2. Развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.
3.Воспитывать чувство толерантности при работе в паре.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный. Мотивация учебной деятельности Цель: осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. | Проверьте готовность к уроку. Рифмованное начало: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … (глагол) Сегодня мы продолжим исследование этой части речи. Прочитайте пословицу . Найдите глаголы. В какой части слова опасное место? Перед какой согласной? Сформулируйте тему урока. Как понимаете девиз урока? | Проверяют свою готовность . Вспоминают , всё что знают о глаголе. Мозговой штурм. Каллиграфическая минутка ь ь ь ья ье Дети рассказывают о роли ь. Упустиш. минуту –потеряеш. час. (девиз урока) Работают по пословице. Правописание ь знака в окончании глаголов 2 лица Оценивание по волшебной линеечке- на полях на каждом этапе работы.. | Личностные: мотивация учения. Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: выявить уровень знаний и индивидуальных затруднений. | Прочитайте слова , что можете сказать? Распределите слова на группы , используя знания о написании ь . (умение сравнивать и классифицировать) Как распределили слова на группы ? | Мышь, перья , тень , рожь, улыбаться, нарисуешь, коньки, говоришь, торопиться, варенье . Ответы детей. Распределяют слова на группы по роли ь. Обосновывают. Мышь, рожь. Тень, коньки. Варенье, перья. Улыбаться, торопиться. Говоришь, нарисуешь. | Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивание усваимого содержания |
3. Постановка учебной задачи. Цель: - уметь находить глаголы 2 лица | Правописание каких слов мы не обосновали? - Определите учебную задачу урока . | Запись слов: Говоришь, нарисуешь. Это глаголы. Правописание ь у глаголов после ш. | Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. |
Физминутка |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение учебной задачи, способ выхода из затруднений | - Какие знания нам пригодятся , чтобы сделать вывод о написании глаголов? Проблемный вопрос. Определите грамм. признаки глаголов. Вы готовы сделать вывод о написании ь у глагола? Почему? Продолжим исследование. Прочитайте пословицы Поспешишь - людей насмешишь. Любишь кататься - люби и саночки возить. Подальше положишь – поближе возьмёшь. Определите жанр прочитанного. (Малый фольклорный жанр) Выписать глаголы и определить грамматические признаки в столбик. Работа по инструкции. (проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы) Что заметили? Достаточно у нас оснований сделать вывод правила? | Грамматические признаки глагола. Определяют грамм. признаки глаголов. Сам-но нарисуешь – сов.вид, буд. простое время, ед.ч., 2 лицо. говоришь - несов.вид, настоящее время, ед.ч., 2 лицо. Нет, нам не хватает знаний. Инструкция для работы в парах. Выделите личные окончания глаголов. Укажите грамматические признаки глаголов. Какие общие грамматические признаки у глаголов? Сделайте вывод. У детей в тетради следующая запись: Положишь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч. Возьмёшь – сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч. Любишь – несов.в., н.вр., 2 л., ед.ч. Поспешишь- сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч. Насмешишь- сов. в., б.вр., 2 л., ед.ч. Проверка по эталону. Слайд Что все глаголы 2 лица , ед.ч. Я уверен, что у глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь после шипящих. | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. Личностные: оценивание усваимого содержания |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | Обратимся к учебнику . Какую справку нам даёт автор? Работа с текстом.
(поиск и выделение информации самостоятельно)
На какую особенность автор хотел обратить наше внимание?
На что указывает Ь в этих глаголах?
Физминутка - как живёшь? Какие глаголы услышали в физминутке? | Читают : Когда-то звук [ш] в русском языке был мягким и после него в глаголах 2-го лица единственного числа писался Ь. Со временем звук [ш] отвердел, а мягкий знак остался. Теперь он пишется по традиции: читаешь, смеёшься. (Учебник «Русский язык», авторы Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева, 4 класс, часть 2, стр.46.) Делают вывод. Я думаю, что Ь пишется в глаголах по традиции. Мягкий знак в этих словах – показатель грамматической формы. Указывает на 2 лицо, единственное число. | Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения |
6. Самостоятельная работа. Цель: построение нового способа действий | Прочитайте. Какому герою могут принадлежать эти строки? Поставьте глаголы во 2 лице ед.ч. Запишите 1 и 2 предложение. Что можете сказать? Почему эти глаголы записали с ь? (умение работать с текстом по инструкции) Сделайте вывод. | Работа с текстом. По инструкции Живу в лесу. Встаю рано утром. Заслышу шорох, выпрыгну из куста и попаду охотнику под ноги. Хитрю, лукавлю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, не спрятался ли кто на берегу. Запись 1.2 предл. во 2 л. Проверка по эталону. Слайд у глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь после шипящих. У глаголов с шипящим на конце всегда по традиции пишется Ь. Работа по алгоритму: глагол 2 л. едч – ь пишу. | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. Личностные: оценивание усваимого содержания |
7. Итог: 8.Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | Что такое диалог? Составьте диалог по теме нашего урока, используя глаголы 2 лица ед.числа. (умение участвовать в диалоге) Просмотрите работу в тетради. И закончите предложение: Сегодня на уроке я работал …, поэтому. Оцените свою работу по заключительной линейке достижений. Д.з .Найти пословицы с глаголами 2 лица ед.ч. | Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Работа в паре: Ученик 1. Какие новые знания ты получил сегодня на уроке? Ученик 2. Я теперь знаю, что глаголы 2 л., ед.ч. пишутся с Ь. Ученик 1. Можешь назвать такие глаголы? Ученик 2. Бежишь, летаешь, спишь. Сегодня на уроке я работал …с глаголами 2 л. , поэтому …я знаю ,что ь в глаголах пишется…. Оценивают собственные достижения и результаты на линейке достижений знаком ( ?, !, .) Узнал новое. Надо узнать Всё делали без меня. | Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |