Подшивалова М.Н., учитель-логопед
МБОУ СШ № 68 г. Архангельска
Технологическая карта логопедического занятия
«Моя малая родина – город Архангельск»
1 класс
Цель: закрепить знания обучающихся о родном городе
Задачи:
образовательные: актуализировать знания о своей малой Родине, продолжать учить подбирать родственные слова; закреплять навык употребления в речи прилагательных; закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже;
развивающие: расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине, развивать навыки публичных выступлений.
воспитательные: побудить интерес к изучению истории своего города, воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину, способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю.
3) Оборудование
Аудиозапись, видеозапись, демонстрационные картины и фотографии с изображением зданий и памятников г. Архангельска, мяч, проектор, рисунки учащихся, шаблоны.
4) Форма проведения: подгрупповая
5) Краткое описание этапов проведения занятия:
- организационно-подготовительный (оформлен стенд)
- Ребята, сегодня мы продолжим говорить о нашей малой Родине – городе Архангельске и продолжим заполнять нашу книгу «Моя Родина». Про Архангельск написано много песен и стихов. И главная песня любого города – это Гимн. И сейчас мы послушаем гимн г. Архангельска и посмотрим фильм об Архангельске (5 минут)
О чём эта песня?
— Вы любите свой город? Давайте скажем красивые слова о городе (игра с мячом, дети по очереди называют красивые слова: зеленый, большой, красивый, любимый и т.д.)
К этому занятию вы подготовили рисунки об Архангельске, посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.
- основной;
-Скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина)
- Назовите вашу малую Родину? (город Архангельск)
- Что означают слова Родина и малая Родина? ( Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)
Подбор родственных слов.
- Давайте подберём родственные слова к слову Родина. (Родной, родственник, родимый, родня, род.)
- О ком мы так говорим? (о сёстрах, братьях, мамах, папах, и о городе). Когда мы произносим эти слова от них веет теплом и спокойствием.
- Как называются жители нашего города? (архангелогородцы)
— Какие красивые места есть в нашем городе и где были вы?
— А еще в нашем городе есть очень много интересных мест и я вас приглашаю на экскурсию (на каждую достопримечательность показ фото и рассказ ребенка).
1) Мыс Пур-Наволок
3) Памятник М. В. Ломоносову.
4) Театр драмы имени М. В. Ломоносова.
5) Памятник Петру 1.
6) Высотка
7) Памятник тюленю.
8) Вечный огонь
9) музей Малые Карелы
10) Памятник Степану Писахову
Архангельск — старый город, красивый, расположен на берегу Северной Двины. Много лет назад Архангельск был деревянный и не такой как сейчас. Посмотрите и сравните какой город был и какой стал сейчас (рассматривание фотографий старого и современного города).
Физкульминутка:
Мы по городу идем (маршируем)
Звонко песенку поем (голова влево-вправо)
Мы по улице шагаем (маршируем)
Ноги выше поднимаем
Делаем шаг — раз, два
Взмах руками — три, четыре
Повернулась голова (в любую сторону)
Руки вверх и ноги шире
Прыгаем вместе высоко и побегаем легко.
Игра с мячом. «Скажи со словом городской».
(Связь слов по типу согласования )
Давайте поиграем. Игра называется, скажи со словом «городской». Я буду называть первое слово, а вы второе - городской, городская, городское, городские. Нужно следить за тем, чтобы окончания слов звучали правильно.
Например: транспорт (какой?) — городской транспорт,
квартира — городская квартира,
дома — ... ,
парк — ... ,
улицы — ... ,
театр — ... ,
почта — ... ,
здание — ... ,
школа — ... ,
площади — ... ,
вокзал — ... ,
жители — ...,
Образование относительных прилагательных
В нашем городе много разных домов. Если дом построен из дерева, как про него можно сказать по-другому?
Если дом построен из дерева – деревянный дом.
Если дом построен из кирпича – кирпичный дом.
Если дом построен из панелей – панельный дом.
Образование сложных слов.
- Как можно сказать про дом, в котором один этаж, два, три, пять, девять, много ?
- заключительный
Чтобы завершить наш проект, мы должны выполнить задание – расписать северные пряники, отгадайте загадку
Сладкие, ароматные, детям приятные,
Звери непростые, в узорах расписные.
Из пряничного теста, пекут их с мамой вместе,
Гостей угощают, счастья желают.
Что это за северные сладости из пряничного теста, да непростые, с узорами разноцветными? (козули)
Предлагается детям расписать козули (силуэтные изображения) в парах.
6) Коррекционно-развивающие технологии.