Организационный момент Мотивация учебной деятельности Слушание муз. произведения: Louis Armstrong – “Hello Dolly” | Музыкальное приветствие: Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок! Здравствуйте ребята! - Ребята я сегодня к вам на урок пришла не одна, со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя Звучит джазовая композиция Louis Armstrong – “Hello Dolly” - Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. - С помощью каких средств музыкальной выразительности вы определили, что это господин Джаз? - А вы знаете исполнителя этой композиции? - А много ли мы знаем об этой необыкновенной музыке? Об этом потрясающем и ни с чем несравнимым джазом. Тема нашего урока называется «Острый ритм – джаза звуки» (слайд с темой урока) | - Здравствуйте (слушают и анализируют) Джаз Характерный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов Нет (просмотр портрета Луи Армстронга) | Коммуникативные: слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя регулятивные:формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия |
Изучение нового материала Слушание муз. произведения: Louis Armstrong – “Let my people go” Слушание муз. произведения: Ray Charles – “Georgia On My Mind” Слушание муз. произведения: Регтайм в исполнении Jazz-band Видеозапись: Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бес» Слушание муз. произведения: «Острый ритм» Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; | - Перенесемся в 20-е годы 20-го столетия на юг США в Новый Орлеан. Именно там родился джаз. - На юге Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. У них была своя музыка, настоящая африканская, но шли годы, и постепенно в их музыку вошла музыка белых людей, которые жили рядом. А белые пели в основном христианские религиозные гимны. Негры так же стали петь их музыку. Но внесли в нее свои чувства, мысли, переживания, свой колорит, ритм. Так и возникли песни-молитвы – СПИРИЧУЭЛ. (слайд) – Послушайте и скажите что же необычного в этой музыке -
Звучит спиричуэл Louis Armstrong – “Let my people go” - Теперь прочитаем перевод и попробуем понять, о чем же все - таки поется в спиричуэл. Перевод: (слайд) Ступай, Моисей, До Египта иди, Вели фараонам Мой народ отпустить! Когда народ в Египте жил — Ты мой народ освободи! Он рабство то не заслужил — Ты мой народ освободи! Велел Господь: «Иди, Моисей, До Египта иди, Вели фараонам Мой народ отпустить!» Побрел Моисей, до Египта дошел — Чтобы народ отпустить! Он фараону слово нашел: «Мой народ отпустить!» «Господняя воля», — Моисей произнес — «Мой народ отпустить! Первенцев ваших ждет кара всерьез — Мой народ отпусти!» - Негры удивительно музыкальны и ритмичны. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, от близких, изможденные от непосильного труда, они находили утешение в музыке. -
- Предлагаю вам, соприкоснутся с необычным для нас ритмом джаза, почувствовать его, Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Сначала показать, затем все вместе, Разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.) - Через несколько лет джаз приобрел мировую славу. Он разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести себе друзей. Талантливые люди в разных странах собирали коллективы и играли свой джаз. Люди стали интересоваться, а как называется музыка, которую вы играете. Оказывается, в основе джаза не только спиричуэл, но и еще два источника. Это блюз и регтайм. (слайд) - Послушайте и сравните, чем блюз отличается от спиричуэла, какой у нее характер, темп. Ray Charles – “Georgia On My Mind - Сегодня мы познакомимся с еще одним очень интересным термином – РЭГТАЙМ (слайд) - Послушайте и скажите какая музыка по характеру, в чем ее особенность Регтайм в исполнении Jazz-band - Что же взял джаз от этих трех источников? (слайд) учтивость, религиозность от спиричуэла романтичность, грусть, мечтательность от блюза жизнерадостность, веселие от рэгтайма. - А кто же исполняет джаз? - А как же он появился? Сначала музыканты играли на самодельных инструментах. После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры, наконец-то, смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз - А на каких инструментах исполняли джаз? Да правильно, посмотрите как выглядят эти инструменты (слайд с инструментами) -Хочу вас познакомить с еще одним композитором. (слайд) Джордж Гершвин(1898— 1937) — американский композитор, пианист. Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афроамериканского фольклора, американской эстрадной музыки. - Вершина творчества Гершвина— опера «Порги и Бесс». Опера, в которой описывается жизнь негров-бедняков Юга Америки. Порги- обыкновенный бедняк, Бесс- юная девушка. - Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения. Прослушайте колыбельную Клары и подумайте - какими красками наполнена мелодия? Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент) - Знакома ли вам мелодия колыбельной? Схожа ли она с другими колыбельными? - Ребята кто мне скажет какая тема нашего урока? - И поэтому я хочу вас познакомить с песней «Острый ритм» Дж. Гершвина - Послушайте и скажите о чем эта песня и подберите характер подходящий ей (слайд с характеристиками) Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; - Какие характеристики вы подобрали к этому произведению? - Сегодня мы разучим эту песню, но перед пением нужно распеться: артикуляционная гимнастика, распевание с инструментом на звук ЛЁ, на мелодию песни. - Слушаем мелодию, слова, повторяем за мной в медленном темпе. - Проговаривание слов песни (слайд песни) - Исполнение 1-го куплета без музыки. - Ребята, а какая самая лучшая награда для артиста? - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Вывод: (слайд) «Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах» | проговаривают термин и запоминают его) (слушают, анализируют перевод ) (проба исполнения ритма джаза) (проговаривают «Блюз») (слушают и находят разницу между блюзом и спиричуэлом) (проговаривают термин) (слушают, анализируют) (рассуждают, сопоставляют) - оркестр (рассуждают, приводят примеры) (Труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны) (Просматривают колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс») (Отвечают на вопросы, рассуждают) «Острый ритм – звуки джаза» (слушают, анализируют, выбирают нужные характеристики песни) (исполняют песню) (Аплодисменты зрителей) (Аплодируют друг другу) | познавательные: сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя коммуникативные: наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия познавательные: осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования регулятивные: совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. |