СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 44. «Мы – люди, потрясённые Шукшиным». Что означает выражение «писатели-деревенщики»?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

 

 

 

Урок 44. «Мы – люди, потрясённые Шукшиным». Что означает выражение «писатели-деревенщики»?

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 44. «Мы – люди, потрясённые Шукшиным». Что означает выражение «писатели-деревенщики»?»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 44. «Мы – люди, потрясённые Шукшиным». Что означает выражение «писатели-деревенщики»?

Раздел 3. «Я и другие»

Рабочее название: Что означает выражение «писатели-деревенщики»?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На примере текста «Уроки французского» Валентина Распутина попробуем сформулировать, в чём состоят нравственные уроки для героев повести.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.














2. Анализ текста.




















































































































































































































3. Работа с текстом после чтения.


– В.Г. Распутина и М.В. Шукшина принято относить к писателям-деревенщикам. Как вы думаете, что означает смысл этого выражения?

Давайте сформулируем тему нашего урока:

Что означает выражение «писатели-деревенщики».

– Давайте прочитаем дневниковую запись Алексея от 22 декабря. Что вы думаете об известной фразе Н.А. Островского из книги «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…»?

– Как предлагает прожить жизнь Островский?

– Можно ли сказать, что В.М. Шукшин своей жизнью и творчеством подтверждал этот тезис?

Для ответа используем вступительную статью о В.М. Шукшине (учебник, с. 119), работа в группах.

– Составляем план по данной статье.


Информация для учителя.

Примерные тезисы:

а) В.М. Шукшин – талантливый человек: писатель, актёр, кинорежиссёр.

б) Для большинства людей он был «свой мужик», человек из народа, которому можно доверять.


в) В.М. Шукшина интересовали люди, он умел их чувствовать и понимать. У него нет «плохих» и «хороших» героев; ситуации, изображённые в его рассказах, неоднозначны.

г) Главные герои В.М. Шукшина – это Правда, Совесть, Добро и Жалость.

д) «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран».

е) Художник спешил сказать людям правду и этой правдой сблизить людей.


– Попробуем вспомнить и суммировать то, что мы знаем о Шукшине.


Информация для учителя.

1929, 25 июля – родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

1943 – окончил сельскую семилетнюю школу в Сростках. Поступил в Бийский автомобильный техникум. Техникум не окончил.

1945 – принят в колхоз в селе Сростки.

1946 – покидает родное село.

«Мне шёл семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село… села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть… на голодных детей. Ещё там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушёл». (Шукшин В. Вопросы к самому себе. – М.: Молодая гвардия, 1981, с. 28.)

1947–1948, май-январь – поступил на работу в трест Союзпроммеханизация (Москонтора) и был направлен в г. Калугу на турбинный завод. Здесь работал слесарем-такелажником.

1948, январь-апрель – от той же организации направлен во Владимир, где работал на тракторном заводе имени Жданова.

«В 1948 г. был направлен учиться в авиационное училище в Тамбовской обл. Все мои документы… повёз сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся – там, в военкомате, были добрые люди, и мне было больно огорчить их, что я такая “шляпа”. Вообще за свою жизнь встречал ужасно много добрых людей. И ещё раз, из-под Москвы, посылали меня в военное училище, в автомобильное, в Рязань. Тут провалился на экзаменах. По математике». (Шукшин В. Вопросы к самому себе, с. 97.)

1948–1949, апрель-август – слесарь, разнорабочий Головного ремонтно-восстановительного поезда № 5. На станции Щербинка Московско-Курской железной дороги Шукшин участвует в строительстве электростанции, на станции Голицыно Белорусской железной дороги – в строительстве железнодорожного моста.

1949, 29 октября – Ленинским райвоенкоматом Московской области призван на срочную службу в Военно-Морской флот СССР. Начал служить на Балтийском флоте.

1950–1952 – Шукшин переведён с Балтийского флота на Черноморский. Воинское звание – старший матрос, военная специальность – радист особого назначения.

1953, январь – решением медицинской комиссии Главного военно- морского госпиталя Черноморского флота (в Севастополе) досрочно демобилизован с язвенной болезнью желудка. Вернулся в село Сростки. Весной сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном в сросткинской средней школе № 32.

«Во все времена много читал. Решил, что смогу сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал». (Шукшин В. Вопросы к самому себе, с. 97.)

1953–1954, октябрь-июнь – преподаёт русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодёжи, одновременно – директор школы.

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (Шукшин В. Вопросы к самому себе, с. 45.)

Июнь – уезжает в Москву, сдаёт вступительные экзамены во Всесоюзный государственный институт кинематографии.

25 августа – зачислен студентом режиссёрского отделения ВГИКа.

1954–1960 – учёба во ВГИКе.

1958 – В. Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора».

1958, август – в журнале «Смена» № 15 напечатан рассказ «Двое на телеге» – первая публикация В. Шукшина в центральной печати.

1963 – в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга

«Сельские жители».

С 1963 – В. Шукшин – режиссёр киностудии имени М. Горького. Снимает по своему сценарию первый фильм «Живёт такой парень».

1965 – вышел фильм В. Шукшина «Ваш сын и брат».

1967, ноябрь – Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Декабрь – В. Шукшин удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат».

1968 – в издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Там вдали».

1968–1969 – В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм

«Странные люди».

1969 – за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.


1971 – за исполнение роли инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера» удостоен Государственной премии СССР.

1972 – вышел фильм В. Шукшина «Печки-лавочки».

1973 – в издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры».

1974, январь – вышел фильм «Калина красная»; в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Беседы при ясной луне».

Конец мая – на Дону начались съёмки фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину», куда Шукшин приглашён на роль Петра Лопахина.

Июнь – в издательстве «Советский писатель» сдан в набор роман «Я пришёл дать вам волю».

2 октября – Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».

Посмертно В.М. Шукшину присуждена Ленинская премия.


– Читаем стихотворение В.С. Высоцкого «Памяти Василия Шукшина».

Ещё – ни холодов, ни льдин,

Земля тепла, красна калина,

А в землю лёг ещё один

На Новодевичьем мужчина.

Должно быть, он примет не знал,

Народец праздный суесловит,

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал.

Коль так, Макарыч, – не спеши,

Спусти колки, ослабь зажимы*,

Пересними, перепиши,

Переиграй, – останься живым!

Но, в слёзы мужиков вгоняя,

Он пулю в животе понёс,

Припал к земле, как верный пёс…

А рядом куст калины рос

Калина красная такая.

Смерть самых лучших намечает

И дёргает по одному.

Такой наш брат ушёл во тьму!

Не поздоровилось ему, –

Не буйствует и не скучает.

А был бы «Разин» в этот год…

Натура где? Онега? Нарочь*?

Всё – печки-лавочки, Макарыч,

Такой твой парень не живёт!

Вот после временной заминки

Рок процедил через губу:

«Снять со скуластого табу

За то, что он видал в гробу

Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле

И с тяжким грузом на горбу,

Чтоб не испытывал судьбу,

Взять утром тёпленьким с постели!»

И после непременной бани,

Чист перед Богом и тверёз,

Вдруг взял и умер он всерьёз

Решительней, чем на экране.

Гроб в грунт разрытый опуская

Средь новодевичьих берёз,

Мы выли, друга отпуская

В загул без времени и края...

А рядом куст сирени рос

Сирень осенняя. Нагая…

1974


– Каким чувством проникнуто стихотворение Владимира Семёновича Высоцкого?

– Как вы думаете, в каких отношениях были эти столь разносторонне одарённые современники: В.М. Шукшин (1929–1974), писатель, актёр, режиссёр, и В.С. Высоцкий (1938–1980), поэт, певец, актёр?

– Какие сведения о жизни и творчестве Шукшина помогают понять содержание стихотворения Высоцкого?

– Что в личности Шукшина особенно привлекает Высоцкого?

Какие черты его характера Высоцкий склонен подчёркивать?

– Как вы поняли основную мысль стихотворения Высоцкого?


Информация для учителя.

Смерть Шукшина вызвала у Высоцкого не только чувство острой горечи и боли от утраты близкого по духу человека, старшего друга, но и негодование на несправедливость судьбы, забирающей у нас «самых лучших». Он любуется Шукшиным и как настоящим мужчиной, и как человеком искусства, полным грандиозных замыслов. Высоцкий подчёркивает в Шукшине ту постоянную напряжённость творческого духа, которая была отличительной чертой их обоих, о которой писал сам Шукшин. Может быть, надо было больше щадить себя («Спусти колки, ослабь зажимы»), не искушать судьбу, изображая на экране смерть своего героя, – тогда бы жил человек да жил. Высоцкому так не хочется отпускать друга туда, откуда нет возврата («Пересними, перепиши, переиграй, останься живым!»). Но он понимает, что тот по-другому жить не мог, и восхищается им ещё и потому, что сам всю жизнь был таким же страстным и неукротимым творцом, спешившим передать людям все свои мысли и чувства.

Сам В.С. Высоцкий говорил о В.М. Шукшине: «Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним, часто беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. В данном случае это значит для меня больше, чем быть участником и исполнителем.

Я написал большие стихи по поводу Василия в «Авроре». Но опять они мне предложили оставить меньше, чем я написал, и я отказался печатать не полностью. Считаю, что её хорошо читать глазами, эту балладу. Её жалко петь, жалко… Я с ним очень дружил, и как-то… я спел раз, а потом подумал, что, наверное, больше не надо».


– Читаем «Слово о малой родине» В.М. Шукшина (учебник, с. 120–121).

– Видите ли вы что-то общее в биографиях В.М. Шукшина и В.Г. Распутина?

– В чём близость их рассуждений о малой родине?

– Составьте на основании изученных текстов литературные портреты В.Г. Распутина и В.М. Шукшина в виде блок-схем (работа в парах).

– Что даёт чтение размышлений писателя о «малой родине» для понимания личности, характера В.М. Шукшина? Можно ли считать писателя искренним человеком?

– Что, по вашему мнению, сформировало В.М. Шукшина как личность и человека искусства?

– В чём видел В.М. Шукшин смысл жизни?

– Объясните смысл слова «писатели-деревенщики». Аргументируйте свой ответ (работа в группах, варианты: потому что пишут о деревне; потому что остро поднимают вопросы добра и зла; потому что видят в деревенской жизни смысл развития человеческой цивилизации).

– Попробуйте сформулировать жанр «очерк» на основании текста «Слова о малой родине» В.М. Шукшина (индивидуальная работа). Проверьте себя, ознакомившись со статьёй «Очерк» в конце учебника («Краткий словарик литературоведческих терминов»). Найдите черты этого жанра в «Слове о малой родине» В.М. Шукшина.


III. Итог урока.

Писатели-деревенщики – люди, которые сохраняют народную самобытность в современном творчестве; ставят перед обществом всегда актуальные вопросы.


IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают рассказ В.М. Шукшина «Крепкий мужик».


© ООО «Баласс», 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!