2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Звучит музыка, на экране изображения различных цветов. Цветы – одно из самых великолепных творений Природы. Они разнообразны по цвету и запаху, форме и размерам. (Создает положительный эмоциональный настрой обучающихся) Верно. Будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, цветок поразительно разнообразен по деталям. Ответьте на вопрос: по каким? И поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о…. Выбор лучшей формулировки | Сообщения учащихся Так, в Индонезии на острове Суматра в чаще тропических лесов можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен по размерам. Цветки этого растения в диаметре достигают почти метра и весят около 11 килограммов. А развивается растение, имеющее такие цветки-гиганты, из самого обычного маленького семечка. Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер –1 миллиметр. Древнейший ископаемый цветок был обнаружен в Австралии недалеко от Мельбурна. Его возраст составляет 120 млн. лет. Он был похож на цветок современного черного перца. Слушают доклады, делятся впечатлениями Ответы учащихся: цветок поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Ответы обучающихся | Коммуникативные УУД Использование средств языка и речи для получения и передачи информации (самовыражение, монологические высказывания). Личностные УУД. Самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи |
3.Актуализация знаний | Ребята, а что вам больше всего нравится в цветах? Наверное, лепестки Они-то и отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка. Посмотри-ка еще раз на цветок. Его нежный венчик снизу окружен "юбочкой" из мелких зеленых листочков. Такие листочки есть и у многих других цветков. Они называются "чашелистики". Все вместе чашелистики образуют чашечку. Почему про одни цветы говорят, что у них околоцветник двойной, а у других – простой? В центральной части каждого цветка находятся главные участники семенного размножения. Это тычинки. И пестик. Части цветка, располагающиеся вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником. На чем же держатся чашелистики и лепестки? На самом стебле? Нет, на верхушке цветоносного побега имеется утолщение, которое называется цветоложем. Вот к нему-то и прикрепляются все части околоцветника. Мы узнали названия почти всех частей цветка. А как называется верхняя часть стебля, которая находится непосредственно под цветком? Это цветоножка, она не имеет настоящих листьев. Посмотрим, что же есть внутри цветка. Вот тычинки, а между ними возвышается пестик. Итак, начнем с тычинок. Смотри-ка! На длинной ножке сидит головка, да еще и кивает нам. Это тычиночная нить и пыльник. Пыльник соединен с тычиночной нитью так, что может слегка менять свое положение – чуть наклоняться и поворачиваться. Когда пыльца созревает, пыльники лопаются и пыльца из них высыпается. Давай рассмотрим ее. Подождем немного, пока осядет облачко пыльцы, чтобы можно было взглянуть на пестик. Смотри, какой он большой. Возвышается, как башня, над тычинками. Видишь, сверху у пестика есть расширенная площадка. Эта часть называется "рыльце". Осторожно! Не приклейся! На рыльце пестика у многих цветков выделяется клейкая жидкость. Ты пока подумай, для чего, а потом мы к этому вернемся. Для того, чтобы добраться до нижней части пестика, нам надо спуститься по довольно тонкой части – столбику пестика. Столбик есть у всех пестиков. Ну вот! Мы спустились к нижней части пестика. Какой же он здесь толстый! Эта нижняя часть – самая главная. В ней-то и образуются семена. Называется она завязью пестика. Учитель предлагает решить задачу: В одном цветке липы содержится примерно 12 мг нектара, а одно дерево липы дает около 12 кг меда. Сколько цветков опыляет семья пчел при сборе меда с одного такого дерева? Решении: 1) 12 кг = 12000г, а в 1г = 1000мг, значит 12кг = 12000000мг нектара 2) если в 1 цветке липы 12мг нектара, то семья пчел опыляет 1000000 цветков Учитель предлагает посмотреть на слайд - Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга? Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя. Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими. А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими. Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики. Вы уже много сегодня узнали о строении цветка, наверняка, сможете помочь садоводу в его проблеме, о которой он написал нам в письме : В саду растут три растения облепихи, которые щедро цветут каждой весной, но плодов не образуют. Почему так происходит? Что необходимо сделать, чтобы облепиха плодоносила? Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о …… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в … Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным. А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим пухом. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя и работают с рисунком 45 на стр.59; Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) части цветка. Слушают, запоминают, анализируют. Ученики анализируют строение и дают ответ на вопрос. Зарисовывают схему строения цветка в тетради Смотрят анимацию в презентации, Зарисовывают схему строения главных частей цветка в тетради Решают задачу. Анализируют видеосюжет Указывают на наличие у одних цветов и пестика, и тычинки, у других только пестика, а у третьих – только тычинок. Делают вывод об обоеполых и раздельнополых цветках. Приводят примеры из текста на стр.61-62 Ученики приводят свои варианты ответов. Определяют причины отсутствия плодов. Анализируют ситуацию Формулируют выводы наблюдений | Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Регулятивные УУД Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.) Познавательные УУД Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата Познавательные УУД Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата |
5. Первичная проверка понимания | Мы с вами рассмотрели все строение цветка и теперь хорошо в нем разбираемся. Но вы то знаете, что для того, чтобы описать строение разных цветков, вовсе не обязательно их рисовать с натуры или по памяти. Ведь не все умеют хорошо рисовать. Ученые-ботаники придумали схематический способ изображения цветков и даже условную запись их строения. Такая схема называется диаграммой цветка, а условная запись состава цветка – его формулой. Чашелистики принято отмечать буквой «Ч» и вот таким значком на диаграмме. Лепестки обозначаются буквой «Л» и вот таким значком. Тычинки – буква «Т». Теперь отметим пестик – «П». Фигура, изображающая пестик на схеме, соответствует тому, сколько гнезд с семязачатками в нем находится. Составляя формулу цветка, мы будем записывать все его части, двигаясь к центру: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик. После каждой буквы ставим маленькую цифру – индекс. Она обозначает количество членов каждого круга. | Ученики работая с рисунками строения цветка, рядом записывают формулу цветка. | Регулятивные УУД коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
6. Первичное закрепление изученного материала | Очень часто красотой цветов и соцветий определяется эстетическая роль их в жизни человека. Восторг, очарование, трепет, нежность... - вот те немногие эпитеты, которые отражают наше отношение к ним. Цветы вдохновляют, помогают людям выражать чувства и отношение к окружающей природе и друг к другу. Часть урока, посвященная изобразительному искусству На интерактивной доске цитата Клода Моне «Тому, что я стал художником, я обязан цветам». После чего демонстрируются репродукции его картин «Сирень на солнце», «Подсолнухи». Перед вами картины французского художника-импрессиониста Клода Моне. Но это моя вам подсказка. А теперь вы мне назовите имена художников, чьи картины будут представлены на доске. Итак. Кому принадлежит натюрморт «Сирень»? - Натюрморт «Сирень» принадлежит перу Петра Кончаловского. - «Клубника и белый кувшин»? - Ивану Ивановичу Машкову. - «Цветы»? - Мартиросу Сарьяну. - «После дождя»? - А.М. Герасимову Все верно. А скажите мне, в каких видах изоискусства мы чаще всего встречаем изображения растений и цветов? - В натюрморте, пейзаже. Да, лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создает ему объем, возможно, приближение к натуре. Но эти работы относятся к станковым, т.е. для обозрения, выставок. В задачу же орнамента входит украшение бытовых изделий (утвари, белья, иллюстрирование художественных произведений и т.д.). Основную роль играет сам предмет, который, благодаря орнаменту, становится красивым, индивидуальным, декоративным. На доске проходит демонстрация росписи подносов из Жостова, дымковской игрушки, разделочной доски. Учитель обращает внимание детей на представленный натюрморт, состоящий из самовара, разделочной доски и плошек с хохломской росписью. - Взгляните, чем отличается изображение растений и цветов на этих предметах от настоящих? - Правильно. Учитель подходит к таблице «Стилизированное изображение цветов». - А что же составляет орнамент? Как называется чередование одинаковых элементов или групп элементов? - Раппорт. - Взгляните на таблицу «Растительный орнамент в круге». Как называется правильное взаиморасположение различных деталей в рисунке? - Композиция. Практическая работа учащихся. Вводный инструктаж учителя: - На розданных вам шаблонах разных бытовых предметов (блюдо, чайник, доска разделочная) составьте эскиз росписи применяя растительный орнамент. Орнамент в круге. Звучит музыка. Слова учителя: - Звучит музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893гг.). Он родился в городе Воткинске на Урале. Написал множество музыкальных произведений. И среди 12 фортепианных пьес «Времена года» вот эта пьеса названа «Апрель». В процессе работы учащихся учитель контролирует, помогает советом, демонстрирует начальное правильное и неточное построение композиций отдельных учеников. Готовые работы вывешиваются на магнитной доске, оцениваются самими учениками и учителем. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Ученики смотрят репродукции картин, называют имена художников, объясняют, где чаще всего встречаются изображения цветов. Отвечают на вопросы учителя. Ответ ученика: цветы здесь стилизированы, упрощены. Учащиеся приступают к работе. | Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Личностные УУД. Умение провести самооценку на основании выработанных критериев. Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из рассказа, беседы. Регулятивные УУД. Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Личностные УУД. Умение провести самооценку на основании выработанных критериев. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | В конце урока демонстрируется видеоклип на песню Ю.Антонова «Не рвите Цветы». - Ребята, сегодня мы с вами провели необычный урок, очень плодотворно поработали. Но на этом наш разговор об удивительном мире цветов не окончен, его мы будем продолжать на следующих уроках. А сейчас нам хотелось бы от вас услышать, о что мы изучили на уроке и что вам понравилось на сегодняшнем уроке. - Нам с вами было очень приятно работать, спасибо всем за сотрудничество. Урок окончен. До свидания. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Регулятивные УУД. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Адекватное восприятие оценки учителя и учащихся |