СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 47. «… Из всех дарителей эти двое были мудрейшими» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

 

Урок 47. «… Из всех дарителей эти двое были мудрейшими» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 47. «… Из всех дарителей эти двое были мудрейшими» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 47. «… Из всех дарителей эти двое были мудрейшими» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)

Раздел 3. «Я и другие»

Рабочее название урока: Что есть высшее счастье для героев рассказа?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Изучаем принцип построения рассказа, его связь с притчей.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.





2. Анализ текста.









































































3. Работа с текстом после чтения.


– Читаем дневниковую запись Алексея от 31 декабря и отвечаем на

1-й, 2-й, 3-й вопросы учебника (с. 127).

– Что такое «высшее счастье» по словам Алексея? (Это общение с близкими, понимающими тебя людьми, доброта и забота.)

Формулируем тему урока:

Что было высшим счастьем для героев О. Генри?


– В 6-м классе (учебник «Год после детства») вы уже встречались с известным американским писателем О. Генри. Расскажите, что вам известно о его жизни и творчестве.

– Прочитайте статью о писателе на с. 128 учебника «Путь к станции “Я”». Что нового вы узнали о нём? Помогло ли вам знакомство с биографией О. Генри лучше понять его рассказ?

– Какими вы представляете себе героев рассказа – молодых супругов Деллу и Джима?

– Составьте литературные портреты Деллы и Джима.

– Расскажите о жизни героев, опираясь на детали, встречающиеся в тексте рассказа.

– Помогают ли вам воссоздать их облик иллюстрации на с. 129, 133 (рисунки к журналам «Парижская мода» и «Театральная жизнь» конца XIX в.)?

– Что скрашивало «красноречиво молчащую бедность», в которой жили молодые супруги?

– Чем для Деллы и Джима было Рождество?

– Почему именно на Рождество нужно было подарить друг другу «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное»?

– Делла и Джим пожертвовали друг для друга своим единственным достоянием. Только ли это доказывает, что они по-настоящему любили друг друга?

– Радостным или грустным представляется вам рассказ «Дары волхвов»?

– В задании III. 1 (с. 49) «Тетради по литературе» говорится:

«Известно, что волхвы (мудрецы) принесли в дар младенцу Иисусу подарки с особым смыслом: золото – как Царю царей, ладан (ароматическую смолу для курения благовоний при богослужении) – как Богу и смирну (мазь, предохраняющую тело умершего от тления) – как смертному человеку. Подчеркните слова, отражающие суть подарков «мудрых отцов» и «глупых детей» (разным цветом).

(Забота, уважение, любовь, выгода, расчёт, жертвенность, бескорыстие, преклонение, великодушие, доброта.)

– Что имел в виду О. Генри, говоря: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? О каком даре идёт речь?

– По какой причине писатель назвал свой рассказ «Дары волхвов»?

– Почему он считает волхвами людей, подобных герою и героине рассказа?

– Как вы понимаете смысл фразы: «… из всех дарителей эти двое были мудрейшими»?

– В прошлом году вы читали рассказ О. Генри «Последний лист». Есть ли что-то общее в этих двух рассказах писателя?

Зачитываем окончание рассказа: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Информация для учителя.

Каждый из них даритель, и каждый из них принимающий дары. Они оба волхвы, и оба они – младенцы, любящие, чистые, абсолютно нерасчётливые и бескорыстные, готовые жертвовать друг для друга самым дорогим, жить почти впроголодь в дешёвой квартирке и, живя в бедности, оставаться счастливыми, лишь бы рядом был любимый человек. Рассказ дышит любовью к людям и к жизни. Автор и радуется за своих героев, и гордится ими, любуясь их душевной красотой, молодостью, любовью, и негодует на тот мир, где эти двое должны биться за каждый цент, чтобы жить, где Делла, чтобы сделать подарок мужу, должна продать свои роскошные волосы (вероятно, ей автор сочувствует больше, чем Джиму, недаром поступок Деллы описан более подробно). Рассказ вызывает и грусть, и радость в одно и то же время, как большинство рассказов О. Генри, в том числе рассказ «Последний лист». Герои О. Генри чаще всего бедны, они с трудом зарабатывают себе на жизнь, но они красивы душой, добры и самоотверженны.

Говоря о Делле, особое внимание следует уделить иллюстрации на с. 133, удивительно точно воссоздающей облик прелестной героини О. Генри. Вот она, юная, худенькая, шаловливая и в то же время печальная, сидит и размышляет, как воспримет муж её короткую стрижку.


– Понаблюдайте за языком рассказа и определите, каковы средства создания юмористического эффекта в творчестве О. Генри. Для этого выполните в «Тетради по литературе» задания I, II (с. 47–49).

– Возможно ли другое окончание рассказа? Предположите его (работа по группам: Делла (Джим) нашли клад; кому-то из них предложили престижную работу; подарки были другими). Как изменяется смысл рассказа? Почему рассказ заканчивается именно так? Что такое притча?

– Что есть высшее счастье для героев рассказа? (Раскрываем тему урока.)

– Читаем стихотворения А.С. Пушкина («Если жизнь тебя обманет…») и Б.Ш. Окуджавы («Прощание с новогодней ёлкой»). Желательно, чтобы учащиеся уловили внутреннюю связь между этими стихотворениями и произведениями, включёнными в раздел «Я и другие». Особенно ощущается связь стихотворений Пушкина и Окуджавы с последней частью раздела, вселяющей веру в торжество добра и любви. И грустное, даже несколько трагическое стихотворение Окуджавы заключает в себе таинственную прелесть и романтику Нового года и будит в душе светлые и нежные чувства к кому-то очень дорогому и близкому.


III. Итог урока.

Высшее счастье для героев рассказа – жертвовать ради близкого человека. Именно это позволяет им выразить любовь друг к другу.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся выполняют задание III. 2 (с. 49) в «Тетради по литературе».


© ООО «Баласс», 2015