2. | Актуализация знаний. | Перед изучением новой темы давайте вспомним таблицу умножения, а также компоненты при умножении чисел. Обратите внимание на экран. 1)Найдите пример, в котором число 5 является первым множителем. 2)Найдите примеры, в которых число 4 является вторым множителем. 3)Найдите примеры, в которых число является первым, или вторым множителем. Составьте задачу на умножение по рисунку и решите ее. Откройте учебники на странице 42 и найдите №1.Давайте представим первый пример в виде суммы разрядных слагаемых. | Отвечают на вопросы. Лера разложила по3 яблока в 5 тарелок. Сколько всего яблок было у Леры? 3*5=15 (300+78)+(100+27)=505 | Слайд 1. Слайд 2. |
4. | Открытие нового знания. | Все вы правы. Сегодня на уроке мы будет учиться умножать числа в столбик. Давайте вспомним, как умножить сумму на число? Верно. Обратите внимание на №3. Какой вариант записи умножения наиболее удобный? Запишите его в тетрадь. Для того чтобы правильно умножить числа в столбик, нужно правильно расположить эти числа. Разряды единиц пишутся под единицами, а десятки – под десятками. Для того чтобы умножить 24 на 8 в столбик на нужно число 8 расположить под числом 24 так, чтобы единицы числа 8 оказались под единицами числа 24.Затем с левой стороны, под числом 24, поставить знак умножения. При умножении в столбик знак точка заменяется крестиком. Подводим черту после записи, она обозначает знак равно Давайте разложим число 24 на слагаемые. Сначала умножаем первое слагаемое,4, на 8, получаем 32. Записываем полученную сумму под чертой. Теперь умножим второе слагаемое на 8, получаем 160. Записываем вторую полученную сумму под первой. Ставим между ними знак +, подчеркиваем и под чертой пишем ответ, т.е. произведение чисел 24 и 8. Как вы думаете, сможете ли вы решить быстро несколько примеров таким способом? Существует более короткий способ решения и записи умножения чисел в столбик. Точно так же как и в прошлом способе, нам нужно число 8 записать под числом 24, чтобы единицы и десятки совпадали. Поставить знак умножения и провести черту. Сначала умножаем 8 на 4, получается 32 – 3 десятка и 2 единицы. 2 единицы записывает под чертой, под единицами, а 3 десятка запоминаем. Для того чтобы не забыть эти десятки мы над цифрой 2, то есть над десятками числа 24, карандашом пишем цифру 3. Теперь умножаем 8 на 2, получается 16 десятков, и прибавляем 3 десятка, которые мы запоминали, получается 19 десятков. Записываем 2 -ой промежуточный результат умножения, мы сдвигаем запись на один разряд влево, т.к. мы умножали 2десятка - 20 на 8. Т.е. 8*0=0,мы его не записываем. Для того чтобы вы не запутались в ходе умножения, предлагаю вам запомнить алгоритм умножения в столбик. (Раздаю карточки с алгоритмом) Алгоритм умножения в столбик: 1.Записываю умножение в столбик. 2.Умножаю единицы. 3.Единицы ответа пишу под единицами. 4.Десятки запоминаю. 5.Умножаю десятки. 6.К числу десятков прибавляю десятки из памяти. 7.Записываю десятки под десятками, сотни под сотнями. 8.Умножаю сотни. 9.К числу сотен прибавляю сотни из памяти. 10.Умножаю тысячи и т.д. 11.Читаю ответ. Теперь давайте вместе выполним №4. (Вызываю учащегося к доске). Проверяю записи в тетрадях нескольких учеников. | Каждое слагаемое умножить на это число, а результаты сложить. 2 вариант. Записывают в тетрадь второй вариант решения. Задают вопросы по ходу объяснения. Ответы детей. (Нет) Записывают в тетрадь и слушают объяснение учителя. Рассматривают алгоритм. Решают у доски примеры, с помощью учителя объясняют ход решения. | Слайд 4. Карточки подготовлены заранее. |
6. | Рефлексия. | Давайте вспомним, какую тему мы сегодня проходили на уроке? У всех ли получилось верно выполнить умножение таким способом? У кого были трудности в решении заданий, поднимите красный кружочек. Кто считает, что у него все получилось, и он хорошо понят новую тему, поднимите зеленый кружочек. | Умножение чисел в столбик. Ответы учащихся. | Цветные кружочки приготовлены на партах заранее. |