусстве и ...?

  • Как называется кабинет, в котором вы будете заниматься?

  • Что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности?

  • С какого пункта начинается инструкция по охране труда?

  • Что означает ТБ?

  • Что должен пройти каждый работник и школьник перед работой?

  • Как называются приспособления, помогающие в работе?

  • Как можно одним словом назвать лопата, утюг, швейная машинка? Как называется участок мастерской, который закрепляется за каждой ученицей?

  • Какое название у листочка с оценкой за каждое занятие по технологии?

  • Что можно заработать, если набрать за занятие пять баллов?

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Проверять будете

самостоятельно! На экране появятся правильные ответы, если найдете ошибку,исправьте ее.

(Слайд 32)

Поднимите руку, кто ответил без ошибок. Молодцы!

Запомните эти слова!

(Слайд 33);

Очень дружно и плодотворно работали вы на этом занятии!

Рефлексия деятельности на уроке

  • Интересно было сегодня на уроке?

  • Что больше всего запомнилось?

  • Какие трудности встретились на уроке?

  • Что позволило вам преодолеть эти трудности?

Слайд 34

На экране незаконченные предложения, выскажитесь одним предложением выбирая начало фразы из перечисленных продолжите их от себя. Пожалуйста, кто готов?

«Сегодня я узнала...!»

«было интересно

Я научилась...!»

«Мне пригодится это...!

Я поняла, что..

Теперь я могу..

Я почувствовала, что…

Я приобрела…

У меня получилось…

Я смогу…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось..

(Слайд 35)

Всем желаю учиться только на 4 и 5!

VI. Информация о домашнем задании: На следующий урок прийти в спецодежде, взять с собой перчатки для работы на пришкольном участке

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!