I.Орг. момент | -Ребята, какое необходимо нам с вами настроение, чтобы урок получился удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее, рабочее настроение на весь урок. Да, и, пожалуй, на весь день! -А что мы должны будем делать на уроке? | Ответы обучающихся. -Хорошее, солнечное, творческое.
-Думать, анализировать, обобщать. | ЛУУД: мотивация к учебной деятельности. |
II. Словарная работа | -Отлично. -Сегодня мы вспомним как правильно писать окончания имен существительных. Кто напомнит нам основные правила правильного написания окончаний существительных? (слайд 1)
Сейчас вы выполните словарную работу на карточках. Вам необходимо правильно написать окончания существительных. (Проверка словарной работы.) (слайд 2) -Молодцы, ребята! | -Для того, чтобы правильно написать падежное окончание имени существительного нужно: определить падеж существительного, определить склонение существительного, вспомнить нужное падежное окончание. Взаимопроверка | ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации; -сравнение и классификация по заданным критериям; -использование знаково-символических средств; -систематизация имеющихся знаний. |
III. Актуализация опорных знаний. | -Современным людям трудно сегодня представить, что наши далёкие предки не владели речью, ни устной, ни письменной. Но при этом они, безусловно, общались. -Можете ли вы сегодня обойтись без речевого общения? -Верно! А для комфортного, приятного общения необходимо, чтобы окружающие тебя люди, и ты сам, умели говорить и писать понятно, правильно и, по возможности, красиво. Этому мы учимся в школе. Изучая русский язык, мы становимся людьми более культурными, т.к. грамотность одна из составляющих культуры человека. -Думаю, что заканчивая 4 класс, вы хорошо разобрались, в чём разница между такими понятиями, как: слово, словосочетание, предложение. Найдите соответствие. На экране начало и конец предложения (слайд 3) С помощью слов мы… (называем предметы, признаки, действия) С помощью словосочетаний … (уточняем, конкретизируем) С помощью предложений… (выражаем свои мысли) -Так, может быть, нам и вообще не нужны для общения слова и словосочетания?
-Какие типы предложений по количеству грамматических основ вам известны? -Какое предложение называется сложным? -Как связаны между собой части сложного предложения? (Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и при помощи интонации.) -Какое предложение называется сложноподчиненным? ( Предложение, в котором можно задать вопрос от одной части к другой, называется сложноподчиненным. Его части неравноправны: одна- главная, другая- зависимая.) -Какое предложение называется сложносочиненным? (Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным.) -Ребята, а как отличить сложноподчиненное предложение от сложносочиненного? (Сначала необходимо найти грамматическую основу. Затем задать вопрос от одной части сложного предложения к другой: если вопрос задать нельзя, предложение сложносочиненное; если вопрос задать можно, предложение сложноподчиненное.) -Молодцы, ребята! | -Конечно нет. Нужны, т.к из слов и словосочетаний составляются предложения.)
(Простые и сложные.)
(Сложное предложение- это предложение, которое состоит из двух или более частей. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.) | ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации; -сравнение и классификация по заданным критериям; -систематизация имеющихся знаний. ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации; -сравнение и классификация по заданным критериям; -систематизация имеющихся знаний. |
IV. Открытие нового знания | -Прочитайте предложения.(слайд 4) Выпишите только сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Определите вид сл.предложений: 1. Космонавта отправили в космос, чтобы он разгадал все его тайны. 2. Я хочу связать свою жизнь с космосом. 3. Звезды украшают ночное небо. 4. Космос является бесконечным пространством, и в этом пространстве находится наша Солнечная система. 5.Мы увидели космический корабль, он приземлился недалеко от нас. -Внимательно прочитайте следующие предложения, что связывают союзы в этих предложениях? (слайд 5) 1. Вдруг появились неизвестные Земле и людям космические корабли. 2. Ракета взлетела, и все затихло. 3. Мои друзья увлекаются не футболом, а космонавтикой. 4. Полёт космонавта на Марс был назначен на завтра или на послезавтра. 5. Я должен вовремя сделать уроки, или папа не возьмёт меня на космодром. -Какой вывод вы можете сделать? -Кто может сформулировать тему нашего урока? (Как связаны части сложносочиненного предложения) (слайд 6)
-Давайте сравним ваши выводы с выводами из учебника (с. 146.Рубрика «Обрати внимание») - А как же будут называться такие союзы? (с.147) -Начертите схемы сложносочиненных предложений. Оценивание деятельности обучающегося. | . Чтение информации из учебника Обучающийся работает у доски. | ПУУД: -анализ объектов с целью выделения признаков, побуждение к осознанию противоречий, ппостановка проб пропостановка проблемы, выдвижение гипотез и предположений; -подведение под понятие, выведение следствий; -развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление. |
V.Физкультминутка | «Летает – не летает». Журавль, стол, стул, комар, книга, ручка, ракета, снегирь, воробей, окно, шоколад, бабочка, муха, телефон, портрет, голубь, самолет. | Выполняют движения | |
V I.Включение нового знания в систему знаний и навыков. VII. Самостоятельная работа | -Следующее задание мы выполним из учебника (с.148 упр.4) (слайд 7) Придумать и записать предложения по заданным схемам. (слайд 8) | Обучающийся работает у доски 3-е обучающих подносят тетради для проверки. Проверка всем классом. | РУУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроль; КУУД: -умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, контролировать действия партнёра; |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). | -Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? ( Научились связывать два простых предложения в состав сложносочиненного предложения.) -Что такое СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ предложение? (Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным.) -Какие союзы называют сочинительными? ( Союзы, которые связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения, называются сочинительными: И,А,НО, ИЛИ.) | (Узнали как связаны части сложносочиненного предложения.) | ЛУУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |