СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему:" Гласный звук [а]. Буква а А. Путешествие в Красный замок."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных инновационных методов коррекции и развития речи является использование технологических карт в деятельности учителя-логопеда. Технологическая карта - это новый вид методической продукции, который в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса с  описанием  алгоритма построения педагогического воздействия от цели до результата. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему:" Гласный звук [а]. Буква а А. Путешествие в Красный замок."»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ


Примерная технологическая карта логопедического занятия


Ф.И.О.

учителя-логопеда,

место работы

Королева Наталия Михайловна учитель-логопед

МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение №3

Возрастная группа


Подготовительная группа

Логопедическое заключение


ОНР-3 уровень. Дизартрический компонент

Образовательная область


- Речевое развитие; - познавательное развитие; - физическое развитие

Тип занятия


Изучение нового материала

Тема занятия


Гласный звук [а]. Буква а А. Путешествие в Красный замок.

Цель


Знакомство со звуком [а] и обозначением его на письме буквой а А

Задачи


Образовательные:

-уточнить артикуляцию гласного звука[а],познакомить детей с характеристиками звука;

-научить выделять звук [а] в словах, в звуковом потоке;

- развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой;

-учить дифференцировать строчные и заглавные буквы;

Коррекционные:

-развивать простые формы фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры;

-совершенствовать фонематические представления;

-развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление;

-развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки;

-развивать самостоятельность, самоконтроль;

-формировать коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные:

-воспитывать мотивацию учения, положительного отношения к знаниям;

Воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом и логопедом на занятии

Планируемые образовательные результаты

-характеризовать звук [а ] по схеме;

-выделять и находить звук [а] в слоговых и звуковых схемах;

- печатать большую и маленькую букву а А по образцам;

-соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- использовать знаково-символические средства;

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

-умение адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;

-оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

Используемые технологии


-здоровосберегающие(арт.гимнастика, пальч.гимнастика, дых.гимн-ка,физ.минутка)

-технология деятельностного подхода;

- игровая технология


Развивающая предметно-пространственная среда


Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус),натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос),символ звука[а] (красный кружок),звуковые домики(индивидуальные), касса букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А а,

Красный замок, камешки Марблс.





Организационная структура и содержание логопедического занятия


Этап

Длительность этапа

Методы

способы, приемы работы

Формы организа-ции дея-тельности

обуч - ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверст -ми

I Этап.

Мотива-ции

-адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми под руководством учителя-логопеда.,

2 мин

Беседа

Игровой момент


Фронтальная

индивидуальная

Предлагаю вспомнить правила поведения на занятии. Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы сейчас опять, ,слушать, размышлять, Но друг другу не мешать. Внятно, четко говорить, Не вертеться, не шалить.

Дети проговаривают вместе со мной

приобретения общих культурных умений

игровое взаимодействие

речевое взаимодействие

стремление проявлять двигательную активность,

следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

II. Этап.

Сообщение темы занятия

- Обогащать словарь. Формировать навык ответа на вопросы.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-тельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверст-ми

2 минуты

Беседа

Игровой момент

Проблемная ситуация

фронтальная

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия в Страну звуков будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

Выставляется Красный замок и его хозяйка – Фея в красном платье.

приобретения общих культурных умений

игровое взаимодействие

. Дети проявляют любознательность

III. Этап

Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам


-Корригировать правильное произношение

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-тельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда



Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверст-ми

3 минуты

Беседа

Создание игровой ситуации

Пояснение

Объяснение Вопросы Педагогичес-кая оценка

Фронталь

ная

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи.

Какой первый звук в слове Анна?Анна предлагает нам спеть этот звук..Звук [а] мы можем петь,тянуть.Посмотрите, как широко открывается рот, нет ни какой приграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным. Гласные звуки живут в Красном замке.Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите»его.


Дети повторяют за логопедом.



-звук[а]


А-а-а


Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а]

Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым

речевое взаимодействие

ситуативно-деловое общение

Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями

IV. Этап











Д/И «Поймай звук»

Произношение слов со звуком [а, определение позиции звука]





.

Корригировать и развивать слуховое восприятие.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-

тельности уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверст-ми

4 минуты

Дидактичес-

кая игра


наглядно-демонстрационные


вопросы


сравнение


педагогичес-кая оценка

Фронталь-

ная

индиви-

дуальная

Логопед произносит ряд звуков




Фея живёт в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.







А теперь назовите только фрукты. Где они растут?

Дети хлопают, услышав звук [а].



Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в ловах и его место в окошечке Звукового домика.



В саду.





Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым

игровое взаимодействие

речевое взаимодействие

ситуативно-деловое общение

следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

V. Этап

Динамическая пауза.

Пантонима «В сад».



- снять напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-тельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

3 минуты

Беседа вопросы

Объяснение

Создание игровой ситуации

Фронталь-ная

Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли и в фруктовый сад пришли. А там собака Авва сторожит сад. Покажите, как она сердится. А вот сторож Антон. Мы улыбнёмся ему и попросим немного фруктов. Потянитесь и сорвите их с фруктовых деревьев. Какими фруктами мы угостим Анну?

Возвращаемся домой. Посмотрите, над лесом летит Аист. Изобразите, как он ходит, как он ходит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста: Аист. Аист длинноногий, покажи домой дорогу.


Вот мы и дома.






Дети выполняют все движения с логопедом





Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.





Аист(ребёнок):-топни правой ногой, топни левой ногой. Шагни правой ногой, шагни левой ногой,так и придёте домой.

Дети вместе с логопедом повторяют движения.


Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым

игровое взаимодействие

стремление проявлять двигательную активность

VI. Этап






Знаком-ство с буквой /А/.


- Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-тельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

5 минут

Пояснение

Практические:аналитико-синтетические,сравнение,

Вопросы.

Наглядно-де-монстрационный

моделирование

Фронталь-

Ная

Индивиду-альная

Сейчас мы превратимся в настоящих путешественников. Мы побываем только в тех странах, названия которых начинается со звука [а].

Чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В.Измайлова «Как появились буквы».


Что вам напоминает буква А?

(Вносится глобус).


Ответы детей.





Чтение стихотворения

Демонстрируются элементы букв. Затем буква А

Ответы детей

Выкладывание буквы А из палочек. Нахождение буквы Ав буквенных кассах.

Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым,

поддержка потребности в поиске

речевое взаимодействие

ситуативно-деловое общение

стремление проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания

VII

Написа-ние буквы А

- Проверить сформированность зрительного образа буквы. Развивать мелкую моторику.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-тельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

6 минут

Пояснение

Сравнение

практические

Фронталь-ная

Индивиду-альная


Буквы бывают строчные и заглавные


Предлагает написать буквы в тетради.

Сравнение строчной и заглавной букв детьми.

Учащиеся пишут строчные и заглавные буквы.


Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым,

поддержка потребности в поиске.

личностно-порождающего взаимодействия

речевое взаимодействие

стремление проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания

VIII

Рефлек-сия. Подведение итогов

- Обобщить тему занятия. Оценка деятельности учащихся

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-циидея-тельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

5 минут

Вопросы

Сравнение

Моделирова-ние

Фронталь-ная

Индивиду-альная

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы запомнили об этом звуке?

Выложите из камешком Марблс букву, с которой мы знакомились сегодня. Оценивает эмоциональное состояние учащихся по цвету камней, которые они выбирают.

Просит оценить свою работу на занятии.

Отвечают на вопросы по теме занятия, выкладывают букву из камней Марблс.







Дети оценивают свою работу

поддержка потребности в поиске

игровое взаимодействие

речевое взаимодействие

ситуативно-деловое общение

предметнопрактическое взаимодействие

планирование и самооценивание трудовой деятельности