Технологическая карта урока биологии Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных». Класс: 7 Учитель биологии Тип урока: комбинированный Цели по содержанию:
ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.
развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.
формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные:
особенности внешнего строения и развития земноводных.
отличать по внешнему строению и развитию земноводных от других представителей Типа Хордовых. Метапредметные:
: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию. Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Организационный момент. Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы. | Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная. Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. | Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Входной контроль Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Внутреннее строение Надкласса Рыбы». Повторим предыдущий материал. Задание (приложение №1) | Воспроизводят имеющиеся знания о внутреннем строении земноводных. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Цель: В ходе урока вы должны познакомиться с характерными признаками земноводных основных отрядов и их многообразием. Предлагает спланировать работу на уроке. Презентация к уроку (кроссворд). | Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке | Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует деятельность учащихся: В учебнике на стр. 189 изучите материал о внешнем строении земноводных, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Организует работу учащихся с рабочей тетрадью Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки» (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Многообразие живых организмов/В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; - М.: Дрофа, 2014. – 143. задание №1. Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задания. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. В рабочей тетради выполняют лабораторную работу | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ответьте на вопросы в конце параграфа. Учитель предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в рабочей тетради (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Многообразие живых организмов/В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; - М.: Дрофа, 2014. – 143. на стр.109 задание №2 Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают текст учебника, анализируют информацию, делают записи в тетради. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение). |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Выходной контроль: Цель: проверить усвоение материала о особенности строении лягушки, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных. Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Базовый уровень: Вариант№1 1.Форма тела: а) тело обтекаемое, сплющено с боков;. б) тело короткое, голова без видимых границ переходит в туловище. 2.Покровы тела: а)кожа голая влажная; б) тело покрыто чешуёй и слизью. 3. Органы движения: а) имеются парные и непарные плавники, хвост; б) имеются 2пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев), хвоста нет. 4.Органы дыхания: а) имеются жабры; б) жабры отсутствуют. 5. Органы чувств: а) имеются ноздри, глаза без век; б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками. Вариант №2 Ответить на вопросы: 1)Какие особенности строения лягушки позволяют ей жить в воде? 2)Какие особенности строения лягушки позволили ей выйти на сушу? 3)Оплодотворение икры происходит: а) в воде б) на суше в) как в воде, так и на суши (у немногих видов. Повышенный уровень: 1) Составьте цепочку (сеть) питания с участием земноводных (например, жабы, лягушки): Капуста -- ---- жаба. 2) Как вы думаете, под каким углом прыгает лягушка? Почему? 3)Выскажите ваше мнение, в чём выражается приспособленность лягушки к жизни на скше и в воде. Как вы понимаете её относительный характер? Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции? | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности. | Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам) | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью |
информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня. В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник: оценка | Дифференцированное домашнее задание | «5» | Прочитать стр. 189-199 Придумать сказку, стихотворение о земноводных. | «4» | Прочитать § стр.189-199, составить кроссворд | «3» и «2» | выучить § 189-199. | | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель организует рефлексию: Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. | Объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
1. Каково биологическое значение тех особенностей покровов тела, которые указаны в строке 1 вашего варианта?
2.. Каковы функции частей скелета, указанных в строке 2 вашего варианта?
3. Назовите особенности органов пищеварения, указанных в строке 3 вашего варианта.
4. Какой вид у рыб имеет особенность, указанная в строке 4 вашего варианта, и каково ее значение для жизни в водной среде?
5. Каково биологическое значение структур, указанных в строке 5 вашего варианта?
1. Расскажите о строении тех особенностей покровов тела рыбы, которые указаны в строке 1 вашего варианта.
2. Какими костями образованы части скелета, указанные которые указаны в строке 2 вашего варианта?
3. Каково значение органов пищеварительной системы, указанных и строке 3 вашего варианта?
4. Сравните насекомых и рыб по той особенности кровообращения, которая указана в строке 4 вашего варианта, и выявите различия.
5. Какими органами представлены структуры, указанные в строке5 вашего варианта?
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами. Тело лягушки покрыто слизью, что предохраняет кожу от высыхания. Окраска у лягушек яркая, привлекающая насекомых, которыми они питаются. Ограничивающим фактором в размножении лягушек является вода.