СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 30. сказка или быль

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 30. сказка или быль»

КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 30. сказка или быль

Раздел 2. «Сказки для взрослых»

Рабочее название урока: сказка или быль

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель данного урока – подвести итоги изучению феномена сказки для взрослых и вывести закономерности их существования, необходимость как для взрослых, так и для детей.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего, опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.
























2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.






















































3. Работа с текстом после чтения.








– Давайте вспомним прочитанные нами сказки данного раздела и попробуем ответить на вопрос: что же в них общего? (Они серьёзные. Они не всегда хорошо заканчиваются. Они заставляют думать и т.д.)

– Как вы думаете, чего в этих сказках больше: сказочного или реального? (Реального, потому что многое в них взято из жизни).


Формулируем тему урока: «Сказка или быль»


Попробуем ответить на следующие вопросы:

– Какая сказка произвела на вас наибольшее впечатление? Почему?

– Как вы думаете, почему у писателей разных стран в сказках часто повторяются темы? Назовите такие «вечные» темы.

– Почему большая часть сказок имеет счастливый конец?

– Существуют ли специально взрослые и детские сказки? Аргументируйте свой ответ.

– Прокомментируйте эпиграф к разделу 2.

– Подумайте, почему для сказки писатели чаще выбирают

эпическую форму, реже – драматическую или лироэпическую.

– Давайте попробуем написать мини-эссе на тему: «Что такое сказка для взрослых?»



– Читаем текст на с. 85, анализируем и составляем блок-схему: связь литературной сказки «для взрослых» с действительностью на основе текста (индивидуальная работа).

– Пробуем ответить на вопрос: что такое сказка?


Информация для учителя

Сказка – фольклорный жанр народного устно-поэтического творчества, любимый практически всеми детьми. Как художественное произведение сказка по своей сути – вымысел авантюрного, волшебного или житейского, обычно нравоучительного характера.

Слово «сказка», производное от слова «казать», засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. А современное значение это слово получило примерно в XIX веке. Ранее использовалось слово «баснь».

Если выделять целевое назначение сказки, то она нужна для социализации ребёнка, подсознательного или сознательного обучения правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим. И сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение.


Пробуем на основе имеющихся данных составить двухчастную таблицу: отличие фольклорной и литературной сказок.


Информация для учителя

Возможно, таблица получится примерно такой.

Сказка фольклорная

Сказка литературная

Эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов

Эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов

Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию

Литературная сказка либо подражает фольклорной, либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически часто предшествует литературной

Нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим

Нужна для перевода «взрослых» проблем, сюжетов, философских размышлений на «сказочный» язык, чтобы иметь возможность в яркой символьно-образной системе говорить о вечных вещах


– Так что же, по-вашему, «сказка для взрослых»? Сказка или быль?

(Работа в парах: один доказывает, что сказка – вымысел, другой – что она – быль.)


Делаем общий вывод по результатам урока.

III. Итог урока.

«Сказка для взрослых» – прекрасная возможность как для взрослого, так и для ребёнка, на общем, доступном для того и другого языке поговорить о серьёзных, вечных вещах. «Сказка для взрослых» не всегда оканчивается хорошо, но всегда в той или иной форме добро побеждает в ней. Писатели, авторы литературных сказок, большая часть которых и называется в контексте нашего учебника «сказками для взрослых», часто используют фольклорный сюжет и реалии, чтобы раскрыть «несказочные» проблемы, и лучшим из героев этих сказок даже ставят памятники (как, например, Русалочке Андерсена).




IV. Домашнее задание.

Дома необходимо подготовиться к написанию сочинения на одну из тем, предложенных в учебнике на с. 85, часть вторая.



© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!