Разработала учитель истории МОУ СОШ п.Арчаглы- Аят
Варненского района ,Челябинской области
Емцова Светлана Григорьевна.
Урок истории в 5 классе
Тема | Афинская демократия при Перикле |
Цель | Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире |
Задачи | Образовательные: изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в 5в. до н.э.; -систематизировать знания о демократии в Афинском полисе. Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся . Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, быть активным участником политических процессов |
УУД | ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой, Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия. Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. |
Планируемые результаты (предметные) | углубление знаний учащихся об античной демократии, Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов |
Основные понятия | Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор |
Ресурсы | карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2010, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания, настенная картина «Народное собрание в Афинах». |
Формы урока / методы | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический |
Технология / приёмы | Технология развития критического мышления Технология ситуативного обучения Драматизация Технология продуктивного чтения |
Ход урока
Этап (элемент) урока | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль |
Оргмомент
| | Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Наблюдение учителя |
Мотивационная беседа Создание проблемной ситуации | Проблем-ный диалог
| Кажется, это было так давно и совсем не связано с нашей страной в начале 21 века. Но не все так просто. Я предлагаю посмотреть несколько кадров презентации и сформулировать проблему сегодняшнего урока самостоятельно. (Презентация, слайд № 1-6) Давайте сравним ваши предположения с формулировкой проблемы, которую предлагает учитель (Слайд № 7) | Предполагаемые ответы учащихся: Проблема урока Откуда берет истоки современная демократия? Те демократические принципы, которыми пользуется современное общество, зародились в Древней Греции. | Наблюдение учителя
|
Актуализация знаний | | Вопрос учителя Тема сегодняшнего урока –«Афинская демократия при Перикле». (Слайд № 8)А что мы с вами уже знаем о зарождении демократии? - Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон) -Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие) -Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании) Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что необходимо узнать на уроке для решения проблемы.
|
Учащиеся вспоминают о борьбе демоса и знати за власть, реформах Солона 594 г. до н.э.; отмена долгового рабства понятия: демос, демократия , граждане и метеки, народное собрание, суд.
Учащиеся формулируют вопросы: - Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы? - Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?
|
Фронтальный опрос
Работа в тетради по записи темы и плана урока, сформулированного по вопросам: 1. Чем занималось народное собрание 2. Личность Перикла 3. Демократия при Перикле 4. Друзья и враги Перикла.
Слайд № 9 |
Поиск решения проблемы | Технология продуктивного чтения
Технология ситуативного обучения
Драматизация
Проектная деятельность | Работа по первому пункту плана. Учитель предлагает познакомиться с работой народного собрания и составить схему «Функции народного собрания» (слайд 10) Работа по второму пункту плана Групповая работа. «Личность Перикла» (слайд 11) Учащиеся получают карточки с текстами (Приложение 1,2) Драматизация: Выступить на народном собрании, характеризуя Перикла. Использовать информацию, полученную из карточек . (Слайд 12) 3. Демократия при Перикле Вопрос учителя: Почему время Перикла мы называем расцветом демократии в Афинах?
Как видим, у Перикла било много сторонников и друзей, но были враги и противники. Послушаем подготовленный учениками диалог. (приложение 3) Что нового вы узнали о Перикле из этой сценки?
4. Друзья и враги Перикла |
Учащиеся рассматривают изображение, работают с текстом учебника с. 191-192.
Учащиеся разбиваются на группы: демос, зажиточные торговцы из демоса, знатные и богатые аристократы. Со своих позиций высказывают свое отношение к Периклу. «Я предлагаю избрать Перикла стратегом! Мне нравится в нем то, что…. Например, он однажды….» и др. высказывания.
Учащиеся указывают, что при Перикле за выполнение государственных должностей стал платить деньги, поэтому не только богатые, но и бедные афиняне могли быть избраны судьями, сборщиками налогов, смотрителями рынка и др.
Учащиеся разыгрывают диалог
Ожидаемые ответы: - он был находчивым человеком и блестящим оратором - он больше всего заботился о процветании своего полиса Сообщения учащихся о Анаксогоре, Софокле, Фидии, Аспасии (Слайд № 13) | Самостоятельная работа в тетради
Наблюдение учителя, комментарии, словесные оценки.
Оценивание коротких выступлений |
Стадия рефлексия
Оценивание
Домашнее задание |
| Учитель возвращается к проблеме урока: Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, переселенцы их не имели . Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока. Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения: На уроке я узнал? На уроке я познакомился? Я понял что?
Учитель: основные принципы демократии, используемые в наше время, были заложены в Афинах в V в. до н.э. Это: выборы; Контроль за деятельностью государственных органов власти; Процедура смены чиновников; Признание прав на критику властей; Гарантия равноправия граждан.
Учащиеся оценивают свою работу с помощью смайликов.
Даются оценки и выставляются отметки обучающимся за проделанную работу на уроке. Параграф 40. , вопросы «Проверь себя» - по выбору учащихсясоставить синквейн, посвящённый Периклу. | Предполагаемый ответ: Основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения Афин не принимала участия в управлении?
Я узнал о развитии демократии при Перикле. --//-- о жизни Перикла --//-- чем занималось народное собрание в Афинах. --//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета. И т.д. | Ответы учащихся
Запись домашнего задания |
Алгоритм работы в группе:
1) Распределите роли в группе: a) чтец, б) кто ведет краткую запись, в) докладчик;
2) Изучите текст документа;
3) Ответьте на вопросы к документу;
4) Сделайте краткое выступление.
Приложение № 2
Задание группе
. Прочитайте текст.
2. Вы – аристократы, богатые и знатные люди Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Ксантипп, отец Перикла и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовый.
Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали "Разумом". Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.
Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала правильными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уравновешенной.
В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался стратегом.
Задание группе 2.
Прочитайте текст.
Вы – демос, незнатные и небогатые граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Перикл заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам.»
Задание группе 3
1. Прочитайте текст.
2. Вы – аристократы, богатые и знатные люди Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.
Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны каждому бедняку. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Морской союз при Перикле превратился морскую державу.
Задание группе 4
1. Прочитайте текст.
2. Вы –демос, небогатые и незнатные граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, хотите ли вы, чтобы стратегом избрали Перикла? Если да, то что в нем нравится? Если нет, то что не нравится? Дайте краткие ответы.
«Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.
Сценка
Первый аристократ: Афинский народ теряет уважение греков!
Второй: Союзники ругают нас за то, что мы перенесли общегреческую казну с острова Делос в Афины!
Первый: Деньги, собранные для ведения войны, растрачиваются на то, чтобы украсить город золотом и драгоценными камнями. Сколько денег он потратил зря!
Перикл: Мы не обязаны давать отчёт о расходовании союзных денег. Честно выполняя свои обязательства по отношению к союзникам, мы защищаем их от нападения варваров. Мы достаточно обеспечены всем, что нужно для войны, и имеем право тратить поступающие от союзников деньги на то, что даст жителям заработок, а городу вечную славу! Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?
Аристократы (хором): Да! Да! Слишком много!
Перикл: Хорошо. Я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом! Построено на деньги Перикла!»
Аристократы: Ещё чего!!!
Первый: Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями.
Второй: Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твоё имя должно стоять на них?
Перикл: В таком случае, утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши
Список использованной литературы и источников.
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2005г
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно - методическое-пособие. – М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ «Школа 2000…» 2000 г.
Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 45 с.
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2004 г.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802