СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока физика-информатика по теме "Количество теплоты"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока закрепления знаний по физике-информатике с применением ИКТ по теме " Тепловые процессы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока физика-информатика по теме "Количество теплоты"»

Технологическая карта урока с использованием средств ИКТ по теме

" Тепловые процессы. Количество теплоты ."

   Тип урока: обобщающий, интегрированный: физика-информатика (два учителя)

Форма проведения урока: мини-проект на 2 спаренных урока

Предмет, класс

Физика-информатика 10 кл

Тема урока, № урока по теме4

Количество теплоты.Урок № 4 .

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ на уроках физики позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, визуализировать процессы и явления, моделировать физические самостоятельность, работу учащихся в своем темпе, разнообразить деятельность учащихся.  

 

 

Цели урока

Обучающие

Обобщить знания учащихся по теме «Тепловые процессы». Повторить тепловые процессы, явления, математические формулы, устанавливающие связь между величинами, характеризующими тепловые процессы,

Развивающие

Совершенствование умений анализировать, сравнивать, обобщать, находить практическое применение. Способствовать развитию  познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 

Воспитательные

Воспитывать навыки работы в группе, ответственность за выполнение своей задачи в группе, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.

Задачи урока:

1.обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. сделать обучающихся активными участниками урока;
вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную, активную, познавательную и творческую деятельность;

3. использовать материал в электронном виде, обеспечив при этом максимум наглядности и связь изучаемых явлений с жизнью


Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы Интернет)

Универсальные

Обеспечение урока

Программные средства, компьютеры, проектор, экран.

Организационная структура урока

Этап 1 Организационный

Задачи

Активизировать внимание учащихся, сформировать рабочие группы, настроить на учебный, мыслительный процесс

Формирование УУД

Личностные: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач

Длительность этапа

3 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

 Учитель дает вводную: поясняет цель урока и форму его проведения. На нескольких слайдах презентации кратко сформулирована цель урока и задания каждой группе.

Форма организации деятельности учащихся

групповая

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Активизация внимания учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи

Этап 2 Проверочный

Задачи

Учить учащихся организовывать работу в группе, организовывать свое рабочее место в новых условиях, контролировать готовность каждого и группы в целом к работе

Формирование УУД

Личностная мотивация на решение поставленной задачи, ответственность за общий результат группы

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Заставка на экране :Цель работы и темы , предложенные группам

Содержание этапа

Проверить готовность учащихся к выполнению работы, наличие оборудования, распределение ролей в группе, уровень личностного восприятия своей цели и задачи.

Форма организации деятельности учащихся

групповая

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Направляющие, контролирующие, опрос учащихся.

Промежуточный контроль

Оценка учащихся учителем, взаимооценка.

Этап 3 Основной(актуализация, изучение нового материала)

Задачи

формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

Формирование УУД

  1. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  2. рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  3. поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  4. действие со знаково - символическими средствами (моделирование);


Длительность этапа

40 мин.



Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Поиск информации в Интернет, создание отчета в виде презентации

Форма организации деятельности учащихся

Групповая, самостоятельная, поисковая

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Контролирует ход выполнения заданий, консультирует, оказывает необходимую помощь

Содержание этапа

Класс разбивается на учебные 3 группы. Каждой группе выдается задание по своей теме. В группе учащиеся самостоятельно выбирают вид деятельности, соответственно своим предпочтениям: 2-е учащихся выполняют практическую часть задания, 2-е учащихся готовят теоретическую часть, 2-е учащихся решают количественную задачу по предложенной теме, 2-е учащихся готовят отчет о работе группы по теме в виде презентации.

Задание 1 группе:

Тема: Кипение

Цель работы: обобщить знания по теме «Кипение»

Задачи:

  1. Провести эксперимент по теме «Кипение жидкости»: снять зависимость температуры от времени, построить график зависимости, сделать выводы(экспериментаторы);

  2. Решить количественную задачу по теме на уравнение теплового баланса(аналитики);

  3. Объяснить механизм кипения жидкости (теоретики), необходимый материал найти в Интернет;

  4. Создать отчет в форме презентации о работе группы(информатики).

Задание 2 группе:

Тема: Плавление

Цель работы: обобщить знания по теме «Плавление»

Задачи:

  1. Провести эксперимент по теме «Плавление льда»: снять зависимость температуры от времени, построить график зависимости, сделать выводы(экспериментаторы);

  2. Решить количественную задачу по теме на уравнение теплового баланса(аналитики);

  3. Объяснить механизм плавления (теоретики), необходимый материал найти в Интернет;

  4. Создать отчет в форме презентации о работе группы(информатики).

Задание 3 группе:

Тема: Испарение

Цель работы: обобщить знания по теме «Испарение»

Задачи:

  1. Провести эксперимент по теме «Испарение жидкостей»: снять зависимость температуры от времени, построить график зависимости, сравнить скорость испарения разных жидкостей, сделать выводы(экспериментаторы);

  2. Решить количественную задачу по теме на уравнение теплового баланса(аналитики);

  3. Объяснить механизм испарения жидкости (теоретики), необходимый материал найти в Интернет;

  4. Создать отчет в форме презентации о работе группы(информатики).


Промежуточный контроль

Взаимоконтроль в группе, обмен мнениями в группе, контроль со стороны учителя за ходом выполнения работы



Этап 4

Домашнее задание

Задачи этапа

Закрепить знания по теме «Тепловые процессы»

Формирование УУД

Познавательные: логические действия: анализ

Длительность этапа

2-3мин

Деятельность учителя

Дает пояснения к выполнению задания

Деятельность учащихся

Записывают задание, уточняют.

Содержание этапа

Задачи на расчет количества теплоты и уравнение теплового баланса.

1. В калориметре смешали 2 кг воды при температуре 50 °С и 3 кг воды при температуре 30 °С. Найдите температуру (в °С) смеси. Теплоемкость калориметра не учитывать.

2. В ванну налили 210 кг воды при 10 °С. Сколько воды при 100 °С нужно добавить в ванну, чтобы тепловое равновесие установилось при 37 °С?

3. * Смесь, состоящую из 2,51 кг льда и 7,53 кг воды при общей температуре 0 °С, нужно нагреть до температуры 50 °С, пропуская пар при температуре 100 °С. Определите необходимое для этого количество (в г) пара. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг × К), удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг, удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.




Этап 5 Самоконтроль(закрепление)


Задачи

Проверить, как учащиеся выполнили предложенные задания, поняли учебный материал, повторение и закрепление

Формирование УУД

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;

Логические: обобщение - выведение общего для целого класса явлений на основе выделения общих признаков;
•доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: осознание своей роли и вклада в работу группы.

Длительность этапа

20 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Представление презентаций, созданных группами 

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Контролирующая, направляет обсуждение на обобщение и закрепление учебного материала всеми учащимися.

Содержание

Каждая группа представляет отчет о проделанной работе, защищает, отвечает на вопросы учащихся других групп.

Промежуточный контроль

Самооценка, взаимооценка



Этап 6

Итоговый

Формирование УУД

Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Итоговый контроль, подведение итогов

2 мин. Оценка учителей физики и информатики, опрос мнения учащихся об уроке.




4