СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе для обучающихся с ОВЗ по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичаская карта урока русского языка с игровыми моментами

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе для обучающихся с ОВЗ по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»»


Муниципальное коррекционное образовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Электрогорск Московской области»





ОТКРЫТЫЙ УРОК




Предмет Русский язык

Класс 3

Тема урока «Правописание безударных гласных в корне слова»



Учитель начальных классов

Брюквина И.Ю.





Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слова»


Тема урока

Слова с безударными гласными в корне

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь
применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

-сформировать умение

различать слова с

безударными гласными в

корне слова;

-подбирать проверочные слова

к словам с безударными

гласными;

-расширить словарный запас

учащихся


Личностные:

- осознание алгоритма учебного действия;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.


Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные.

Межпредметные связи

Русский язык – речевая практика - чтение.

Ресурсы:

- основные;

- дополнительные;

Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Учебник «Русский язык» - 3 класс. Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

1. Мотивация к

учебной

деятельности

Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.

Готовятся к работе.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- У вас на партах две карточки

(солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).

Личностные:

самоопределение роли

ученика.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать.


2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Выявляет уровень

знаний.

Определяет типичные

недостатки

Выполняют

задание,

тренирующее

отдельные

способности к

учебной

деятельности,

мыслительные

операции

(устные и

письменные),

учебные

навыки.


- На прошлых уроках мы
говорили об однокоренных
словах. Какие слова называем
однокоренными? А какие слова
формой одного и того же слова?

- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

Слайд 2

Дед Егор в густом лису

Встретил рыжую лису.

  • Прав ли мальчик? Докажите.

  • Обратите внимание на
    написание выделенных слов. Все
    ли здесь правильно?

  • Написание каких букв вызвало
    у мальчика затруднение?
    (исправляем)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: прогнозирование.

3. Постановка учебной задачи.


Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.


Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.


  • Отгадайте загадку:

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза.

Начинается … (гроза)
(Есть однокоренные слова)

  • Выполните слого-звуковой
    разбор слова «гроза».

  • На что обратили внимание?
    (Написание безударной гласной в
    корне расходится с
    произношением)

  • Сформулируйте тему урока.

  • Чему мы будем учиться?

  • Зачем мы будем этому учиться?
    (Постановка целей учащимися)


Познавательные:

общеучебные -
самостоятельное
выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.



4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)


Организует

деятельность

учащихся по

исследованию

проблемной

ситуации.


Составляют план

Достижения цели и определяют

Средства (алгоритм,

модель и т.д.)


1. Запись на доске:

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

  • Прочитайте предложения.

  • Что заметили в предложениях?
    (Есть однокоренные слова)

  • Выпишите эти слова, выделите
    корень, поставьте ударение над
    словами.

Слайд 3

Солонка, соль, солить,

солёный.

-Какое слово лишнее? Почему?
(В слове «соль» гласная под
ударением, в остальных словах
гласные в корне безударные)
- Найдите слово, в правильном написании которого вы не

сомневаетесь.

(соль)

  • Почему?

  • А почему сомневаетесь в
    остальных случаях?

  • Как быть?

  • Слово «соль» является
    «проверочным»

  • По какому принципу мы
    определяем, что это проверочное
    слово? (Хорошо слышно)

- А почему хорошо слышно?
(Под ударением)

  • Давайте проверим. Сопоставим
    написание и произношение под
    ударением и без ударения.

  • Слова «солонка», «солить»,
    «солёный» являются
    проверяемыми.

  • Какой вывод можно сделать?
    Вывод: Безударный гласный в
    корне можно проверить,
    подобрав проверочное слово.
    Гласная пишется такая же, как
    под ударением в проверочном
    слове.

  • Какое проверочное слово надо
    подбирать? (однокоренное)

  • Подбор в качестве
    проверочного однокоренного
    слова - это один из способов проверки безударного гласного в

  • корне.

  • На доске:

  • дом - дома

  • совы - сова

  • Прочитаем пары слов. Что
    можно сказать об этих словах?
    (Это формы одного и того же
    слова)

  • Запишите пары слов.
    Подчеркните в каждой паре те
    слова, которые являются
    проверочными.

  • Какой можно сделать вывод?
    (Безударные гласные в корне
    можно проверять изменением
    формы слова - 2 способ)

  • Итак, назовем еще раз способы
    проверки безударных гласных в
    корне слов

  • Слайд 4

Способы подбора

проверочных слов

  • подбираем однокоренное слово.

  • изменяем форму слова:

  • звонок - звон

  • мосты - мост

  • шагать – шаг

  • стена - стены

  • Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры

(Дети приводят примеры слов с

различными гласными в корне,

наблюдают и сравнивают

произношение и написание)

  • Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

  • Составление алгоритма проверки

слов с безударными гласными.

(Слайд 5)

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Подбираю однокоренные слова.

4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу гласную.


Физкультминутка.


Регулятивные:

планирование. Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные:

моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


5. Реализация

построенного

проекта.

Организует

реализацию

построенного проекта в

соответствии с

планом.

Работают в

соответствии с

составленным

планом.

Работа по карточкам.

Прочитайте, вставьте пропущенные

буквы. Спишите.

Фронтальная проверка.

Оценивание на этапе. (Наблюдения

учителя и выявление недочетов

для коррекции.)

Коммуникативные:

умение слушать и

слышать партнера,

видеть ошибки,

контролировать себя и

партнера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задание с объяснением

-Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам. Слайд 6.

«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.» Прочитайте.

-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

-Почему «Да»?

-Что взволновало воробья?

-Как вы оцениваете поступок Вити?

-Почему «Нет»?

-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

7.

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по

применению новых знаний.

Самостоятельная

работа.

Осуществляют

самопроверку,

пошагово

сравнивая с

эталоном.

1. Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67

Доп. задание:

-В каждой группе подчеркните

слова, которые являются

проверочными.

Проверка выполнения задания

-Во всех ли группах

подчеркнули проверочные слова?

Почему? (Есть слова, в которых

безударный гласный проверить

нельзя)

- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

2. Работа в группах.

Задание для 1 -и группы

Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:

•удивительно (диво, дева)

•л...пить (липка, лепка)

•м...стерить (мост, мастер)

•л.-.нивый (лень, линька)

•скр...пучий (скрепка, скрип)


Задания 2-й группе:

Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:

•кричать, крикливый, крик

•окно, окошечко, окна

•тайник, тайна

•сова, совёнок, совы

•дворы, двор, дворовый

•дождь, дождливый, дождик

Проверка выполнения задания Слайды 7,8

3. Игра «Собери грибы»

Слайд 9

- Какие бывают грибы?

(съедобные и несъедобные)

- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

-Какие вы знаете правила сбора

грибов.

- А теперь поиграем. Будем

собирать грибы, нажимая на

кнопку «корзинка», а потом на

кнопку «грибок».

На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

- Что объединяет эти слова?

- Какое слово лишнее?

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.


Организует рефлексию.

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

деятельности,

соотносят цель и

результаты,

степень их

соответствия

- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

  • Какие гласные в корне требуют
    проверки?

  • Как вы подбирали проверочные
    слова?

-Все ли понравилось на уроке?

-Кого бы вы похвалили?

-Кому помогли?

В начале урока вы показывали
карточки, отражающие ваше
настроение.

- А какое настроение у вас
теперь? Поднимите
соответствующую карточку
(солнышко или облачко)

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные:

самооценка.