Предмет | География |
Класс | 5 |
Тема урока | Мир, в котором мы живем. |
Цель урока | Сформировать представления об объектах живой и неживой природы, о природных явлениях (физических и биологических), о влиянии человека на облик нашей планеты. |
Задачи урока | Образовательные: углубить знания об объектах живой и неживой природы Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения. |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, развитие личностной рефлексии. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать – объекты живой и неживой природы, явления природы. Уметь – описывать объекты природы и объяснять различие между ними; знать физические и биологические явления природы, объяснять различия между ними; объяснять влияние человека на облик планеты; работать с учебным текстом, схемами и рисунками учебника. Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Живая природа, неживая природа, явления природы. |
Межпредметные связи | Биология, экология |
Ресурсы урока | Учебник, компьютер, проектор, интернет. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1) Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя | | | Самоконтроль готовности к уроку (Р) |
2) Мотивация учебной деятельности | Предлагает посмотреть фрагменты презентации «Мир, в котором мы живем», сформулировать тему и цели урока. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. | Просмотр презентации. | Формулирование темы и цели урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р) |
3) Изучение нового материала | 1. Предлагает определить (по тексту учебника): - Что составляет мир живой природы; - Что составляет мир неживой природы; - Что такое явления природы и какие явления бывают; - Как хозяйственная деятельность человека влияет на облик планеты. Подводит к выводу: Земля уникальная планета с миром живых организмов и разнообразием неживой природы, с природными явлениями. От человека зависит сохранение окружающего мира. | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Предлагают свои варианты различий объектов живой и неживой природы, природных явлений. Рассуждают о том, как сохранить планету, на которой мы живем. | Заполнение таблицы: Записать в тетради новые понятия и определения. | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. | Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) | Говорит утверждения: Объекты живой природы питаются, дышат, растут. Река – это объект живой природы. Озера, моря, горы – объекты неживой природы. Гриб – это объект неживой природы. Листопад – это физическое явление природы. Изменение окраски меха у животных – это биологическое явление природы. | Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок. | | Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. | |
5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы | Организует работу в рабочей тетради стр.3 задание 3 на основе текста. Подводит к выводу: что объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны друг с другом. Человек оказывает огромное влияние на изменение облика Земли. | Анализируют текст и выбирают необходимые сведения. Обмениваются полученной информацией. Записывают в тетради новые понятия. | Выполнить задание 3 в рабочей тетради. | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. | Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П). Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
6) Закрепление новых знаний | Задает вопросы для беседы: - Что составляет мир живой природы; - Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы; - какие биологические явления вам приходилось наблюдать; - Как человек влияет на изменение облика Земли? | Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. | | Использование приобретенных знаний и умений. | Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
7) Рефлексия | Подводит итоги урока. -Продолжите фразу на листочке: 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 Комментирует и выставляет оценки за урок. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | | | Оценка достигнутых результатов (Р) |
8) Домашнее задание | Параграф 1 (вопросы). Выполнить задание 6 на стр. 4 в рабочей тетради. | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике | | | Самоконтроль и взаимоконтроль (К) |