Содержание
Введение………………………………………………………………… 3-4
Этапы работы над текстом…………………..……………………….. 4-5
Система упражнений по Е.А. Маслыко и П.К.Бабинской……...........6-17
Заключение……………………………………………………………… 18
Список использованной литературы..................................................... 19
Введение
Процесс обучения включает работу над техникой чтения (вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного.
В это понятие вкладывается умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определенными значениями, т.е. владение букво-звуковыми соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы).
На начальном этапе этому служат упражнения:
— списывание — запись — прочтение слов в соответствии с определенным признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);
— конструирование слов из разрозненных букв;
— поиск (прочтение, выписывание, подчеркивание) в тексте знакомых-незнакомых-интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);
— чтение текста с пропущенными буквами/словами;
— чтение под фонограмму (читать слушая) и т.д. Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, конструирование слов по принципу пурцель-игры, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами) и др. У каждого учителя накоплен богатый арсенал таких игровых заданий, позволяющих придать отработке технической стороны чтения неформальный, креативный характер.
Если учитель располагает соответствующими материальными средствами (возможность ксерокопирования материалов), то он может в этих целях использовать целый арсенал дополнительных творческих заданий, выполнять которые школьники могут индивидуально или в парах/группах:
— неизвестный школьникам текст разрезается на смысловые части (отдельные предложения); учащиеся «составляют» связный текст и затем сверяют его с оригиналом;
— учащиеся получают копию текста с пропущенным смысловым куском, сверяют его с оригиналом и находят в нем пропущенную часть;
— учитель раздает копии неизвестного учащимся текста с пропущенными в нем связующими элементами; школьники восстанавливают пропуски, получают оригинал текста и сверяют с ним свои варианты;
— учащиеся получают предложения, взятые из текста в заранее нарушенной последовательности, расставляют их в нужном порядке и проверяют правильность выполнения задания после прочтения текста-оригинала;
— учащиеся получают текст, в котором не выделены абзацы; они предлагают свои варианты деления текста на абзацы, после чего сверяют их с оригиналом и в случае расхождения обосновывают свою точку зрения или пытаются объяснить точку зрения автора текста-оригинала;
— учащиеся получают отдельные предложения, их задача — определить, соответствуют (не соответствуют) ли эти предложения содержанию текста и т.д.
В процессе развития умений понимать содержание текста (собственно чтение) ставятся разные коммуникативные задачи: понимать содержание полностью, или извлекать основную информацию из текста, или осуществлять поиск необходимой информации в тексте. Поиск той или иной информации может (а на начальном этапе должен) сопровождаться записями, которые учащиеся делают в процессе чтения одного или нескольких текстов.
Этапы работы над текстом
Работа над текстом строится по следующим этапам:
1. Предтекстовый — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом: определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету); о чем или о ком может идти в нем речь. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов, а также слов, о значении которых можно догадаться, и попросить спрогнозировать содержание (на родном или иностранном языках) с опорой на подчеркнутые слова,
2. Чтение текста (отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей (составление плана, таблиц, диаграмм) и т.д.
Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.).
Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).
На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.
3. Послетекстовый — использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродук-тивно-продуктивного и продуктивного.
Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др.
Вторая группа упражнений связана с развитием умений реп-родуктивно-продуктивного характера, т.е. умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем; высказывать по ним свое суждение (в том числе с опорой на аргументы из текста); оценивать информацию, содержащуюся в тексте, с точки зрения ее значимости для ученика; сообщать, что нового ученик узнал из текста и т.д.
Цель третьей группы упражнений — развить умения продуктивного характера, позволяющие учащимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего собственного лица» (обоснование позиции героев/автора; дискуссия по проблеме, затронутой в тексте; написание рецензии/отзыва на текст; составление продолжения истории/рассказа и др.);
Как видим, текст является .основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного;гекста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.
Система упражений по Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской
1. Просмотровое чтение – предполагает получения общего представления о читаемом материале.
2. Ознакомительное чтение – познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации
3. Изучающее чтение – максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление
4. Поисковое чтение – чтение газет и литературы по специальности, быстрое нахождение в тексте определенных данных.
Последовательность видов чтенияа) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое
б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое (более эффективный вариант, т.к. в большей степени подготавливает все другие виды чтения)
Обучение изучающему чтению
Предтекстовый этап
I Упражнения на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом):
- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов
- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу
- Выполните частичный перевод предложений на родной язык
- Постарайтесь понять значения выделенных слов по контексту
- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением
- В каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению этой группе
- Прочтите предложения и переведите сложные слова без словаря
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда и т.п.
II Упражнения на расширение лексического запаса:
- Сравните однокоренные слова и выделите в них общую основу
- Укажите модели, по которым образованы следующие производные слова, определите их значение
- Выберите из текста слова общего корня и укажите их значения
- Выпишите из текста слова, имеющие общий корень
- Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глаголов и т.п.
III Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений:
- Выберите из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточные предложения времени, сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
- Найдите подлежащее, относящееся к выделенному сказуемому, и определения, относящиеся к данному существительному
- Выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте перевод последнего
- Разметьте синтагмы в предложениях
- Заполните пропуски союзами, в соответствии со смыслом предложений
- Слушая чтение диктора, подчеркните в вашем экземпляре текста слова, на которые он делает ударения (логическое ударение)
IV Упражнения на восприятие и понимания предложения как целостной смысловой структуры:
- Отметьте предложения, являющиеся эквивалентами иностранных
- Укажите правильный перевод предложений
- Отметьте предложения, относящиеся к одной теме
- Прочтите каждое предложение вслух дважды, меняя логическое ударение, объясните, как изменилось значение предложения
- Отметьте предложения, которые выражают одно и то же, плюсом, остальные – минусом
- Для каждого предложения найдите соответствующую пословицу, предложение, имеющее тот же смысл
- Определите авторское отношение к высказанному в предложении
- Найдите в тексте предложения, выражающие одну и ту же мысль
- Прочтите про себя предложения и отметьте противоположные по смыслу
V Упражнения на выделение в предложениях ключевых слов, темы и ремы:
- В каждом предложении подчеркните ту часть, в которой сообщается о чем-либо или о ком-либо, и ту, в которой сообщается новое
- В каждом предложении подчеркните ключевое слово
- Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для смысла
- Прочтите предложения, выразите ту же мысль по-другому
- Прочтите абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения персонажа
- Прочите вслух предложения, в которых говорится о…
- Укажите в тексте предложения, между которыми есть отношения противопоставления
VI Упражнения на языковую догадку:
- Определите по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова
- Разложите сложное слово на составные элементы
- Сгруппируйте слова с одинаковым корнем и догадайтесь об их значении
- Используя данные слова заполните пропуски в предложениях, учитывая при этом значения приставок (суффиксов)
- Прочтите предложения, догадайтесь о значении выделенных слов
- Определите значения слов по их фонетическому, графическому сходству с русскими словами
- Определите значения производных слов, проверьте себя по словарю
- Прочтите текст и догадайтесь, какие части слов, слова пропущены
- Назовите словосочетания, которыми можно заменить близкие по значению глаголы…
VII Упражнения на прогнозирование на языковом уровне:
- Прочтите вслух только те части предложения, которые можно использовать при ответе на вопросы учителя
- Найдите в таблице существительные, которые можно использовать с данными прилагательными
- Составьте предложения, используя слова..
- Найдите в тесте конец каждого из приведенных предложений
- К каждому предложению найдите в тексте второе, связанное с ним по смыслу
- Придумайте предложение, логически связанное с произносимым преподавателем
VIII Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
- Прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в тексте
- Прочтите первые предложения абзацев и скажите, какие вопросы будут рассматриваться в тексте
- Прочтите последнее предложение абзаца и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу
- Изучите схему текста и предположите его содержание
- Восстановите текст из данных в произвольном порядке и пронумерованных абзацев
- Попробуйте восстановить пропущенную в тексте пунктуацию
- Скажите, присущи ли данным абзацам единство и логика изложения
Текстовый этап
I Упражнения на деление текстового материала на смысловые части:
- Прочтите текст, разделите его на смысловые части, озаглавьте каждую из них
II Упражнения на эквивалентную замену, изложение основных мыслей текста более экономными способами :
- Замените данный оборот более кратким синонимичным оборотом
- Прочтите текст и передайте его идею несколькими предложениями
Послетекстовый этап
I Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста:
- Используя материалы текста, ответьте на вопросы
- Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа
- Выразите главную мысль текста, поясните его название
II Упражнения для обучения интерпретации текста:
- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что..
- Скажите, насколько логично автор высказывает в тексте свои суждения
- Охарактеризуйте персонажей своими словами
- Опровергните мнение о том, что..
- Перечислите языковые средства, используемые автором при описании…
- Выразите свое отношение к прочитанному
- Скажите, какое еще заглавие можно дать тексту и объясните почему
III Упражнения на определение познавательной ценности прочитанного:
- Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали для себя
- Прокомментируйте часть текста, которая показалась Вам наиболее интересной
- Составьте свою аннотацию к тексту
- Скажите, расширяет ли данная информация ваше понимание освещаемого в тексте вопроса
Обучение ознакомительному чтению
Основной алгоритм обучения:
- Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему
- Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация
- Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию
- Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) чтение
I Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста:
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему
- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями
- Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу
II Упражнения на определение связующих средств текста:
- Прочтите словные предложения и назовите союзы, союзные слова, которые используются для связи простых предложений
- Прочтите отрывок текста и выпишите его связующие элементы
- Расположите данные на карточках предложения в логической последовательности, употребите необходимые средства связи.
III Упражнения на понимание предложений, содержащих незнакомые слова, не влияющие на понимание общего смысла:
- Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова
- Сократите предложения текста, оставляя лишь слова, несущие основную смысловую нагрузку
- Прочтите текст (абзац) и постарайтесь понять его без словаря
IV Упражнения на выделение и понимание структурно-смысловых компонентов текста:
- Проанализируйте структуру каждого абзаца, выделяя и называя все виды предложений, входящих в каждый абзац
V Упражнения на прогнозирование содержания текста:
- Скажите, о чем, судя по названию, графике, картинкам и концовке, может идти речь в данном тексте
- Выскажите предварительные суждения о теме текста под названием…
- Скажите, по каким словам, предложенных заглавий можно установить, что речь идет о..
Текстовый этап
I Упражнения на выделение смысловых вех в тексте, понимание единичных фактов:
- Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложения, содержащие главную информацию
II Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста:
- Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку
III Упражнения на объединение отдельных фактов текста в смысловое целое:
- Сформулируйте идею текста
- Прочтите текст и отметьте факты, на основании которых автор делает главные выводы - Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием
- Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать о..
- Назовите основные проблемы, затронутые в тексте
Послетекстовый этап
I Упражнения на контроль понимания основного содержания текста:
- Ответьте на вопросы к тексту
- Выберите правильный ответ на вопрос по тексту из нескольких данных
- Составьте резюме прочитанного текста
- Составьте вопросы к тексту
- Составьте тезисы к прочитанному тексту
II Упражнения на определение коммуникативного намерения автора и основной функции текста:
- Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста
- Скажите, совпадает ли точка зрения автора по данному вопросу с вашей
- Определите доминирующее намерение автора и сопутствующие мотивы
III Упражнения на развитие умения выражать оценочные суждения о прочитанном:
- Выразите свое отношение к прочитанному
- Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста
- Назовите другие статьи по этой проблеме, которые вы встречали
Обучение просмотровому чтению
Подвиды:
- Конспективное ( выделение основных мыслей)
- Реферативное ( выделение основных мыслей, самое основное в содержании материала)
- Обзорное ( выделение существа сообщаемого)
- Ориентировочное ( установление отношения материала к интересующей теме)
Предтекстовый этап
I Упражнения в работе с заглавием текста:
- Переведите заглавие и ответьте на вопросы…
- Прочтите заглавие и скажите в чем основное содержание текста
- Придумайте заглавие, которым можно объединить данные факты…
II Упражнения на овладение структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей:
- Найдите в данном номере газеты основное информационное сообщение
- Найдите интересные для вас материалы, которые газета публикует под рубриками..
- Просмотрите текст, определите его характер
- Выделите в тексте вводную, основную и заключительную части
- Составьте макет структуры текста
- Найдите заключительную часть текста
Текстовый этап
I Упражнения на определение темы текста:
- Распределите заглавия по указанным темам
- Прочитайте заглавие и скажите, о чем может идти речь в тексте
- Установите, какая проблема обсуждается в тексте
II Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста:
- Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего предложения
- Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала
- Просмотрите несколько статей на тему…и докажите, что…
Послетекстовый этап
I Упражнения на контроль и понимание прочитанного текста:
- Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте
- Поставьте к тексту несколько вопросов, задайте их вашему товарищу , затем ответьте на его вопросы
- Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример
- Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию
- Выскажите мнение о прочитанном
Обучение поисковому чтению
Предтекстовый этап
I Упражнения на ознакомление с композицией и полиграфическим оформлением издания
- Определите место резюме в начале статьи с заглавием (без заглавия)
- Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи
II Упражнения на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск:
- Опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте
- Найдите в конце каждого раздела указания на проблематику следующего
- Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней
Текстовый этап
I Упражнения на общее восприятие текста:
- Прочтите первое предложение, определите проблемы, которые будут рассматриваться в тексте
- Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему
II Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего:
- Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме..
- Найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации
- Найдите в тексте места, относящиеся к..
Послетекстовый этап
I Упражнения, контролирующие умение находить в тексте конкретную информацию:
- Зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к..
- Назовите заглавие текста, в котором вы нашли информацию о..
- Укажите страницы книги (текста), на которых рассматривается проблема о..
II Упражнения на формирование механизмов узнавания целых слов:
- Прослушайте и прочтите слова, обратите внимание на…
- Прочтите ряд слов и подчеркните слова со звуком..
- Прочтите похожие по звучанию, написанию слова
- Впишите в слова недостающие буквы
- Запишите под диктовку слова по буквам и произнесите их вслух
- Составьте из заданных букв слова и прочитайте их
- Прослушайте следующие слова и отметьте ударный слог. Прочитайте эти слова вслух
III Упражнения на чтение отдельных предложений:
- Прочтите вслух предложения в соответствии с разметкой и скажите, соответствуют ли они рисункам
- Прочтите фразы и выберите утверждения, соответствующие рисункам
- Прочтите вопрос и проговорите его вслух
- Прочтите фразы, назовите слова, обозначающие..
IV Упражнения на чтение предложений (метод М.Уэтса):
- Прочтите предложение вполголоса, затем, не глядя в книгу, произнесите его
- Прочтите предложения и воспроизведите их товарищу по парте
- Прочтите рассказ и вопросы к нему, отметьте в тексте предложения, являющиеся ответами на них, прочтите их вслух
V Упражнения для обучения выразительному чтению текста:
- Прослушайте текст, определите его эмоциональную окраску
- Прослушайте текст, расскажите, как вы представляете описанный эпизод
- Определите статичен или динамичен текст, подтвердите это примерами
- Прочтите предложения из текста ,в которых речь идет о…
- Читайте текст до первой ошибки
- Примите участие в конкурсе на лучшего чтеца художественного произведения
VI Упражнения на узнавание языковых и речевых единиц в процессе чтения:
- Прочтите слова и определите те, которые введены на данном уроке
VII Упражнения на дифференциацию речевых (языковых) единиц различной трудности:
- Прочтите слова, найдите прилагательные и определите степени их сравнения
- Прочтите предложения про себя и переведите их, обращая внимание на различные значения похожих (многозначных слов)
VII Упражнения на расширение горизонтального и вертикального поля зрения:
- Прочтите текст, имеющий форму ромба (прямоугольника)
- Прочтите текст глазами, одновременно громко считая на родном языке, после чтения со счетом перескажите содержание текста
- Слушайте текст и одновременно следите глазами, отмечая пропущенные слова
- Восстановите текст, отмечая первоначальный порядок следования предложений (время на выполнение ограничено)
Заключение
Данный реферат был призван исследовать систему упражнений при обучении чтению. Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. Поэтому упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д. Однако техника чтения должна отрабатываться не только на уровне отдельных слов, предложений, но и текста. Учащимся следует предлагать задания, формирующие прогностические способности школьников на уровне текста, скорость чтения (про себя) на изучаемом языке и т.д.
Список литературы:
Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская : «Настольная книга преподавателя иностранного языка», 5е издание, Ми: Вш.шк. ,1999 – 522 с.
Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).
18