Исследование универсальных учебных действий учащихся 1 класса осуществляется на основе карты мониторинга, рекомендованной МКУ «Научно-методический информационный центр» г.Белгорода, в соответствии с ФГОС:
(источник: Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов, составители: И.В.Возняк, И.М.Узянова, О.А.Радченко и др.)
УУД | Основные критерии оценивания | Методики (типовые д-кие задачи) | Примечания |
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
1. Внутренняя позиция школьника | 1. положительное отношение к школе; 2. чувство необходимости учения, 3. предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа 4. адекватное содержательное представление о школе; 5. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, 6. предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) | 1. Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т,А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.) | Используется в 1 классе |
2.Самооценка (Регулятивный компонент) | 1.Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием. | Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха | |
Самооценка (Когнитивный компонент) | 1.представленность в Я-концепции социальной роли ученика. 2.рефлексивность как адекватное осознанное представление о качестве хорошего ученика. 3.осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «Хороший ученик». 4.осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «Хороший ученик» | Методика «Лесенка» Методика «Хороший ученик» (рефлексивная самооценка учебной деятельности) Модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) | Используется в 1 классе Используется в начале 2-4 класса Используется в конце 4 класса |
3.Мотивация учебной деятельности | 1. сформированность познавательных мотивов -интерес к новому; -интерес к способу решения и общему способу действия; 2. сформированность социальных мотивов - стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу 3. сформированность учебных мотивов -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; | «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) Методика Лускановой Н.Г. «Мотивация и адаптация ребенка к школе». Методика исследования учебной мотивации школьников М.Р.Гинзбург | Используется в начале 1 класса Используется в начале 2-4 классов |
4. Нравственно-этическая ориентация: | Отношение к нравственно-этическим нормам | Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение) | Заполняет учитель в начале 1-4 класса |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке): | 1. умение действовать по плану и планировать свою деятельность 2. преодоление импульсивности, непроизвольности 3. умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия и вносить коррективы в исполнение | Методика «Выкладывание узора из кубиков» Методика У. Ульенковой «Палочки-крестики» | Используется в 1-4 классах Используется в 1 классе |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
1. Универсальные логические действия | сравнение; анализ и синтез; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация; обобщение; установление аналогий | Соответствующие методики из диагностического альбома Семаго Методика Словесно-логическое мышление Замбицявичене | Используется в 1 классе Используется в 1-4 классах |
2. Постановка и решение проблемы | Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Наблюдение | Оценивает учитель в начале 4 класса |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
1. Коммуникация как общение | Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, | Наблюдение Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) Александровской | Исследуется в 1-4 классах |
2. Коммуникация как кооперация | Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, | «Рукавички» Г.А.Цукерман «Совместная сортировка» Г.В.Бурменская | В 1 классе Во 2-4 классах |
3. Коммуникация как условие интериоризации | Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. | Наблюдение «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель») | В 3-4 классах |