СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру "Органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока окружающий мир соответствует требованиям ФГОС НОО. Применена работа в малых группах. Использовались различные интересные задания по формированию УУД.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру "Органы чувств"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 3 «Б»

Тема урока: «Органы чувств»

Программа: «Школа России»

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку; карточки с должностями, табличка «Мы готовы»,предметы для проведения опытов: предметная картинка, 2 коробочки с луком и апельсином, плеер с наушниками, стаканы с водой разного вкуса; чудесный мешочек; конверты с заданиями, картинки и надписи для кластера, картинки колобков для рефлексии.

Учебно-методическое обеспечение: А.А. Плешаков. Окружающий мир// Учебник. 3 класс. 2-я часть. – М., Просвещение, 2013;

Цель: формирование у учащихся целостного представления об органах чувств;

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

- Научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;

- Познакомить с правилами охраны органов чувств;

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

Регулятивные: определять, формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема ); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать предметы, делать выводы в результате совместной работы всего класса на основе обобщения знаний;

Коммуникативные: учить слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения, следуя им;

вступать в диалог; работать в группе, в паре; доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы; строить монологическую речь в устной форме;

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уметь сотрудничать с учителем и товарищами; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- делать выбор в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,





Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение);

  • Наглядные (презентация учителя, наблюдения учащихся);

  • Исследования;

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная;

  • Групповая.

Педагогические технологии:

  • Использование ИКТ (слайдовая презентация);

  • Здоровьесберегающие;

  • Игровые.


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация познавательной деятельности

(Слайд 1) Психологический настрой. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).

  1. Добрый день скажем солнцу и птицам,

Добрый день всем улыбчивым лицам. (сл.1)

- Поздороваемся с нашими улыбчивыми гостями, которые присутствуют на нашем уроке.

- Присаживайтесь!

-А теперь улыбнитесь друг другу! Я улыбнусь вам, а вы мне. Спасибо.

-Не будем терять время, начнем наш урок окружающего мира.


Включаются в учебную деятельность

Личностные рез.: самоопределение

II.Актуализация знаний

Учитель ведет подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память.

Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

-Назовите науку, которая изучает строение тела человека?

- Какие внутренние органы человека вы знаете?

- Какая система органов управляет деятельностью всего организма?

- Как вы думаете, есть ли у человека другие органы?


Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.









Личностные рез: оценивание усваиваемого материала

III.Организация познавательной деятельности

- Чтобы ответить на этот вопрос и узнать тему нашего урока, проведем исследование. Сегодня вы будете исследователями.

- Кто такие исследователи? (люди, которые что-то исследуют, изучают.)

- Исследования вы будете проводить в группах. Для работы в группах необходимо помнить устав группы. (дети напоминают правила)

- Также участники групп должны иметь должности. Сегодня в каждой группе назначается чтец, докладчик и организатор. Чтец читает задания для группы, докладчик озвучивает совместные исследования, а организатор занимается организаторскими делами.

- На столах находятся карточки с написанными должностями. Распределите, пожалуйста, должности в своих группах. Напоминаю, что они меняются по цепочки с каждым новым заданием.

- Как истинные исследователи, свои наблюдения вы будете фиксировать в листах исследований.

- Как только группа выполнит данное им задание, организатор поднимает табличку «мы готовы!»

- Вначале прочтите стихотворение и выделите слова-помощники для вашей исследовательской деятельности. Сл.2

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно внимательно нам наблюдать.

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать.

- Шаг 1. Запишите эти слова-помощники в свои листы наблюдений. Сл. 3

- Итак, приступаем к 1 практической работе, которая поможет узнать нам тему урока.

-На столах каждой группы лежит конверт с заданием 1. Вы должны прочесть задание, коллективно его выполнить и записать свои наблюдения в листы исследований. Шаг 2. (Сл.3)





Участвуют в диалоге










Распределяют должности в группе













Ведут записи в листах наблюдений




Решают поставленную проблему.













Коммуникативные: распределение ролей в группе, умение договариваться.








Познавательные: самостоятельный поиск способов решения проблемы.



Коммуникативные: работа в группе, коллективный обмен информацией

IV.Формулирование темы и цели урока

Посмотрите, какие органы человека вы выявили в своей практической работе. Эти органы помогают нам ощущать окружающий нас мир, отличать одни предметы от других? А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы?, определите тему урока. (органы чувств) (Сл. 4)

-Запишите тему нашего урока в листах наблюдений. Шаг 3

- Давайте сформулируем цели нашего урока, продолжив предложения на слайде. (Сл.5)

Познакомимся с…… (органами чувств)

Узнаем…….. (для чего они нужны)

Научимся ……. (их беречь, ухаживать за ними)

Выясним……..(какой орган важнее всех)


Предлагают и согласовывают тему урока




Самостоятельно ставят задачи урока






Регулятивные: определение темы и постановка задач урока



Коммуникативные: высказывать и доказывать свое мнение


V.Открытие детьми новых знаний

Органы чувств - это органы, которыми мы чувствуем окружающий мир. Мы определили, всего их пять: глаза, уши, нос, язык, кожа.

Сейчас мы более подробно будем их изучать. Проведя небольшой эксперимент, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор. 

- Закройте, пожалуйста, глаза. Не открывая глаз, скажите, какой предмет я достала из мешочка и положила на свой стол? (на стол выставляется игрушка)

- Сможете ответить на мой вопрос? Кто догадался почему? (потому, что в данный момент глаза у нас закрыты, и мы ничего не видим). О каком органе пойдет речь? (о глазах)

Глаза – это орган зрения. (Сл.7)

- Глаза – самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

- Давайте рассмотрим глаз. (Строение глаза) (Сл. 8)

Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, которая называется роговицей. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. 

-Кто может дополнить мою информацию о этом органе чувств?

- Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. В этом случае доктор прописывает лечение – носить очки. Берегите зрение!

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение? (соблюдать гигиенические правила)

- Получить информацию о правилах гигиены глаз вы можете в учебнике с.126. Прочтите их внимательно и постарайтесь запомнить.

Задания группам: В конверте с заданием 2 внимательно прочитайте предложения, в которых зашифровано правило гигиены зрения Вам нужно понять, о чем идет речь и свои предположения высказать нам..

«Гигиена органа зрения» (Сл. 9)

1.Не трогай глаза грязными руками.

2. Остерегайся острых предметов.

3. Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.

4.Не читай в транспорте.

5.Не читай лежа.

6.Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.

7.Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.

8.Выполняй упражнения для отдыха глаз.

9. Не стесняйся носить очки.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)

- В результате полученных знаний своих наблюдений об органе, который мы изучили 1-ым, запишите свои выводы в таблице. Шаг 4.

-А теперь гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз

Раз – налево, два - направо,

Три - наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас.








Участвуют в эксперименте, выявляют орган чувств.

















Дополняют информацию о глазах.





Работают по учебнику






Дети составляют правила гигиены зрения и озвучивают их










Делают вывод об органе зрения и записывают в листах наблюдений







Регулятивные: участие в эксперименте, высказывание предположений.



Познавательные:

Восприятие информации учителя и одноклассников









Коммуникативные: умение слушать и понимать одноклассников




Познавательные: извлекать информацию из учебника


Регулятивные: высказывание предположений на основе

Коммуникативные:

Высказывать свою точку зрения, умение договариваться







Познавательные: делать выводы в результате совместной работы



- Переходим к следующему органу. Проведем небольшой эксперимент. (Включается пение птиц. Что было исполнено? (пение птиц). Какой орган помог нам услышать эти звуки? (Уши) 

Пение птиц, шум ветра, музыка, речь других людей мы слышим с помощью ушей. 

Орган чувств – ухо. Как вы уже сказали, ушами мы чувствовали различные звуки. Поэтому ухо- орган слуха. (Сл. 11)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. по форме наши уши похожи на морские раковины.

Давайте рассмотрим муляж уха. (Сл. 12)

Ухо состоит из ушной раковины, слухового прохода, барабанной перепонки, среднего уха, внутреннего уха. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо.

-Кто дополнит информацию об органе слуха?

2 уч. Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

- Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Уши тоже нужно беречь, чтобы не лишиться слуха. Прочтите в учебнике как нужно ухаживать за ушами. С 127

Задание группам. С помощью картинок определи правило гигиены за ушами. Запишите правило в листах наблюдений и после озвучьте его. (Сл. 13)

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить ваткой.

2.Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками. Можешь повредить ухо и потерять слух.

3.Сильный шум, громкая музыка портят слух. Чаще отдыхай в тишине.

4.Если почувствуешь боль в ухе, сразу обратись к врачу.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

- Зафиксируйте полученную информацию об органе слуха в таблице.

(Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.)



- Чтобы определить следующий орган чувств, отгадайте загадку

Вот гора, а у горы 
Две глубокие норы. 
В этих норах воздух бродит, 
То заходит, то выходит. (нос)

- Зачем нам нос?

Нос – орган обоняния.

Обоняние – это способность определять запахи. (Сл. 14)

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Многие запахи доставляют радость (запах цветов, лесной аромат), а некоторые запахи предупреждают об опасности (запах газа, угарный запах).

- Давайте рассмотрим строение носа. (Сл. 15)

Ноздри, носовая полость, обонятельная луковица. В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они ответственны за нашу способность чувствовать, различные запахи.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.

- Есть желающие дополнить информацию об органе обоняния?

1Ученик: - Наиболее остро обоняние осенью и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

2 уч. Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие.

- Что же надо делать, чтобы сохранить хорошее обоняние? Прочтите эту информацию на слайде. (СЛ.16)

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

Вывод:Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

- Зафиксируйте полученную информацию в таблице.




- Переходим к следующему органу чувств. Загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Язык – орган вкуса. Способность человека различать вкус пищи. (Сл. 17)  

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попадает в рот. 

Давайте посмотрим на экране, какие зоны вкуса есть у языка.  (Сл. 18)

Рецепторы вкуса расположены на языке неравномерно: кончик языка отвечает за сладкий вкус, боковые края передней части языка – за соленый вкус, боковые края задней части языка – за кислый вкус, корень языка – за горький вкус.

- Дополните информацию об органе вкуса.

1 уч. По внешнему виду и цвету языка можно многое узнать о здоровье человека. Бледный цвет языка означает малокровие, покраснения - недостаток определенных веществ, синеватый или ярко-красный язык - хроническое заболевание печени.

2 уч. На языке более 5 тысяч вкусовых луковиц. Они живут всего 10 дней, а затем на смену старым вырастают новые. 

Запомните это!

Как беречь органы вкуса.

- С помощью картинок попробуйте составить правила гигиены органа вкуса

  • Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером).

  • После приёма пищи прополоскать рот.

  • Нельзя есть горячую пищу.

  • Не брать в рот острые предметы.

Вывод: Из всего, что мы увидели и услышали, какой вывод мы сделаем?(орган вкуса тоже очень важен)

- Запишите свои выводы в таблицу.

Физминутка

Кожа – орган осязания. Осязание – способность ощущать прикосновения..(Сл. 20.)

- Кожей мы ощущаем холод или тепло, ветер или жар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе, но и защищает, поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость. Волосы и ногти – это тоже образования кожи. Они выполняют защитные функции

2 уч. Благодаря особой чувствительности кожи на кончиках пальцев, слепые люди даже могут читать. Для этого используется особый, выпуклый шрифт.


- А чтобы лучше понять, как устроена кожа, нам поможет цифровой микроскоп. Я приглашаю одного участника, для практической работы у которого мы рассмотрим кожу на ладони.

- Сначала рассмотрим кожу на внешней стороне руки. Обратите внимание на мелкие отверстия это поры. Кожа, через поры выделяет жир для смягчения кожи и пот, при испарении он охлаждает организмТеперь рассмотрим кожу на внутренней стороне кисти руки. Здесь кожа имеет многочисленные линии. Линии на коже образуют неповторимые узоры, которые строго индивидуальны и не меняются в течение всей нашей жизни.

- Спасибо, участнику, садись на свое место.

От того, как работает кожа, зависит здоровье всего нашего организма. Для того чтобы кожа хорошо выполняла свое назначение, необходимо заботиться о ее чистоте, ухаживать за ней.

Пожалуйста, чтецы групп, прочитайте по цепочке правила ухода за кожей.

Правила ухода за кожей. Сл. 22

  1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

  2. Лицо, уши, шею мыть не реже двух раз в день.

  3. Как можно чаще мойте руки с мылом и обязательно - перед каждым приемом пищи.

  4. Старайтесь не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения.

  5. Не забывайте регулярно подстригать ногти.


Вывод: Какой же вывод мы сделаем? (орган осязания тоже очень важен.)

- Запишите выводы в таблицу.



Участвуют в эксперименте. Отвечают на вопросы


















Дополняют информацию о глазах.



Работают по учебнику





Дети составляют правила гигиены зрения и озвучивают их


Анализируют полученный материал.





Отгадывают загадку, озвучивают следующий орган чувств.






Знакомятся с новым словом.














Дополняют информацию об обонянии



Работают по учебнику. Выделяют правила гигиены.


Анализируют полученный материал, записывают его в листы наблюдений.
















Дополняют информацию о языке






Составляют правила гигиены с помощью предметных картинок.




Делают вывод об органе вкуса.



Знакомятся с новым словом.












Рассматривают строение кожи через цифровой микроскоп.




Исследуют орган обоняния


Отвечают на вопросы





Озвучивают правила гигиены за кожей.











Делают вывод об органе вкуса. Фиксируют информацию в листах наблюдений.


Регулятивные: участие в эксперименте








Познавательные: извлечение информации из разных источников












Регулятивные: высказывание предположений на основе иллюстраций.


Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность




























Познавательные: строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками






Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя



































Познавательные: выявлять сущность, особенности объекта





























Коммуникативные: выражение своих мыслей


Регулятивные: обладание новыми понятиями, умением анализировать





VI.Закрепление изученного материала

- Вот мы и изучили более подробно все 5 органов чувств.

- кто же они наши верные помощники? Давайте дадим им общее название. (Обратить внимание детей на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) Какое название отсюда следует? (Органы чувств).

-Скажите, пожалуйста, кто руководит всеми этими органами? (мозг).

Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а МОЗГ». Из внешнего мира мы получаем информацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

-В качестве закрепления изученного материала предлагаю каждой группе изготовить кластер, который так и будет называться «Органы чувств». Для работы у вас лежит лист, в мешочках картинки, необходимые для изготовления кластера. Проявите творчество, фантазию.






Участвуют в диалоге









Самостоятельная работа.

Демонстрация кластеров.





Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения задания, самоконтроль, коррекция




Коммуникативные: учебное сотрудничество, используя прием классификации.


VII. Итог урока

Организует анализ полученных результатов урока.

Вот и подошло к концу наше исследование. Поставленные задачи в начале урока решены?

-Сегодня все активно работали. Поэтому поставьте себе сами оценку за урок в листах наблюдений.





Самооценивание в листах наблюдений.

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы

VIII.Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Учебник: с. 60-63, прочитать и ответить на вопросы

Рабочая тетрадь: с. 38, з. 2,3,4

  • Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.



IX. Рефлексия

И в завершении нашего урока исследования я хочу увидеть, насколько плодотворно вы поработали. На доске лесенка успешности. Верхняя ступенька - у меня все получилось. Средняя ступенька – возникали трудности. И нижняя ступенька ничего не получилось. На столах колобки. Возьмите по одному колобку и поставьте на одну из трех ступенек.

(Выходят вначале девочки, а затем мальчики. После берутся за руки, улыбаются друг другу и говорят хором «спасибо!»)


Выбирают колобков и ставят их на ступеньки «Лесенки успешности»

  • Регулятивные:

  • определять степень успешности выполнения своей работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!