Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Целеполагание и Постановка целей, задач урока. | Беседа Проблемный вопрос | Слово учителя. -Здравствуйте! Сегодняшний урок, ребята, мне хотелось бы начать такими словами: . Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. - Ребята, я надеюсь, что вы умеете дружить, уважительно относитесь друг к другу. Но, к сожалению, часто можно наблюдать ситуации, когда люди испытывают неприязнь к человеку другой национальности На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н Толстого « Кавказский пленник».Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.
-Как необходимо относиться к людям другой национальности?
-Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Сегодня на уроке мы вновь обратимся к рассказу Л.Н Толстого « Кавказский пленник», вспомним сюжет произведения и попытаемся определить идею произведения Вспомните, где происходят события рассказа? - Люди каких национальностей живут на Кавказе? - Основываясь на высказывание, ответьте на вопросы: « «Кавказский пленник» написан Толстым для « Азбуки», которую выпустил в свет в 1872 году. Нужно сказать, что Л.Толстой был не только гениальным художником слова, но и выдающимся педагогом. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же писатель помог открыть еще двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружавших Ясную Поляну. « Я хочу образования для народа»- заявлял он. Став учителем, писатель увидел, что для народных школ нужны хорошие учебники и пособия. « Азбука» Толстого включала много занимательных и поучительных материалов. Он заботился о том, чтобы в его « Азбуке» все было красиво, коротко, просто и , главное, ясно.» - Как вы думаете, почему свой рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой поместил в« Азбуку»? -Чему с помощью этого произведения писатель намеревался научить своих учеников? - Согласны ли вы с тем, что этот рассказ поучительный и занимательный? -Ребята, как вы думаете, против чего направлен рассказ Толстого « Кавказский пленник»? - Правильно. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -протест против национальной вражды (слайд 1) | Организует учащихся к уроку через проблемную беседу | Настраиваются на плодотворную работу Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней хорошо, с пониманием, с уважением другая вера, зависть, политика, цвет кожи На Кавказе чеченцы, грузины, осетины, русские Все люди, независимо от национальности и вероисповедания, достойны уважения, должны жить в мире | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); |
II Актуализация знаний Цель этапа: повторение и изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения | -Ребята, вы знаете. что в свое время Л.Н. Толстой служил на Кавказе. Послушайте одну историю, случившейся с ним Кавказская война В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. -В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было. Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Эта сабля и по сей день хранится в музее Толстого в Москве.( слайд 2) - Ребята, давайте вспомним , что такое сюжет? ( слайд 3)
--Сюжет рассказа очень прост. Кто его определит ? | Вступительное слово учителя. Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся Выдвигает проблему. Коллективное выполнение задания при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации. | Слушают объяснение учителя, включаются в обсуждение/ С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сюжет-цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий. В плен попадают два офицера, один смог убежать, другой не смог | Поиск и выделение необходимой информации (П). Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) |
. «Открытие нового знания» Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися. | | -Ребята, к какому жанру относится рассказ « Кавказский пленник»? - Что такое быль? Обратимся к словарю Ожегова.( слайд 4) Случайно ли « Кавказский пленник» назван Л.Н. Толстым былью? - Как вы оцениваете поступок Толстого, не оставившего друга в беде? - Как вы думаете, важна ли для настоящей дружбы национальность товарищей? | | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Отвечают быль - То, что было в прошлом (устар.). 2. То, что было в действительности, | осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); |
IV.Работа по теме урока | Деление на пары, объяснение задания, нацеливание на результат | Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Чтобы наша работа была плодотворной , работать будем в паре У каждой пары по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой пары даёт ответ на свой вопрос 1 группа. Жилин и Абдул-Мурат 2 группа Пересказ эпизода «Жилин и горцы» (глава 3) 3 группа Дина и Жилин | Предлагает разделиться на пары | Делятся на пары, обсуждают темы | Коммуникативные Познавательные Регулятивные ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
VI.Включение в систему знаний и повторение | Отчет групп, пар | Представители групп защищают свои проекты
1 группа. Как относился к Жилину его хозяин?( Слайд 4)
2 группа Пересказ эпизода «Жилин и горцы» (глава 3) ( Слайд 5)
-За что татары уважали Жилина? Вывод: Жилин на всякое руки был мастер. -Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
. -Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.
. Жилин и Дина. «Побег Жилина» из 6 главы. Пересказ эпизода
-Почему Дина помогала Жилину?
.-Сделаем вывод. О чем это говорит? – Правильно. Толстой хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей – это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины | | Защищают проект. Высказывают свое мнение. Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить. Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят « Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. …Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. …Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы. … Заболел раз татарин, пришли к Жилину… Выздоровел на его счастье татарин.» Мулла .Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое
Люди хотят жить в дружбе, но им мешает война. Деньги - зло. Они делают делают людей бесчеловечными Труд сближает людей разной национальности Война и вражда античеловечны
Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. … Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый. …Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. … Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеётся.» Дина приносила Жилину еду, т.к. Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. Он сделал игрушки для всех детей Это говорит о том, что дети-чеченцы для него не враги, он воюет со взрослыми, которые на него напали, а не с детьми | Коммуникативные Познавательные Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
VII. Подведение итогов | беседа | - Чему учит рассказ? Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой? Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? - Как вы думаете, зачем Толстой написал этот рассказ? Какова же главная идея этого произведения? ( слайд 6) -Я думаю, мы сегодня с вами хорошо поработали. Итогом нашего урока я предлагаю разгадать кроссворд, разгадав который , мы получим ключевое слово, к которому призывает на автор рассказа « Кавказский пленник» ( слайд 7) - Как вы думаете, почему до сих пор этот рассказ современен? - Я думаю, мы будем помнить слова Толстого о том, что от каждого из нас зависит, будем ли мы жить в мире на Кавказе. Мир зависит от доброты, толерантности, уважения к традициям людей другой национальности. | Задает проблемный вопрос, подводящий итог уроку | Отвечают на поставленный вопрос. - Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей. Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей Разгадывают кроссворд, определяют слово ДОБРОТА Потому что вражда на Кавказе до сих пор продолжается, берут в плен, межнациональные конфликты | Регулятивные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений |