СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 5 класс. Урок 47. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6 класс.

 

 

 

Урок 47. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 5 класс. Урок 47. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 47. Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»

Рабочее название урока: Почему погибла Муму?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: одиночество и непонимание в произведении И.С. Тургенева.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.








Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.



АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?





Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.





2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.








































































































































3. Работа с текстом после чтения.

Анализ названия.

Формулируем тему урока:

Почему погибла «Муму»?

– Мы прочитали рассказ «Муму». Наверное, всем жалко безвинную собаку. Хотелось бы вам, чтобы история окончилась по-другому?

– Формулируем тему урока:

Почему погибла Муму?


С. 208.

Спустя некоторое время целая толпа людей подвигалась через двор в направлении каморки Герасима (В Зачем? О): впереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было (вероятно, он побаивался Герасима); около него шли лакеи и повара; из окна глядел дядя Хвост и распоряжался, то есть только так руками разводил (то есть добавлял себе важности); позади всех прыгали и кривлялись мальчишки, из которых половина набежала чужих. На узкой лестнице, ведущей к каморке, сидел один караульщик; у двери стояли два других, с палками. (В Кого они сторожили? Зачем? О Герасима? Или собаку?) Стали взбираться по лестнице, заняли её во всю длину. Гаврила подошёл к двери, стукнул в неё кулаком, крикнул:

– Отвори.

Послышался сдавленный лай; но ответа не было. (В Почему не было ответа? О Герасим не слышал?)

– Говорят, отвори! – повторил он.

– Да, Гаврила Андреич, – заметил снизу Степан, – ведь он глухой – не слышит. П

Все рассмеялись.

– Как же быть? – возразил сверху Гаврила.

– А у него там дыра в двери, – отвечал Степан, – так вы палкой-то пошевелите.

Гаврила нагнулся.

– Он её армяком каким-то заткнул, дыру-то.

– А вы армяк пропихните внутрь.

Тут опять раздался глухой лай.

– Вишь, вишь, сама сказывается, – заметили в толпе и опять рассмеялись.

Гаврила почесал у себя за ухом.

– Нет, брат, – продолжал он наконец, – армяк-то ты пропихивай сам, коли хочешь. (В Почему? О Наверное, боялся Герасима.)

– А что ж, извольте!

И Степан вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал болтать в отверстии палкой, приговаривая: «Выходи, выходи!» Он ещё болтал палкой, как вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила прежде всех. Дядя Хвост запер окно. (П Все боятся Герасима.)


– Ну, ну, ну, – кричал Гаврила с двора, – смотри у меня, смотри!

Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка упёрши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними. Гаврила сделал шаг вперёд.

– Смотри, брат, – промолвил он, – у меня не озорничай. И он начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки: подавай, мол, её сейчас, а то беда будет. (П Они пришли за собакой.)

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого. (В Что он изобразил? О)

– Да, да, – возразил тот, кивая головой, – да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берёт на себя уничтожить Муму. П

– Да ты обманешь, – замахал ему в ответ Гаврила.

Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь. Все молча переглянулись.

– Что ж это такое значит? – начал Гаврила. – Он заперся?

– Оставьте его, Гаврила Андреич, – промолвил Степан, – он сделает, коли обещал. Уж он такой... Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да.

– Да, – повторили все и тряхнули головами. – Это так. Да.

– В чём противопоставляются Герасим и другие слуги барыни?

– Почему Герасим согласился уничтожить собаку?

– Какие два взгляда на жизнь противопоставляются в отношениях Герасима и барыни?

Рисуем два кластера: характер Герасима и характер барыни. Есть ли сходства и различия, в чём они? (Работа в парах.)

– Какой вывод можно сделать? (У Герасима более цельный характер, чем у барыни.)


– Читаем сцену в трактире на с. 209. О чём можно сказать на основании этой сцены?

С. 209.

В трактире знали Герасима и понимали его знаки. Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.

Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась: видно было, что её недавно вычесали. Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья. Герасим долго глядел на неё; две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи. Он заслонил лицо своё рукой.


– Мог ли Герасим поступить по-другому? Почему?


С. 211.

…Он шёл по нём с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, – с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда.


– О чём говорит этот эпизод? Почему, от чего ушёл Герасим? Куда стремился?


…А в Москве, на другой день после побега Герасима, хватились его. Пошли в его каморку, обшарили её, сказали Гавриле. Тот пришёл, посмотрел, пожал плечами и решил, что немой либо бежал, либо утоп вместе с своей глупой собакой. Дали знать полиции, доложили барыне. Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой да приговаривал: «Ну!», пока дядя Хвост его не урезонил, сказав ему: «Ну-у!» Наконец пришло известие из деревни о прибытии туда Герасима. Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен. Впрочем, она скоро сама после того умерла; а наследникам её было не до Герасима: они и остальных-то матушкиных людей распустили по оброку…

И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, – толкуют мужики, – его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака – на что ему собака? К нему на двор вора оселом не затащить!» Такова ходит молва о богатырской силе немого.


Класс делится на группы. Одни доказывают, что Герасим поступил единственно возможным образом, другие – что собаку можно было спасти, раз всё равно Герасим сбежал к себе в деревню.

Делаем вывод: почему погибла Муму?


III. Итог урока.

В рассказе явно противопоставляются два взгляда на жизнь – простой, ясный, понятный – Герасима, и больной, извращённый – барыни. Барыня не имела собственной судьбы и спокойной старости из-за того же, из-за чего, по сути, погубила судьбу Татьяны и заставила уничтожить безвинную собаку – из-за отсутствия любви. К сожалению, как человек, склонный к разрушению, она выжигала эту любовь во всех, до кого могла дотянуться. В том числе и в такой сильной личности, как глухонемой Герасим. Недаром тот после возвращения в деревню не знался с женщинами и никогда не заводил собак.

Муму погибла исключительно по воле барыни. Причины её гибели можно найти во многих вещах, начиная от крепостного права и заканчивая самодурством хозяйки Герасима. Но отсутствие любви с одной стороны и полная беззащитность с другой сыграли свою роль, и собаки не стало.



IV. Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Бирюк» (с. 213).


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!