СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока окружающего мира "Самое главное вещество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование объекта "Вода" и понятий "Свойства воды", "Три состояния воды" "Круговорот воды в природе". Представлена групповая работа учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока окружающего мира "Самое главное вещество"»

Тема урока: «Самое главное вещество».

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования понятия «свойства воды», «три состояния воды», «круговорот воды в природе»

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств;

-дать представления о применении воды в жизни человека


Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.


Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.


В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.


Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.



Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.


Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов некоторые свойства воды,

- освоят доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды,

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

-учиться работать по инструкции.







Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Звучит увертюра М. Дунаевского «Дети капитана Гранта»

- Девиз урока слова великого мыслителя и философа Китая - Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму!» СЛАЙД 1

- Как понимаете эти слова?

- Чему будет посвящен наш урок?


- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Вы готовы отправиться со мной в новую экспедицию?

Мы разделились на группы и сейчас вы выберите рюкзаки исследователей по цвету. В рюкзаках все необходимое для новой экспедиции. Займите свои места по выбранным цветам.

-В течение урока вы будете работать в группах. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группах: СЛАЙД 2

1. Работать сообща.

2. Говорить вполголоса.

3. Один говорит – другие слушают, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределять обязанности между собой.

5.Уметь договариваться, помогать друг другу.

6. Разговор должен идти только о предмете задания.


Нам надо постараться правильно выполнить все задания, суметь сделать выводы, научиться применять новые знания в жизни.





Открытию новых знаний.

Будем стараться узнать новое.

Выбирают рюкзаки и занимают места.

Чтение правил.





Личностные:

осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.

Коммуникативные: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.




2. Актуализация знаний и фиксирование

затруднения в пробном действии.


Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Нередко по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.


- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшней экспедиции.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране…

… Без нее вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.


- Какие задачи поставим перед собой?



- А, что вы знаете о воде?


- Оцените свои знания, только честно.








Вода.

Тема нашей экспедиции «Вода».




Вспомнить, что уже знаем о воде и открыть новые знания.

Вода – это жидкость. О свойствах воды.

Капельки:

зелёные - знаю все,

желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные



3.Выявление места и

причины затруднения.

Постановка проблемы.


Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, желтой и коричневой. Голубым цветом показаны моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает его сплошной оболочкой. И в воздухе находится много воды, пара и т.д.

Вода есть и под землей (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Лед там и на суше, и в океане.

Вода входит в состав любого живого организма. Возьмите листик цветка на столе и помните его. Что вы увидели? Объясните, что это доказывает? (мнение учащихся).

Вода содержится во всех частях растений.


Какие сочные плоды, овощи, ягоды вы знаете?


Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.


В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы, например, на 90-95 % состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Чтобы узнать, сколько примерно воды в вашем теле надо массу тела разделить на 3 и умножить на 2.

- Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека?


Вода не только поит, но и кормит (как?) (), это и удобная дорога (почему?) ().





Вода еще «добывает» электрический ток.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!

- Что же это за волшебная вода, почему она всем нужна?










Мы обнаружим влагу.

Арбуз, клубника, огурец, помидор, апельсин, лимон…





Без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди.

ловят рыбу,

по ней плывут суда с грузами и пассажирами

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Открытие новых знаний.


- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?


Каждая экспедиция имеет свой маршрутный лист, который они заполняют в ходе экспедиции. У вас на столах тоже лежат ваши маршрутные листы. Наша экспедиция имеет три этапа исследования и свои вопросы, которые мы разделили на 3 группы.

Давайте обозначим все вопросы нашей экспедиции.

1 группа прочитайте свое задание.

Задание 1. Составить мини-отчет в виде таблицы о проделанной работе на кружке.

Задание 2. Показать 1 опыт по исследованию свойств воды.

2 группа прочитайте свое задание.

Задание 1. Познакомится с тремя состояниями воды и их свойствами. Провести опыт.

Задание 2. Составить мини-отчет в виде кластера.

А вот у третьей группы задание будет самое сложное, но интересное. Прочитайте свое задание.

Задание 1. Посмотреть учебный фильм «Круговорот воды в природе», прочитать статью в учебнике с. 64-65.

Задание 2. Составить схему круговорота.

А зачем нам нужны все эти новые знания о воде? Где они нам пригодятся?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

веществом и его

свойствами.

2. Сделаем выводы.












В жизни.

Коммуникативные

Регулятивные

5.Реализация проекта.

Практическая часть.




Приступаем к практической работе. Прочитайте внимательно инструкции и выполняйте задания.

1 группа. Составление таблицы «Свойства воды».

Свойства воды.

Опыт 1. Имеет ли вода форму?

Цель: показать, что вода не имеет формы.

Что понадобится: 2 стакана, тарелка, вода.

Технологический процесс: Возьмём тарелку. Выльем на неё немного воды. Наклоним тарелку. Вода заняла форму тарелки.

Возьмём один стакан с водой, а другой пустой. Перельём воду в пустой стакан. Вода заняла форму стакана.

(вода принимает форму тарелкиона не имеет своей формы)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 2. Имеет ли вода цвет и запах?

Цель: показать, что вода не имеет запаха.

Что понадобится: стакан с водой, лимон, 3 полоски цветной бумаги.

Технологический процесс: Возьмём лимон и почистим его. Сразу почувствовали запах, распространившийся в помещении, а теперь возьмём воду и понюхаем, чем она пахнет?

Вода ничем не пахнет.

Вывод запишите в таблицу.

Цель: проверить имеет ли вода цвет.

Технологический процесс: Возьмём несколько цветных полосок бумаги. Приложим их к воде. Мы увидели, что цвет воды не совпадает ни с одним цветом из полосок.

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 3 Может ли вода течь?

Цель: проверить, что вода жидкая, может течь.

Что понадобится: 2 стакана, тарелка, вода.

Технологический процесс:

Возьмём 2 ёмкости: одну с водой, другую пустую, без воды. Попробуем перелить воду из одной ёмкости в другую. Вода льётся.

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 4 Имеет ли вода вкус?

Цель: проверить имеет ли вода вкус.

Что понадобится: стакан с водой, лимон, сахар.

Технологический процесс: Мы знаем, вкус продуктов бывает сладким, горьким, кислым, солёным. Попробуем воду на вкус. Не один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод запишите в таблицу.

Опыт № 6. Можно ли покрасить воду?

Цель: проверить, можно ли воду покрасить.

Что понадобится: 3 стакана, гуашь, вода.

Технологический процесс: Нальём в колбу воды. Добавим зеленую краску. Вода стала зеленой.

Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод запишите в таблицу.

Опыт № 6. Может ли вода растворять вещества?

Цель: показать, что вода - растворитель.

Что понадобится: 3 стакана, вода, сахар, соль, песок.

Технологический процесс: Возьмём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положим немного соли, в другой – сахар, в третий – песок. Хорошо помешаем воду в стаканах. Наблюдаем, что произойдёт с солью, сахаром, песок. Попробуем на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обратим внимание на соль, сахар. Их не видно. Песок же осел на дно, но некоторая его часть растворилась.

Вывод запишите в таблицу.

2 группа проведение опыта «Три состояния воды» и составление кластера.

Цель работы: определить в каких состояниях существует вода в природе и как может переходить из одного состояния в другое, при каких условиях вода испаряется, замерзает.

Что понадобится: вода, парообразователь, тарелка со льдом, штатив с держателем, тарелка.

Технологический процесс: нагрейте воду, над которой закреплен холодный предмет (тарелка со льдом). Вода при нагревании быстро испаряется, невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают в пустую тарелку. Получается круговорот воды.

Дневник наблюдений

п/п

Технический процесс

Вывод

1

Воду довели до кипения.

При кипении вода превращается в прозрачный водяной пар – испаряется. Вода из жидкого состояния переходит в газообразное.

2.

Вскипятили воду. Подождали некоторое время. На холодной поверхности появились капли.

При изменении температуры окружающей среды вода переходит из одного состояния в другое. Из жидкого в газообразное, из газообразного в жидкое.

3.

В блюдце налили небольшое количество воды и поставили в морозильную камеру.

Вода из жидкого состояния перешла в твердое (лёд).

4.

Блюдце с замёрзшей водой оставили при комнатной температуре.

При изменении температуры окружающей среды вода из твёрдого состояния перешла в жидкое.

5.

В блюдце налили воды и оставили в комнате.

Вода при комнатной температуре испаряется.

6.

Мокрое полотенце вывесили на балконе в морозный день.

Вода испаряется при любой температуре.


Где в природе находится вода в жидком, твердом, газообразном состояниях?




К

Вода

ластер

Газообразное


Пар.


Снег, лед, сосульки, айсберги.

3 группа – просмотр учебного фильма «Круговорот воды в природе» и составление схемы круговорота.

Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение опытов, подведение итогов, составление кластеров,

Работа со схемами.





































































Работа со схемой.




Познавательные: извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания.


Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.



6.Первичное закрепление

с проговариванием

во внешней речи.



- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований.

- Какое вещество было объектом нашего исследования?

- Какими же свойствами обладает вода? Первая группа отчитывается, а вы заполняете таблицу в своих маршрутных листах.


1 группа – Рассказ по таблице о свойствах воды.

  1. ВОДА

ДА

НЕТ

Имеет ли форму?

 

 

Имеет ли запах?

 

 

Имеет ли цвет?

 

 

Может ли вода течь?



Имеет ли вода вкус?



Можно ли покрасить воду?



Может ли вода растворять вещества?










2 группа – Рассказ о состояниях воды по кластеру.

К

Вода

ластер

Газообразное


Пар.


Снег, лед, сосульки, айсберги.

А теперь давайте рассмотрим схему перехода воды из одного состояния в другое используя научные понятия. СЛАЙД 7

Какое из понятий вам не понятно?

Где мы можем узнать, что это?

Работа со словарем.




При каком условии происходит переход воды из одного состояния в другое?


Теперь, когда вы уже многое узнали о чудесных превращениях воды, настало время узнать о самом важном, о круговороте воды в природе.

3 группа –Рассказ по схеме о круговороте воды в природе.

Постарайтесь воспроизвести последовательность круговорота воды. А я вам помогу с новыми понятиями (испарение, конденсация, осадки и снова испарение).

Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Подумайте, что было бы, если вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (ответы учащихся).

Докажите, что вода –источник жизни.

Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?




А как же вы сами можете сохранять, беречь воду?



Представитель каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.

Остальные заполняют таблицы, кластеры и схему в маршрутных листах.




















Конденсация.

Конденсация – это переход вещества в жидкое или твёрдое состояние из газообразного.

При изменении температуры.



Рассказ по схеме.









Создает заповедники, заказники, на предприятиях, используют очистительные сооружения.

Не загрязнять, не мыть технику в водоемах, экономить воду.

Коммуникативные

Регулятивные

7. Рефлексия учебной деятельности.


- Ребята, вам понравилось работать в группах?

- А теперь проанализируйте свою работу в оценочных листах, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.


- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Ребята, над какой темой мы работали на уроке?

-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?



- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Мы выполнили план урока?





- Оцените свои знания на конец урока (капельки)


- За что себя можете похвалить?


С домашним заданием вы можете ознакомиться в маршрутных листах.

А закончить урок я хотела бы словами известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

Спасибо за работу.




Вода.

Открыть новые знания.

Мы узнали свойства воды, о трех состояниях воды, о круговороте воды. О том, что не надо загрязнять воду

Зелёная – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

Регулятивные

Личностные

















Название опыта

Цель

Что понадобится

Имеет ли вода форму?


Показать, что вода не имеет формы.

2 стакана, тарелка, вода.

Имеет ли вода запах?

Показать, что вода не имеет запаха.

Стакан с водой, лимон.

Имеет ли вода цвет?

Проверить имеет ли вода цвет.

Стакан с водой, 3 полоски цветной бумаги.

Может ли вода течь?

Проверить, что вода жидкая, может течь.

2 стакана, тарелка, вода.

Имеет ли вода вкус?

Проверить имеет ли вода вкус.

Стакан с водой, лимон, сахар.

Можно ли покрасить воду?

Проверить, можно ли воду покрасить.

3 стакана, гуашь, вода.

Может ли вода растворять вещества?

Показать, что вода - растворитель.

3 стакана, вода, сахар, соль, песок.



Технологический процесс

Вывод

Возьмём тарелку. Выльем на неё немного воды. Наклоним тарелку. Вода заняла форму тарелки.

Возьмём один стакан с водой, а другой пустой. Перельём воду в пустой стакан. Вода заняла форму стакана.

Вода не имеет своей формы

Возьмём лимон и почистим его. Сразу почувствовали запах, распространившийся в помещении, а теперь возьмём воду и понюхаем, чем она пахнет?

Вода ничем не пахнет.

Вода не имеет запаха.

Возьмём несколько цветных полосок бумаги. Приложим их к воде. Мы увидели, что цвет воды не совпадает ни с одним цветом из полосок.

Вода не имеет цвета.

Возьмём 2 ёмкости: одну с водой, другую пустую, без воды. Попробуем перелить воду из одной ёмкости в другую. Вода льётся.


Вода текучая.

Мы знаем, вкус продуктов бывает сладким, горьким, кислым, солёным. Попробуем воду на вкус. Не один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вода не имеет вкуса.

Нальём в колбу воды. Добавим зеленую краску. Вода стала зеленой.

Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Воду можно окрасить.

Возьмём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положим немного соли, в другой – сахар, в третий – песок. Хорошо помешаем воду в стаканах. Наблюдаем, что произойдёт с солью, сахаром, песок. Попробуем на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обратим внимание на соль, сахар. Их не видно. Песок же осел на дно, но некоторая его часть растворилась.

Вода – растворитель.

Но в воде растворяются не все вещества.





Фотография



































Задание 2. Сочинить сказку «Путешествие капельки воды»

Однажды утром, когда первый луч солнца согрел землю, на самом большом бутоне розы в саду появилась капелька росы. Она посмотрела в синее-синее небо, и ей очень захотелось побывать там. Капелька подпрыгнула, но улететь не смогла. «Наверное, я ещё маленькая, - подумала Капелька. – Мне надо -----------------------». И тут с Капелькой стали происходить чудеса: под солнечным теплом она становилась все -------------------, пока не превратилась в маленькое облачко ---------------------, которое стало быстро подниматься вверх к --------------------. Чудеса с капелькой продолжались: чем выше поднималось облачко, тем становилось ------------------, и облачко снова превратилось в ---------------------------. Здесь капелька встретила очень много своих сестричек: это были капельки из моря, капельки из речки и из лужицы на дорожке. Они очень обрадовались встрече, обнялись, ---------------------в веселом танце, а озорной ------------------ подхватил их хоровод и понёс над полями, лесами, реками.

Капелька росы посмотрела вниз и увидела, как внизу, в озере отразились летящие по небу белые ------------------. У высокой горы, куда ветерок согнал много кучевых облаков, капелькам стало тесно, они начали толкаться, расти, кое-где даже вспыхивали ссоры. От этого тучи потемнели, стали -----------------------. А когда вновь дунул ветерок, из тучи хлынул ------------------------------------------------------. Капельку-дождинку ветерок занёс в тот же сад, и она упала на -------------------. Сухая земля быстро впитала её, а из земли воду впитали корешки розового куста.

Поднявшись по тоненьким каналам, по стеблю розы капелька вновь попала в розовый бутон. И как только капельку росы выпил бутон, он распустился и превратился в прекрасную розу. Посмотреть на этот прекрасный бутон из-за туч выглянуло солнышко и увидело в середине розы ------------------------------------------------------…

Путешествие капельки продолжалось…

СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА: подрасти, меньше и меньше, пара, солнышку, холоднее, капельку, закружились, ветерок, облака, тяжёлыми, сильный проливной дождь, землю, маленькую капельку воды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!