Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка готовности к уроку. (слайд 1) Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книга, ручка и тетрадка? И линейку не забудь - В математику держим путь! Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Организуют свое рабочее место. Настраиваются на урок. Записывают число в тетради. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: организация своего рабочего места Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии | Актуализация имеющихся знаний учащихся, обеспечение мотивации учения. | 1.Задаёт вопросы (слайд 2) Сколько минут: В трети часа; В четверти часа; В половине часа; В десятой доле часа; В двенадцатой доле часа; В шестой доле половины часа? 2. Решите задачу 1: (слайд3) Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок? (запишите решение в тетради) Решите задачу 2: (слайд4) Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок? (запишите решение в тетради) 3.Подводит учащихся к фиксации затруднения в пробном действии.- (слайд5) Ребята, а я хочу угостить вас шоколадом. Итак, у меня в руках 1 целая и половинка плитки шоколада. Разделите этот шоколад поровну и запишите решение в тетради. | Отвечают на вопросы учителя: 20 минут, 15 минут, 30 минут, 6 минут, 5 минут, 5 минут Решают задачи. Записывают решение и ответ в тетради: 12:4=3 (яг.) 8:4=2(пер.) Испытывают затруднение при записи решения задачи | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися. Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. |
3.Выявление места и причины затруднений | Фиксация затруднения, постановка проблемы. | Проблема: - Как по-другому назвать квадратик шоколадной плитки? Как вы думаете, какую часть от целого шоколада получит каждый из вас? | Фиксируют затруднение в пробном действии. (по-другому, называется «доля») Пробуют решить задачу, выбирая различные варианты («сосчитать дольки и разделить их на количество детей в классе») | Коммуникативные: участвовать в диалоге; Познавательные: формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
4.Проблемное объяснение нового материала | Решение проблемы. | - Итак, мы выяснили, что квадратик шоколадной плитки называется «доля». (слайд 6) Кто знает, как записывают доли? | Дети по очереди записывают варианты на доске (1/3, половинка), затем идет обсуждение с учителем Записывают доли с помощью обыкновенных дробей. | Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
5.Историческая справка в форме РАНАДО. | Информирование учащихся об истории возникновении дробей | 1.Предлагает учащимся узнать об истории возникновении дробей в форме РАНАДО. (слайд 7) | Трое учащихся друг за другом рассказывают об истории дробей: один в форме доклада, второй в форме повествования, третий как информацию. | Коммуникативные: слушать и понимать других, воспринимать на слух разные виды текста. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников |
6.Работа с учебником | Обеспечение учащихся информацией с помощью учебника | А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби. Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр.138-139. Прочитайте статью и приготовьтесь ответить на вопросы: - Как называются числа в записи дроби? (На доску выставляется опорная схема) (слайд 8) - Что показывает числитель? Знаменатель? - На сколько частей мы поделили плитку шоколада? Сколько частей получил каждый из вас? Как записать эту часть с помощью обыкновенной дроби? - Итак, тема нашего урока «Доли. Обыкновенные дроби» Запишите тему урока в тетрадь. 2.Показывает учащимся схему записи обыкновенных дробей. Запишите эту схему себе в тетрадь. | Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы в конце статьи: Числитель, знаменатель Знаменатель показывает на сколько частей поделили, числитель показывает сколько таких частей взяли. Записывают тему урока. Записывают схему. | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
7.Первичное закрепление во внешней речи: | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы. | (слайд 9) - На доске записаны дроби. Прочитайте их, назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Запишите дроби в тетрадь. б)- А теперь поработаем в парах. Объясните друг другу, что обозначает числитель и знаменатель в каждой из дробей. (Работа в парах) | По цепочке читают дроби, записанные на доске, называют числитель и знаменатель каждой дроби. Работают в парах. Объясняют друг другу, что обозначают числитель и знаменатель в каждой дроби. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. |
8.Самостоятельная работа и самопроверка по эталону | Умение применять новые знания в самостоятельной работе, сравнивать с эталоном. | 1.Выясняет у учащихся, что такое числовой луч. (слайд 10) - С какого числа начинается числовой луч? О чем мы должны договориться? Какой единичный отрезок надо взять, чтобы изобразить дробь ? Сколько нужно взять таких отрезков? (дроби записаны на доске). Аналогичная работа ведется со всеми дробями в тетради самостоятельно. | Объясняют, что такое числовой луч. С нуля, (о единичном отрезке). (8 клеток). (3) Учатся самостоятельно обозначать дроби на числовом луче, используя эталон. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка, коррекция. |
9.Включение в систему знаний и повторение | Умение применять полученные знания во фронтальной работе | Устная работа по слайдам с .140 №884 слайды (11-15), -Определите, на сколько равных частей разделена фигура? Какая часть фигуры закрашена? Какая часть фигуры не закрашена? -Сколько седьмых долей в целом? Аналогично по всем картинкам. | Решают устные задания из презентации. Решают задачи. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
10.Самостоятельное решение задачи с помощью эксперта. | Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Организует работу в группах. - А сейчас я предлагаю вам рассчитаться на 1,2. Итак, первые номера – это первая группа, вторые номера – вторая группа. В каждой группе я назначу эксперта, который будет вам помогать в работе. А предстоит вам – решить задачу, которую вы видите на экране. (слайд 16) Задача: В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/8 книги. Сколько страниц прочитала Вика? | Делятся на две группы. Обсуждают решение. Слушают эксперта. Записывают решение в тетради. 160:8*1=20 (стр.) | Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать эксперта. |
11.Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых, выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | 1.Обсуждает решение задачи. -Удалось решить поставленную задачу? Как вы это сделали? (слайд 17) -Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем ещё надо поработать? 2.Предлагает ребятам подумать, -Где можно применить полученные на уроке знания в жизни? 3.Выясняет у ребят: - что получилось на уроке, а над чем ещё предстоит поработать? | Синтезируют знания, полученные на уроке. Анализируют, что получилось на уроке, а над чем еще предстоит поработать. При приготовлении блюд по рецепту «пол ложки, ¾ стакана» и т.д. | Познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Рефлексия способов и условий действия. |
12.Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и выполнения домашнего задания | Дает творческое домашнее задание в стихах: (слайд 18) Дома яблоко возьми И на части раздели. Сколько в доме есть людей- Столько будет пусть частей! Результаты запиши И рисунок приложи! | | Прикрепляют карточку с домашним заданием в тетрадь. | |