Актуализация необходимых знаний. Время: 10 минут Цель: Подвести детей к определению темы урока, поставить цели и задачи урока. | -Ребята, посмотрите на экран, кто изображен на картинке? (слайд 1) -А откуда мы с вами знаем о том, что происходило на нашей планете до нас? Кто рассказал нам об этом? -Как археологи узнали о том, какая была жизнь задолго до нас? -Давайте мы с вами посмотрим на презентацию и узнаем, как жили люди до нас. -Посмотрите где жили первобытные люди. Из чего они делали свои жилища? (слайд 2) -Чтобы человек мог продолжать жить ему нужно каждый день питаться. Чем питались первобытные люди, тем же что и мы. (Слайд 3) -Ребята, а как люди пришли к тому, что у нас есть сейчас и почему? -Правильно ребята, человек стремился жить иначе, он постоянно развивался. Менялось все – орудия труда, одежда, род деятельности. Люди начали осваивать земледелие, нашли полезные ископаемые, начали заниматься торговлей, появился обмен, затем торговля, люди открывали новые земли, заселяли их, строили дома, государства! Давайте посмотрим с вами видео, которое показывает, как развивалась жизнь на нашей планете со времен первобытных людей. (показ видео «история Земли за 1 минуту») -Посмотрите как стремительно развивается жизнь на Земле, но на самом деле на это развитие ушло на одно столетие, ни одни века. Человек много усилий приложил для того, чтобы жизнь была такой, какая она есть сейчас. -Хороша ли сейчас жизнь на Земле? Что происходит с природой? Давайте посмотрим еще одно видео, которое показывает жизнь на планете с другой стороны. (показ видео «Красота земли и ее разрушение») -В первобытном мире были проблемы и сложности, которые человек решил в процессе эволюции, но какую же самую главную проблему человек создал, делая жизнь удобнее и лучше? Об этом мы с вами сегодня на уроке и поговорим. (6 слайд) | На картинке изображены первобытные люди. Из учебников, фильмов, книг. Об этом нам рассказали ученые-археологи. Археологи проводят раскопки, по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события. Первобытные люди жили до нашей эры. Они жили в пещерах или в жилищах, которые делали из веток. -Первобытные люди добывали свою пищу сами, они охотились, собирали съедобные плоды. -Людям было тяжело, на их жизнь влияли погодные условия, они развивались, делали изобретения, добывали новые полезные ископаемые, осваивали ресурсы земли, чтобы упростить и улучшить себе жизнь Смотрят видеофрагмент. Слушают учителя -Дети высказывают свое мнение. -Засорение окружающей среды. Природ умирает. Воздух загрязнен, леса вырублены, погибло много животных и растений | Анализ изображения Беседа Беседа Просмотр видео-фрагмента Беседа-рассуждение Просмотр видео-фрагмента. Обсуждение | Ф Ф Ф Ф Ф | Обучающий научится: Выделять из темы урока известные знания и умения Включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем |
Освоение нового содержания и его применение. Время: 20-25 минут Цель: Разобрать наиважнейшие проблемы экологии, найти их пути решения. | -Ребята, как вы считаете, может ли человек так вот относиться к природе, господствовать над ней? -Почему вы так считаете? -Правильно, ребята, человек должен оберегать и хранить природу, и к сожалению уже слишком поздно люди поняли это. Механизм разрушения уже запущен и эта проблема стала глобальная. Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в этой теме. Сейчас откройте учебники на странице 41 и прочитайте самостоятельно текст «Сын или покоритель» и на его основе выделите основные проблемы экологии. -Итак, какие же проблемы существуют на данный момент? Давайте теперь прочитаем что такое экологические проблемы. Итак, что же это, кто сможет мне пересказать? -Да, к сожалению проблем так много, и они очень серьезны. Давайте посмотрим насколько экологическая ситуация в мире серьезна и сложна. (слайд 7,8,9,10) Загрязнение воздушной среды городов Земли является причиной гибели 865 000 человек в год. К 2025 году более 2,8 миллиардов людей будет испытывать нехватку воды. А еще через 25 лет 7 миллиардов. В течение одного года обычное дерево выделяет объем кислорода, необходимый для семьи из 4 человек. В настоящий момент под угрозой исчезновения 21 286 видов. Как вы думаете, что будет, если человечество не будет никак бороться с экологическими проблемами? А что будет, если мы будем продолжать так же сильно засорять планету? Останется ли жизнь на земле? Конечно не останется! Давайте мы с вами побудем немного экологами и попытаемся разобраться в глобальных проблемах человечества. Для этого, мы с вами будем работать в группах. -Почему именно в группах? -Правильно, как говорится в русской пословице «Одна голова хорошо, а две – еще лучше». Вас в команде будет еще больше. Итак, будет 3 группы экологов – 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд. Вы ознакомитесь со своей работой, у вас будет своя проблема у каждого, которую нужно будет представить остальным группам, найти способ ее решения. Посмотрите, на доске составлен план, которому нужно обязательно следовать, ведь работа очень серьезна и важна! (слайд 11) Не нарушайте последовательность, ничего не упускайте, это очень важно! Сначала прочитайте текст про себя, на своих местах. Затем, тихонько соберитесь всей группой и обсудите свою проблему, выберите человека, или людей, которые будут проблему представлять. Итак, первая группа экологов будет изучать проблему загрязнения океана. Страница 42-43. Вторая группа – Проблему исчезновения тропических лесов. Странице 43-44. И третья группа экологов будет заниматься проблемой мусора в окружающей среде – страница 44. У вас на это есть 4 минуты. Приступайте. Не забывайте, что мы все работаем, а для того, чтобы продуктивно работать – нужно тишина, ведь вас, экологов в классе – 3 группы! -Время вышло. Поочередно к нам выходят группы экологов со своей проблемой. Я помогу вам с презентацией, выведу на доску изображение вашей экологической проблемы. (слайд 12,13,14) После выступления каждой группы с классом ведется беседа, задаются вопросы: Как вы считаете велика ли угроза от этой проблемы? Что будет если на нее не обращать внимание? Как бы вы ее решили? Хорошо, мы с вами разобрали еще 3 проблемы, с которыми человечеству предстоит бороться в будущем. Давайте теперь поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 23, посмотрите на 2 задание. Нарисуйте к каждой проблеме, мы их уже разобрали, эмблему, рисунок-символ. У вас есть на это 2 минуты. Рисунок должен раскрывать суть проблемы, важность ее решения и ее глобальность. -Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрите на его рисунок, обсудите свои рисунки между собой. Устно оцените друг друга. А кто может похвалить своего соседа и показать его работу всему классу? -Ребята, а как вы думаете, экологическая проблема – это проблема лично моя, ваша, нашей страны или всего мира и почему? -Совершенно верно! Хорошо, что так считает весь мир, и уже существуют объединенные организации, государства заключают международные соглашения между собой, чтобы сообща бороться с проблемами экологии. Одно из таких соглашений – это Конвенция по ограничению торговли редкими видами диких животных и растений. (слайд 15) Посмотрите, сколько стан подписали эту конвенцию! То, что отмечено красным на карте – это те страны, которые поддержали соглашение. У конвенции есть эмблема, на которой написано ее название на международном, английском языке. (слайд 16) Кто хочет прочитать об этой конвенции? В учебнике, на странице 44-45. -Так какие же основные цели у этой конвенции? -Правильно, ребята. Хочу сказать вам один очень интересный и позитивный факт (слайд 17) С момента подписания конвенции в 1975 году ни один вид, находящийся под её защитой, не вымер в результате торговли. На картинке, кстати, изображен попугай «голубой ара», который находится уже много времени под защитой и охраной конвенции. В мультфильме «Рио» был именно этот попугай, узнали? Так вот запомните, что этот попугай – вымирающий вид! Еще, ребята, есть объединения международные, служащие по делу охраны природы. Всемирный фонд дикой природы. (слайд 18)Прочитайте самостоятельно и потом, кто-то один нам расскажет об этом объединении. Давайте ознакомимся с одной из работ этого объединения – социальная реклама. Посмотрите, какие изображения со смыслом они выпускают. (Слайд 19) Есть еще одна крупнейшая организация по защите природы, кто знает какая? Прочитайте про нее в учебнике на странице 46. Чем занимается эта организация? (Слайд 20,21) Посмотрите, это эмблема Гринписа. Это объединение так же усилено работает, посмотрите на картинках, какие акции они проводят. -Как вы думаете, для чего проводятся эти акции? -А дают ли акции советы по предотвращению возникновения этих проблем? -Ребята, в мире есть множество всемирных праздников. 8 марта, мы особое внимание уделяем женскому полу, 23 февраля – мужскому, в день рождение – внимание всех ваших близких приковано к вам, в день космонавтики –к полету Юрия Гагарина и к космосу в целом, а как вы думаете, нужны ли такие праздники, посвященные экологии, и почему? -Правильно! Посмотрите, у вас в учебнике есть экологический календарь, вы можете праздновать эти праздники всем классом! Готовить сообщения, стенгазеты, вывески, можете беседовать на эту тему с друзьями и призывать их вести себя так же правильно по отношению к природе! | -Нет, не может. Человек должен уважать и ценить природу. -Потому что природа – это то, благодаря чему мы живем. Природа дает нам все ресурсы, необходимые для жизни. Самостоятельно читают текст. Загрязнение воздуха, воды. Разрушение почвы, гибель лесов, исчезновение многих видов растений и животных. -Это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека. Смотрят на изображения. Дети читают факты со слайдов, обсуждают их с учителем. -Планета потонет в мусоре, людям будет нечем дышать, нечем пить, человечество будет погибать. -Нет, все люди, растения и животные погибнут Слушают учителя. -Потому что такие серьезные проблемы одному решить очень сложно, нужна помощь товарища, нужно совещаться и советоваться Слушают учителя Смотрят на доску, изучают план. Слушают инструктаж учителя. Приступают к групповой работе. Группы выходят представлять свою проблему и показывать пути решения. Участвуют в беседе Открывают рабочие тетради Слушают инструкции учителя Приступают к работе. Меняются тетрадями, обсуждают свои работы, оценивают друг друга. -Всего мира, потому что решать ее нужно сообща, если одна страна будет пытаться бороться в одиночку - у нее ничего не выйдет, нужно всем объединяться и делать это вместе Слушают учителя Смотрят на презентацию, изучают территорию, которая действует согласно конвенции. Читают о конвенции, слушают читающего. -Защита истребления и массового вывоза животных, а так же зверей, которых истребляют ради шкур, бивней, рогов. Смотрят на доску Слушают учителя Читают текст в учебнике. Один ученик рассказывает о всемирном фонде дикой природы. Смотрят социальную рекламу, обсуждают с учителем. -Гринпис -Борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводи международные компании в защиту лесов, океанов. -Чтобы привлечь большое количество людей к существующей проблеме. -Дают. Слушают учителя -Нужны, чтобы так же обратить внимание жителей планеты на проблемы, которые нас окружают, чтобы в эти дни помогать планете – устраивать акции, субботники, очищать землю от мусора, оберегать ее от загрязнения! | Беседа Самостоятельная работа Беседа-рассуждение Работа с Иллюстрациями Работа с текстом Беседа Объяснение Задания, рассказ. Рассказ Работа с планом Работа в группах, составление рассказа. Рассказ Беседа Работа в рабочих тетрадях. Проверка, анализ. Беседа Рассказ Работа с текстом Рассказ Работа с текстом Просмотр и анализ изображений Работа с текстом Беседа Беседа Рассказ Рассуждение Беседа | Ф И Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Г Ф Ф И П Ф Ф Ф Ф Ф Ф
Ф Ф | Сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов в учебных пособиях Включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций Формулировать ответы на вопросы; Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Распределять функции в группе при выполнении заданий Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре; Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов; Выделять из темы урока неизвестные знания и умения; Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Планировать своё высказывание, выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы. Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций; Выделять из темы урока известные знания; Включаться в диалог с учителем и сверстниками; Формулировать ответы на вопросы; Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения |