Педагогическая цель | Сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности земноводных |
Задачи урока | Образовательная: ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека. Развивающая: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений. Воспитательная: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе. |
Тип, вид урока | Освоение нового материала, комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | формировать умение объяснять признаки животных, характеризовать группы животных, влияние природы на животных; объяснять роль представителей животных в жизни человека |
Личностные результаты | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
УУД (метапредметные) | Регулятивные УУД 1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Познавательные УУД 1.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. 3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.). Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские |
Понятия и термины | земноводные |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знаний | -Какую тему изучали на прошлом уроке биологии? Фронтальный письменный опрос 1. Каково биологическое значение тех особенностей покровов тела, которые указаны в строке 1 вашего варианта? 2.. Каковы функции частей скелета, указанных в строке 2 вашего варианта? 3. Назовите особенности органов пищеварения, указанных в строке 3 вашего варианта. 4. Какой вид у рыб имеет особенность, указанная в строке 4 вашего варианта, и каково ее значение для жизни в водной среде? 5. Каково биологическое значение структур, указанных в строке 5 вашего варианта?
Фронтальный устный опрос 1. Расскажите о строении тех особенностей покровов тела рыбы, которые указаны в строке 1 вашего варианта. 2. Какими костями образованы части скелета, указанные которые указаны в строке 2 вашего варианта? 3. Каково значение органов пищеварительной системы, указанных и строке 3 вашего варианта? 4. Сравните насекомых и рыб по той особенности кровообращения, которая указана в строке 4 вашего варианта, и выявите различия. 5. Какими органами представлены структуры, указанные в строке5 вашего варианта? | Учащиеся отвечают на вопросы, слушают мнение одноклассников, выполняют, тест. № п/п | Характеристика | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | 1 | Особенности тела | Уплощено с боков | Костной чешуёй | Слизь | 2 | Части скелета | Череп | Позвоночник, рёбра | Парные плавники | 3 | Органы пищеварительной системы | Желудок | Пищеварительные железы | Плавательный пузырь | 4 | Особенность кровообращения | Имеются круги кровообращения | Разделение сердца на отделы | Холоднокровность | 5 | Структуры, участвующие в нервной деятельности организма | Периферическая нервная система | Органы чувств | Центральная нервная система | Фронтальный письменный опрос | Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. | Сегодня мы с вами рассмотрим класс животных, которые вам уже хорошо известны и имеют важное значение в жизни человека | Формулируют тему урока ставят цели | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно следственные связи |
Усвоение новых знаний и способов действий | Организует деятельность учащихся: В учебнике на стр. 189 изучите материал о внешнем строении земноводных, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Организует работу учащихся с рабочей тетрадью Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки» (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Многообразие живых организмов/В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; - М.: Дрофа) | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, работают с учебником | Познавательные: устанавливать причинно следственные связи Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом виде и развернутом в соответствии с целью учебного задания, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. |
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, сгибать, читать И совсем не уставать. Голова устала тоже Так давайте ей поможем. Вправо – влево, раз и два Думай, думай головой. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Учащиеся выполняют упражнения: 1.наклоны вперед и назад 2.рывки руками перед грудью 3.вращение головой (садятся за парты) | |
Первичное закрепление изученного материала | проверить усвоение материала об особенности строении лягушки, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных. Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Вариант№1 1.Форма тела: а) тело обтекаемое, сплющено с боков б) тело короткое, голова без видимых границ переходит в туловище. 2.Покровы тела: а) кожа голая влажная; б) тело покрыто чешуёй и слизью. 3. Органы движения: а) имеются парные и непарные плавники, хвост; б) имеются 2пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев), хвоста нет. 4.Органы дыхания: а) имеются жабры; б) жабры отсутствуют. 5. Органы чувств: а) имеются ноздри, глаза без век; б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками. Повышенный уровень: 1) Составьте цепочку (сеть) питания с участием земноводных (например, жабы, лягушки): Капуста -- ---- жаба. 2) Как вы думаете, под каким углом прыгает лягушка? Почему? 3)Выскажите ваше мнение, в чём выражается приспособленность лягушки к жизни на суше и в воде. Как вы понимаете её относительный характер? Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции? | Воспринимают информацию, работают с тетрадями Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. | Коммуникативные: Формирование умения самостоятельно работать над творческим заданием. Коммуникативные: Умение слушать других людей. Личностные: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: умение структурировать материал, анализировать информацию. |
Рефлексия учебной деятельности | Оцените себя: Я знаю класс земноводные Я умею давать характеристику классу Я знаю, на какие группы делятся земноводные. Я умею устанавливать связь класса с растениями и другими организмами и приводить примеры этих взаимосвязей. | Осуществляют самоанализ деятельности | Познавательные: Определяют степень овладения новыми знаниями Регулятивные: Проводят самооценку своим действиям Коммуникативные: сотрудничества с учителем и обучающимися |
Подведение итогов | Отмечаю степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оцениваю работу учащихся на уроке, комментирую оценки. оценка | Дифференцированное домашнее задание | «5» | Прочитать стр. 189-199 Придумать сказку, стихотворение о земноводных. | «4» | Прочитать § стр.189-199, составить кроссворд | «3» и «2» | выучить § 189-199. |
| Слушают учителя Записывают задание | Личностные: Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию |