СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку : "Как люди открывали Землю".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Технологическая карта урока
  2. Предмет: география
  3. Класс: 5
  4. Тема и номер урока в теме: Как люди открывали Землю, урок №1
  5. Базовый учебник: А.И.Алексеев  География 5-6 классы М. « Просвещение» 2012
  6. Цель урока:
  7.  выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;

- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;

- выявить последствия и значение Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

  1. Тип урока:  урок открытия новых  знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  3. Необходимое оборудование: физическая кapтa,  карта  полушарий, презентация, настенная карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, тест для закрепления материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку : "Как люди открывали Землю".»


  1. Технологическая карта урока

  2. ФИО: Кияшкина Ольга Анатольевна

  3. Место работы: МКОУ Стадницкая ООШ

  4. Должность: учитель

  5. Предмет: география

  6. Класс: 5

  7. Тема и номер урока в теме: Как люди открывали Землю, урок №1

  8. Базовый учебник: А.И.Алексеев География 5-6 классы М. « Просвещение» 2012

  9. Цель урока:

- выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;

- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;

- выявить последствия и значение Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  3. Необходимое оборудование: физическая кapтa, карта полушарий, презентация, настенная карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, тест для закрепления материала.

  4. Структура и ход урока:

Ход урока:



Этапы урока (цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Актуализация знаний


На предыдущих уроках мы с вами знакомились с задачами и методами географии как науки, а также выяснили значение географии..



Что означает слово «география»?


Зачем человеку география?


Какие задачи стоят перед географией?





Учащиеся отвечают на вопросы учителя


Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.


II. Создание проблемной ситуации


Рассмотрите внимательно ленту времени на слайде. – О каких географических событиях нам предстоит узнать?




В какое время (период) они происходили?

Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий.

Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода. – Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос? Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос? Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы. – Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать?






Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании



Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.



Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название?




Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания.





Дети формулируют учебную проблему как вопрос









Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали?

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        

III. Открытие новых знаний


– Ещё в средние века европейские купцы активно торговали с Индией. Под Индией плохо знавшие географию люди понимали весь восток Азии.

Вспомните, как (каким путём) в Европу доставлялись товары из Азии?

Однако в 15 веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки – возникла огромная турецкая Османская империя. Турки не пропускали торговые караваны, часто грабили их.

Как вы считаете, что в этом случае могли предпринять европейцы?

Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии.


По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или к берегам Средиземного моря их доставляли посредники – арабские купцы.

Найти морской путь в Индию вокруг Африки.

 


Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.





























Метапредметные УУД (умение работать с учебником)






формирование умения наносить маршрут путешествия на контурную карту.













Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей



Формирование умения работать с картой





умения высказывать собственные мысли

Почему именно португальские мореплаватели совершали эти плавания?

Найдите ответ на вопрос в тексте учебника.

Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос.

  1. Научились строить новые корабли – трёхмачтовые каравеллы. Они были легки, быстроходны, могли двигаться под парусами и при боковом, и даже при встречном ветре.
    2. Генрих Мореплаватель, принц Португалии организовывал морские экспедиции, основал мореходную школу, поощрял создание новых карт.
    3. Османская Империя

Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии? Что помогло им достичь берегов Индии? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника.

1. Бартоломеу Диаш доплыл до южного окончания Африки и вышел в Индийский океан (это произошло из-за шторма)
2. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии (наняли арабского лоцмана – морского проводника)

Покажите маршрут плавания В. да Гамы на карте.

Один из учащихся показывает маршрут путешествия у настенной карты, остальные работают с картами атласа.

Каков географический результат этих плаваний?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на стр. 11-12 и на карте с. 181

Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос.

  1. Был открыт морской путь из Европы в Индию.
    2. Было установлено, что Атлантический и Индийский океаны соединяются между собой.
    3. Были нанесены на карту берега Африки, остров Мадагаскар.






На Пиренейском полуострове располагается ещё одна страна – Испания, которая в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был захвачен португальцами.

Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы?

Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад.

Именно так и думал Христофор Колумб, итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к испанскому королю.

Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад?

Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии.

Проследите по текстовой карте на с. 181 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте.


Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити)

В каком году проходило первое плавание Колумба?


1492 г.

Рассмотрите рис. на стр. 11 и опишите встречу Колумба с местными жителями.

Дети дают описание по картине.

Каковы географические результаты плавания Колумба? (чтение текста на стр. 11)

Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника.

1. Открыл новую часть света – Америку
2. Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, т.е. новые с/х культуры

III. Подведение итога.


Какую проблему мы решали на уроке?

Назовите причины Великих географических открытий.

Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле?

Дети отвечают на вопросы и делают вывод.



Продолжить формирование познавательной и информационной культуры. Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем.

Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия?

Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана

Так какая сегодня была тема урока?

(дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока)

Великие географические открытия.

IV. Закрепление.


Обучающиеся выполняют задания на листах с печатной основой

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец ……………………

Открыл Америку

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл …………………………………………………..

……………………

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.


Совершает первое в мире кругосветное плаванье,


Регулятивные , личностные , предметные УУД




V.Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Оценивают свои работу на уроке по пятибалльной системе.

Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности.

VI. Д/З


§ 2, устно ответить на вопросы стр. 12 по желанию сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника.


Записывают домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!