I. Цель урока. | Цель: показать чувства, двигающие человеком, объяснить на примере рассказа А. Грина разницу между любовью и гордыней. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно– следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально– оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1- й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2- й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3- й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4- й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | Название рассказа – «Четырнадцать футов». В переводе на современную систему измерений это 4,2 метра. (Мало для прыжка с места, нормально – для прыжка с разбега.) Значит, это рассказ о прыжках в длину? Но мы знаем, что это рассказ о людях. Возможно, о том, что заставило человека совершить этот прыжок? Значит, о тех силах, которые заставляют человека совершать те или иные поступки? Формулируем тему урока: Силы, которые движут человеком. Информация для учителя. Рассказ написан за короткое время, в Феодосии (антураж – горы), напечатан в 1925 году в журнале «Русская Нива». Александр Грин – человек, за достаточно короткое время сменивший множество профессий и специальностей, не раз бывший в экстремальных ситуациях. Герои его рассказа – рудокопы. Эту профессию автор тоже знал изнутри. Первое, что приходит на ум, когда вчитываешься в строки рассказа, – непозволительно неряшливый, можно сказать – мусорный стиль письма. Это было веянием времени: литература пыталась приблизиться к живому разговорному языку, попасть, так сказать, в жизненный контекст и предпринимала различные эксперименты, более или менее удачные (проза Платонова, Замятина). Именно поэтому мысли недосказаны, фразы оборваны, действие – рвётся кусками. Дело в том, что Грин очень часто стремился передать в первую очередь не мысли, а чувства, а тут– то у него всё очень чётко и логично выстроено. Читаем текст рассказа А. Грина. – Составьте план рассказа А. Грина (индивидуальная работа). – Пробуем закончить рассказ с открытой концовкой (предполагаем варианты), работа в группах. Информация для учителя. Представьте себе Русалочку Андерсена в следующей ситуации: девушка принца и она на спор переплывают морской залив. В какой- то момент Русалочка оглядывается на свою соперницу и мысленно желает ей смерти. Та начинает захлёбываться и тонет. Русалочка, раскаявшись в своих мыслях, тащит её на берег, но уже поздно. Русалочка некоторое время гостит у родителей, затем надевает всё самое красивое, возвращается к принцу и начинает ходить вокруг него, улыбаться и заискивающе заглядывать в глаза. «А где моя невеста?» – тревожно спрашивает принц. Русалочка отводит взор, потом вздыхает и тащит возлюбленного к берегу залива. Можно ли представить героиню сказки Андерсена в такой ситуации? Думаю, нет. Очень многие вещи мы чувствуем интуитивно, не в силах сформулировать ускользающую мысль. Это нормально, потому что язык – такое же средство отображения реальности, как и живопись, скульптура, музыка. Вот и бьются писатели над каждым словом, добиваясь многозначности и звучания. Так же интуитивно наше чувство к Кисту. Оно отрицательное. Почему? Начнём с сюжета. Два юноши со странными именами Род и Кист, рудокопы, любят одну девушку, восемнадцатилетнюю Кэт. Она отказывает обоим. Они собирают мешки и уходят, мечтая накопить денег и вернуться к ней богатыми, чтобы ещё раз проверить свои и её чувства. По пути оба напиваются с горя в местной гостинице и спорят о возлюбленной. После этих словоизлияний наутро Роду стыдно, а Кисту нет. Это очень характерный симптом. Оба стремятся к золотоносному отрогу Солнечных гор, но путь им преграждает трещина, которую невозможно обойти. Если вернуться, потеряв день или два, можно было пройти. «…обычный путь с возвращением на старый свой след и путешествие по изгибу реки составляли большое римское S, которое им теперь предстояло пересечь по прямой линии. Оба решаются прыгать через трещину. При прыжке Кисту удаётся без проблем перебраться на другую сторону («Род сделал внутреннее усилие, как бы помогая прыгнувшему всем своим существом»). Когда же прыгает Род, «…Кист, неожиданно для себя, представил его срывающимся в бездонную глубину. Это была подлая мысль – одна из тех, над которыми человек не властен. Возможно, что она передалась прыгавшему. Род, оставляя землю, неосторожно взглянул на Киста – и это сбило его». Род срывается, Кист пытается его удержать на краю пропасти, схватив за руку, но Род, понимая, что они погибнут оба, втыкает ему в руку нож, и Кист отпускает друга и остаётся жив. Через год принарядившийся Кист (разбогатевший) приходит к Кэт. И получает прямо в лоб вопрос: «А где Род?» «– Если ты сделала выбор, то не ошиблась, – подумал вошедший. – Род… – повторила Кэт. – Ведь вы были всегда вместе… Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал всё». Впору бы умилиться такой порядочности. Но почему-то не хочется. Мы должны помнить, что литература имеет такие же законы условности, как и живопись, архитектура, музыка. Там не должно быть случайных слов, событий. Даже случайных описаний. Гостиница, в которой говорили друзья о Кэт, – степная. Идут они в горы. Хозяин степной гостиницы не в состоянии понять людей, собирающихся жить в горах. «Римская буква S» (не английская, не латинская, а именно римская) в данном случае, скорее всего, обозначает «Сенат», который в царской России выполнял судебные функции. То есть, при невозможности разобраться в судебном порядке, друзья решили испытать себя. В данном случае – прыгать через трещину. Род – имя древнеславянского бога, означает – отец всего сущего. Кист – от греческого «кистос» – мешок, пузырь – тоже имя непростое. Осип Кист, немецкий колонист, в своё время построил самую дорогую гостиницу в Севастополе, став знаменитым ещё и потому, что тем самым он сорвал планы градостроительной застройки Исторического бульвара. Сказочный Зурбаган Грина практически до мелочей повторяет Севастополь, который писатель успел полюбить несмотря на то, что с 1903-го по 1905 год сидел там в тюрьме. Есть место в Зурбагане и для «самой дорогой в городе гостиницы» – гостиницы Киста, которая Грину была прекрасно известна. Возможно, именно основателя гостиницы он опосредованно имеет в виду, рассказывая, как «прилично одетый» Кист возвращается к Кэт. Таким образом мы имеем две трактовки рассказа. Первая. Кист не любил Кэт. Ему было не стыдно после того, как он, выпивши, говорил о ней в степной гостинице, он втайне мечтает о гибели соперника. Он разбогател и вернулся к Кэт, чтобы завоевать её. В противоположность ему Род любит Кэт. А человек, который любит, не держит в сердце злобы. Так, упоминание всуе о предмете своей любви он считает чуть ли не оскорблением для неё, а когда Кист прыгает через пропасть, всей душой желает ему достичь противоположного края. В результате побеждает корыстный расчёт, Кэт, в конце концов, выходит замуж за Киста, тот строит гостиницу и… впрочем, это уже другая история. Вторая. Разные «подлые мысли, над которыми человек не властен», бывают у всех в разные моменты жизни. Наша цель – достойно с ними справляться. Кист переборол себя и протянул руку помощи Роду. Он не стал таиться и рассказал Кэт всё, как было. Он вырос и стал другим человеком, возможно – достойным любви Кэт. – Виновен ли Кист в гибели Рода? – Могла ли возникнуть у Рода та же мысль, что и у Киста? – В чём разница между друзьями? – О чём этот рассказ? – Какие силы движут человеком в критические минуты? |