Технологическая карта урока
Тема: “ Текст — распространённая форма представления информации “
Предмет: информатика в 5 классе согласно ФГОС
Учитель: Бугаенко Марины Владимировны
МБОУ “Таицкая СОШ”
Тема урока: «Текст как форма представления информации»
Тип урока – комбинированный.
Цели урока: углубить представления обучающихся о формах представления информации, акцентировать внимание обучающихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации, учить различным способам редактирования текста в MS Word.
Задачи
образовательные:
закреплять умения представлять информацию с помощью метода координат;
ввести понятия «текст», «текстовая информация»;
акцентировать внимание обучающихся на важность расстановки символов в текстовой информации;
показать преимущества работы с текстовой информацией с появлением компьютеров;
формировать умение редактировать текст различными способами.
развивающие
способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников;
способствовать развитию логического мышления;
способствовать развитию памяти, внимания, речи обучающихся;
развивать умение работать самостоятельно;
развивать коммуникационную культуру и интерес к предмету.
воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, аккуратность и терпение;
способствовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам;
воспитывать бережное отношение к материальной собственности школы;
способствовать здоровьесбережению обучающихся.
Оборудование:
Урок обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
—Целостное восприятие окружающего мира.
—Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
—Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
—Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
—Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
—Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
—Овладение способами выполнения заданий творческого характера.
—Способность использовать знаково-символические средства представления информации.
—Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения поставленных задач.
—Использование различных способов обработки информации в соответствии с задачами урока.
—Овладение логическими действиями, отнесения к известным понятиям.
—Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение.
—Осуществление самоконтроля, адекватной оценки собственного поведения.
—Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «технология».
—Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
—Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием урока.
Предметные результаты
—Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.
—Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных в разной форме.
—Приобретение начального опыта применения информационно-коммуникационных знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
—Умения работать с различными видами информации, распознавать их, работать с текстовой информацией, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
—Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | время |
I Организационный момент. СЛАЙД 1 | Здравствуйте, ребята! В жизни мы с вами постоянно сталкиваемся с информацией. С ней нужно уметь правильно обращаться: хранить, обрабатывать, передавать. Сегодня мы продолжим работать с информацией, а вот с какой – вы скажите сами. | | 30 сек. |
II Проверка домашнего задания. СЛАЙД 2 | На прошлом уроке мы изучали метод координат. Проверим, как вы справились с домашним заданием. Поднимите листки и покажите рисунки, которые у вас получились. Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. Сдайте ваши работы. Выполним самостоятельную работу. Возьмите рабочие листы. Подпишите их. | Сдают листы с домашним заданием. Если возникли вопросы по домашней работе, то даются необходимые разъяснения. Выполнение самостоятельной работы; самопроверка (РАБОЧИЙ ЛИСТ – закодирована цифра 5) Приложение 1 | 3 мин |
III Актуализация опорных знаний и умений учащихся. | Посмотрите на «5». 5 – написана цифра, число. Какой способ кодирования информации применили? Назовите другие способы кодирования. Приведите примеры графического способа кодирования; символьного. | Ответы обучающихся | 2 мин |
IV Введение в тему урока. СЛАЙД 3 рисунок 1 рисунок 2 рисунок 3 ПОЯВЛЯЮТСЯ ТЕКСТОВЫЕ ЗАГОЛОВКИ. | Давайте представим себе, что мы оказались в торговом центре. Какие виды информации мы можем увидеть или услышать? Посмотрите на доску. Перед нами 1 витрина. Как вы думаете, что здесь могут нам предложить? А вот 2 витрина. А здесь, какую услугу нам предлагают? Перед нами 3 витрина. Что нам могут предложить? Можем мы с вами только по картинке определить, какую услугу нам хотят предложить? Чего не хватает? | Ответы обучающихся. Озвучивание собственных вариантов. | 2 мин |
V Сообщение темы и цели урока. Постановка учебных задач. СЛАЙД 4 | | Обучающиеся формулируют тему урока. Запись в тетрадь | 1 мин |
VI Ознакомление с новым материалом. СЛАЙД 5 | Текст является одной из распространенных форм представления информации. На уроках русского языка, литературы вы изучали понятие «текст». Вспомните его. А как же определяется данное понятие в науке информатике? Откройте учебник на стр.35. Прочитайте первые 3 предложения. Выберите из них определение «текст». Запишите схему в тетрадь. Прочитайте 2 предложение. Определение чего дано в этом предложении? Где мы можем встречать текстовую информацию? Подумайте, как можно продолжить схему и добавить в нее определение текстовой информации. | Ответы обучающихся Работа с учебником. Анализ информации Запись в тетрадь Озвучивание собственных вариантов, аргументируя свою точку зрения Запись в тетрадь | 4 мин |
VII Первичное закрепление. СЛАЙД 6 | ПРИ ПРОВЕРКЕ В СЛУЧАЕ НЕСОВПАДЕНИЯ – ОБСУДИТЬ ВАРИАНТЫ ДЕТЕЙ | Выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой (Приложение 1, задание 1) | 2 мин |
Ознакомление с новым материалом (продолжение). СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 | Прочитайте задание 2 в рабочих листах и поставьте запятую там, где считаете нужным. Прочитайте фразу с запятой. Вспомните, в какой сказке принцесса не знала, где ей поставить запятую. А вы, после какого слова поставили запятую? Рассмотрим все возможные варианты расстановки запятой. Посмотрим, как при этом меняется смысл? Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Одна запятая изменила смысл предложения. Изменение одного символа в тексте меняет его смысл. Прочитайте в учебнике 3 и 4 предложения. Дополним нашу схему. | Выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой (Приложение 1, задание 2) Озвучивание собственных вариантов. Нахождение других вариантов постановки запятой. Работа с учебником. Запись в тетрадь. | 3 мин |
Первичное закрепление (продолжение). СЛАЙД 8 | С буквой “Л” – в игре в футбол Часто слышим слово… С “Д” уж в слове смысл не тот – Мерой стало просто… (Гол – год) Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, А “Ф” на “П” заменишь коль, То превращаюсь я в знак сложения. (Флюс – плюс) Итак, изменили один символ – поменялся смысл слова. Выполним задание 3 в рабочем листе. (Учитель на доске (суп-сук-сок-рок-рак)) А теперь, работая в парах, получите из слова МОРЕ – СУША. Проверим, как вы справились. У кого получилось? В домашней работе будет предложено аналогичное задание. | Ответы обучающихся Выполнение работы творческого характера (Приложение 1, задание 3) Работа в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь. | 7 мин |
Ознакомление с новым материалом (продолжение). СЛАЙД 9, 10, 11 | На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали и чем записывали. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс. Появление компьютеров изменило технологию письма. Как вы думаете, что изменилось? С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры. Компьютер - это универсальное средство для работы с текстовой информацией. | Активное слушание. Озвучивание собственных вариантов. Запись в тетрадь | 2 мин |
VIII ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СЛАЙД 12,13,14 | Перед тем как продолжить работу, давайте немного отдохнем. Посмотрите на доску. Повторяйте движение за фигурами только глазами. Отдохнули? | Свободная поза. | 1 мин |
IX Практическая работа на компьютере обучающего характера. СЛАЙД 15 | Приложение 2 Задание 1. Учитель показывает различные способы редактирования текста; оказывает индивидуальную помощь. Задание 2. Задание 3 (запасное) ОТМЕТКИ ЗА РАБОТУ. | Все обучающиеся выполняют задания 1 и 2. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Задание 3 могут выполнить «сильные» ученики. | 14 мин |
Х Подведение итогов урока. СЛАЙД 16 | Что нового узнали на уроке? Прочитайте определение текстовой информации. Дополните его необходимыми словами. Что учились делать в практической работе? Отметки за практическую работу вы уже знаете, за активную работу на уроке получают… | Ответы с приведением фактического материала: я узнал… я запомнил… я смогу… | 2 мин |
ХI Домашнее задание. СЛАЙД 17 | Всем: §1.9, записи в тетради. Приложение 3. (1 пару слов). По желанию 2 и 3 пары слов. При необходимости напомнить, что такое задание выполняли в классе. | Запись д/з по выбору. | 1 мин |
XII Рефлексия СЛАЙД 17 | | Обучающиеся изображают значок в отведённом месте листа и сдают учителю лист | 30 сек |
Приложение 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
| 10 | | | | | | | | | | |
| 9 | | | | | | | | | | |
| 8 | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | | | | | | | |
| 6 | | | | | | | | | | |
| 5 | | | | | | | | | | |
| 4 | | | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | |
| 1 | | | | | | | | | | |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ЗАДАНИЕ 1
Обведите кружочком ту цифру, которая соответствует ответу на вопрос.
Является ли текстом или текстовой информацией?
Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».
Фотография в альбоме.
Написанное вами сочинение.
Схема метрополитена
Просмотренный вами фильм.
Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.
ЗАДАНИЕ 2
Прочитайте фразу. Поставьте запятую там, где считаете нужным.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.
ЗАДАНИЕ 3.
Замените в исходном слове одну букву на любую другую так, чтобы получилось новое слово. Например, «слоН-слоГ». Запишите результат превращений слов.
исходное слово | цепочка превращений | результат |
суп | | рак |
море | | суша |
Понравился ли урок?
Приложение 2
Задание 1.
Перед вами отрывок из стихотворения "Спор овощей". В каждой строке исчезла одна буква. Необходимо восстановить это стихотворение и написать название «Спор овощей». Выполнить задание можно 2 способами.
Хзяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара дмой принесла:
Картшку, капусту,
Мрковку, горох,
Петрушку и свклу. Ох!
Вот овощи спор завли на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на змле?
Задание 2.
Наберите на клавиатуре буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ. Разделите его пробелами, чтобы оно имело смысл.
Задание 3.
Найди в данных словах спрятавшиеся слова. Скопируй это слово и поставь рядом. Выполнить задание можно 2 способами.
Победа-
Бусы-
Тапочки-
Удочка-
Машина-
Рыбак-
Приложение 3
Домашнее задание______________________________________________
Замените в исходном слове одну букву на любую другую так, чтобы получилось новое слово. Например, «слоН-слоГ». Запишите результат превращений слов.
исходное слово | цепочка превращений | результат |
миг | | век |
бант | | коса |
муха | | слон |