Тема урока | Слова с безударными гласными в корне |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях. |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова; -подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; -расширить словарный запас учащихся | Личностные: - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; - формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
Основные понятия | Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные. |
Межпредметные связи | Русский язык – речевая практика - чтение. |
Ресурсы: - основные; - дополнительные; | Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Учебник «Русский язык» - 3 класс. Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными» |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя. | Готовятся к работе. | Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение). | Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. | - На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова? - Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.» Слайд 2 Дед Егор в густом лису Встретил рыжую лису. Прав ли мальчик? Докажите. Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно? Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: прогнозирование. |
3. Постановка учебной задачи. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | В небе молния сверкает, Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза. Начинается … (гроза) (Есть однокоренные слова) Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза». На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением) Сформулируйте тему урока. Чему мы будем учиться? Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися) | Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы) | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план Достижения цели и определяют Средства (алгоритм, модель и т.д.) | 1. Запись на доске: В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец. Прочитайте предложения. Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова) Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами. Слайд 3 Солонка, соль, солить, солёный. -Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные) - Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь. (соль) Почему? А почему сомневаетесь в остальных случаях? Как быть? Слово «соль» является «проверочным» По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно) - А почему хорошо слышно? (Под ударением) Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения. Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми. Какой вывод можно сделать? Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове. Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное) Подбор в качестве проверочного однокоренного слова - это один из способов проверки безударного гласного в корне. На доске: дом - дома совы - сова Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова) Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными. Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова - 2 способ) Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов Слайд 4 Способы подбора проверочных слов (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание) Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я) Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5) 1. Читаю слово. 2. Определяю ударение. 3. Подбираю однокоренные слова. 4. Выделяю корень. 5. Подбираю проверочное слово. 6. Пишу гласную. Физкультминутка. | Регулятивные: планирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Реализация построенного проекта. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Работают в соответствии с составленным планом. | Работа по карточкам. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите. Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.) | Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задание с объяснением | -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам. Слайд 6. «У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.» Прочитайте. -Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.) -Почему «Да»? -Что взволновало воробья? -Как вы оцениваете поступок Вити? -Почему «Нет»? -Ну, а сейчас давайте исправим ошибки. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера. |
7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | 1. Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67 Доп. задание: -В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными. Проверка выполнения задания -Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя) - Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю) 2. Работа в группах. Задание для 1 -и группы Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему: •удивительно (диво, дева) •л...пить (липка, лепка) •м...стерить (мост, мастер) •л.-.нивый (лень, линька) •скр...пучий (скрепка, скрип) Задания 2-й группе: Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему: •кричать, крикливый, крик •окно, окошечко, окна •тайник, тайна •сова, совёнок, совы •дворы, двор, дворовый •дождь, дождливый, дождик Проверка выполнения задания Слайды 7,8 3. Игра «Собери грибы» Слайд 9 - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) - Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов. -Какие вы знаете правила сбора грибов. - А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок». На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь - Что объединяет эти слова? - Какое слово лишнее? | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка |
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь. -Все ли понравилось на уроке? -Кого бы вы похвалили? -Кому помогли? В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение. - А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. |