Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примечание |
I. Организационный этап. Мотивация. | Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. |
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И сегодня голубок Принес вопросы из детсада. Ты на них ответь, дружок, Чтоб ребята были рады. | | Установление эмоционального контакта. | 1-2 слайд 1 мин. |
II. Этап повторения изученного. Актуализация знаний | Цель – выявить знания детей по изученным ранее темам «Кто такие насекомые», «Кто такие рыбы» |
- Ребята из детского сада попросили голубя ответить на их вопросы, посмотреть и рассказать им, как проходят уроки в школе, ведь им так хочется поскорее прийти в 1 класс. Из конверта достает рисунки с вопросами. - Кто такие насекомые? - Кто такие рыбы? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Умение отвечать на поставленные вопросы. Актуализация знаний. | Слайд 3 1 мин. |
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Подведение к теме урока. | Цель – активизация мыслительной деятельности, развитие умения работать в паре, формулирование темы и цели урока. |
- У вас на партах лежат цветные конверты. Откройте их. Перед вами карточка и геометрические фигуры. (На карточке 2 насекомых, 1 рыба и 1 птица, фигуры: круги 2, квадраты 2, треугольники 2) Кружками закройте рыб, квадратами насекомых. Фигуры у вас останутся лишние. Проверьте друг у друга. Если все верно и вы согласны с товарищем, поднимите руки (вместе). - Всех ли животных закрыли фигурами? Кто остался? (Птица) - Кто-нибудь догадался, какая будет тема урока? (Кто такие птицы) - Давайте сформулируем цели урока. (Узнать, кто такие птицы) - Как вы думаете, что вы сможете сегодня узнать? Чему сможете научиться? | Открывают конверты. Слушают задание. Выполняют задание. Проверяют друг друга. Поднимают в паре руки. Отвечают на вопросы. Нет. Птица. Называют тему урока. Формулируют цели урока. Отвечают на поставленные вопросы. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | Слайд 4 6 мин. |
IV. Этап открытия новых знаний. | Цель – развитие умения добывать информацию из иллюстраций, аудиозаписи, развитие умения вести учебный диалог, умения выражать свои мысли, слушать и дополнять ответ товарища. использовать жизненный опыт, развитие речи. |
На доске рисунок на ватмане (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха сидят за столом) - Ребята, давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. А он не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Послушаем, о чем ей рассказывает Муравей. Аудиозапись. «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. - А вы как думаете, ребята, прав ли он? Давайте объясним ему, почему он не прав. Откройте учебник на стр. 36 и рассмотрите животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они – птицы? - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. И это, как мы убедились, не умение летать. (Клюв, перья) - А какие бывают перья? (Большие, маленькие) - Знаете ли вы, что с помощью одних перьев птицы летают, с помощью других согреваются, а третьи покрывают их тело? Убедитесь в этом сами. | Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя. Прослушивают аудиозапись. Отвечают на вопрос учителя. Открывают учебник на странице 36, рассматривают животных. Отвечают на вопрос учителя. Выявляют общий признак птиц. Приводят примеры перьев. | Извлечение необходимой информации. Выделение и обобщенное фиксирование группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. | Слайд 5 аудиозапись Слайд 18 Слайд 6 5 мин. |
V. Практическая работа. | Цель – развитие умения работать в паре, вести учебный диалог. |
- У вас на столах образцы перьев в белых конвертах. Откройте их. - Как вы думаете, какое из перьев сохраняет тепло? (Маленькое). Это пуховое перо. - А какое помогает летать? (Большое). Это маховое перо. - Какое перо осталось? (Среднее) Для чего оно служит? (Покрывает тело птицы). Это контурное перо. - Обратите внимание на доску. Вот все виды перьев. - Из чего же состоит перо? Средняя его часть, упругая, называется стержень. Кончик этого стержня – очин. А это – опахало. Знаете ли вы, что раньше ручек не было, и люди писали перьями, макая их в чернила. - Подбросьте пуховое перо. Что с ним происходит? (Плавно летит) - Попробуйте сломать контурное перо. Получилось? На столе стоит стеклянная ваза с водой, рядом 3 гусиных пера. Яна, Дима Сербинов и Игорь выходят к учителю. - Возьмите по одному перу и опустите его в воду. Достаньте. Что заметили? (Осталось сухим). Отсюда и высказывание «Как с гуся вода», что значит остаться сухим. - Сделаем выводы по результатам наших исследований. Перья – какие они? | Открывают конверты. Дети высказывают свои мысли (маленькое перо, большое, среднее) Смотрят на плакат «Виды перьев». Рассматривают перья. Подбрасывают пуховое перо. Отвечают на вопрос. Пробуют сломать контурное перо. Отвечают на вопрос. К учителю выходят 3 ученика. Остальные наблюдают. Ученики, которые вышли, берут перья и опускают их в воду. Достают. Отвечают на вопрос. Садятся. Делают выводы. (Прочные, легкие, не намокают) | Адекватное оценивание собственного поведения и поведение окружающих, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 6 мин. |
VI. Постановка проблемы и открытие новых знаний. | Цель – расширение кругозора учащихся. |
- У всех птиц есть перья. А все ли птицы умеют летать? А пингвин? Страус? - У пингвина есть крылья, но с их помощью он не летает, а плавает под водой. - Страус – самая большая и тяжелая птица, крылья которой не в состоянии поднять ее в воздух. Страуса можно увидеть не только в зоопарке, но и у нас. В Воронежской области есть страусиная ферма, где разводят страусов. Как вы думаете, можно ли накормить всю семью одним яйцом? Оказывается, можно. Открывается выставка яиц. - Посмотите, это страусиное яйцо, его вес 1,5 кг, это – гусиное, это – утиное, это – куриное, а это – перепелиное. - Знаете ли вы, как называется самая маленькая птичка? Это колибри. Ее длина всего 3 см, и она настолько мала, что питается нектаром цветов, доставая его своим длинным клювом. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя и смотрят на доску. Отвечают на вопрос. Смотрят на выставку яиц. Отвечают на вопрос. | Ценностное отношение к природному миру. | Слайд 10 Слайд 11, 12 Слайд 13 3 мин. |
VII. Этап рефлексии. | Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. |
- Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями) - Ребята, оцените свою работу. Приклейте изображение птицы на нужный цвет. На зеленый – если вы активно работали и все поняли. На желтый – если испытывали трудности, но преодолели их. На красный – если вы не смогли ответить на большинство вопросов. Я благодарю вас за работу на уроке, за ваши мысли, чувства и эмоции. А голубь еще немного посидит и полетит в детский садик. Скажем ему «До свидания». Наше занятие окончено. Можете быть свободны. | Отвечают на вопрос. Работа с деревом для самооценивания. | Осознание качества и уровня усвоения. | Слайд 14 3 мин. |