- выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;
- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;
Этапы урока (цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Актуализация знаний | На предыдущих уроках мы с вами знакомились с задачами и методами географии как науки, а также выяснили значение географии.. – Что означает слово «география»? – Зачем человеку география? – Какие задачи стоят перед географией? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей. |
II. Создание проблемной ситуации | Рассмотрите внимательно ленту времени на слайде. – О каких географических событиях нам предстоит узнать? – В какое время (период) они происходили? Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий. Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода. – Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос? Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос? Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы. – Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать? | Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв. Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название? Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания. Дети формулируют учебную проблему как вопрос Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали? | Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; Опора на опыт, знания учащихся. Развитие монологической речи. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
III. Открытие новых знаний | – Ещё в средние века европейские купцы активно торговали с Индией. Под Индией плохо знавшие географию люди понимали весь восток Азии. Вспомните, как (каким путём) в Европу доставлялись товары из Азии? Однако в 15 веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки – возникла огромная турецкая Османская империя. Турки не пропускали торговые караваны, часто грабили их. – Как вы считаете, что в этом случае могли предпринять европейцы? Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии. | По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или к берегам Средиземного моря их доставляли посредники – арабские купцы. Найти морской путь в Индию вокруг Африки. | Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей. Метапредметные УУД (умение работать с учебником) формирование умения наносить маршрут путешествия на контурную карту. Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей Формирование умения работать с картой умения высказывать собственные мысли |
– Почему именно португальские мореплаватели совершали эти плавания? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. | Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос. Научились строить новые корабли – трёхмачтовые каравеллы. Они были легки, быстроходны, могли двигаться под парусами и при боковом, и даже при встречном ветре. 2. Генрих Мореплаватель, принц Португалии организовывал морские экспедиции, основал мореходную школу, поощрял создание новых карт. 3. Османская Империя |
– Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии? Что помогло им достичь берегов Индии? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. | 1. Бартоломеу Диаш доплыл до южного окончания Африки и вышел в Индийский океан (это произошло из-за шторма) 2. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии (наняли арабского лоцмана – морского проводника) |
Покажите маршрут плавания В. да Гамы на карте. | Один из учащихся показывает маршрут путешествия у настенной карты, остальные работают с картами атласа. |
– Каков географический результат этих плаваний? Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на стр. 11-12 и на карте с. 181 | Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос. Был открыт морской путь из Европы в Индию. 2. Было установлено, что Атлантический и Индийский океаны соединяются между собой. 3. Были нанесены на карту берега Африки, остров Мадагаскар. |
На Пиренейском полуострове располагается ещё одна страна – Испания, которая в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был захвачен португальцами. – Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы? | Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад. |
Именно так и думал Христофор Колумб, итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к испанскому королю. – Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад? | Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии. |
Проследите по текстовой карте на с. 181 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте. | Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити) |
– В каком году проходило первое плавание Колумба? | 1492 г. |
Рассмотрите рис. на стр. 11 и опишите встречу Колумба с местными жителями. | Дети дают описание по картине. |
– Каковы географические результаты плавания Колумба? (чтение текста на стр. 11) | Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника. 1. Открыл новую часть света – Америку 2. Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, т.е. новые с/х культуры |
III. Подведение итога. | – Какую проблему мы решали на уроке? – Назовите причины Великих географических открытий. – Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле? | Дети отвечают на вопросы и делают вывод. | Продолжить формирование познавательной и информационной культуры. Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем. |
– Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия? | Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана |
Так какая сегодня была тема урока? (дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока) | Великие географические открытия. |
IV. Закрепление. | Обучающиеся выполняют задания на листах с печатной основой | Дата | Мореплаватель | Открытие | 1492 г. | Испанец …………………… | Открыл Америку | 1497-1499 гг. | Португалец Васко да Гама | Открыл ………………………………………………….. | …………………… | Итальянец Америго Веспуччи | Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой. | 1519-1522 гг. | | Совершает первое в мире кругосветное плаванье, | | Регулятивные , личностные , предметные УУД |
V.Рефлексия учебной деятельности | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. | Оценивают свои работу на уроке по пятибалльной системе. | Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности. |
VI. Д/З | § 2, устно ответить на вопросы стр. 12 по желанию сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника. | Записывают домашнее задание | |