1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность (5 м.) | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на свои места. - Ребята, возьмите соседа по парте за руку и немного подержите. -Что вы чувствуете? (Тепло). | Приветствуют учителя Берут соседа по парте за руку и отвечают на вопросы учителя Шевченко Тимур читает стихотворение:Жили-были Старик и старуха... Любишь ты сказки? Так слушай, молчи. Добрая сказка, Тёплая, Только что из печи. А что может быть Правдивее хлеба? Отрежешь ломоть - И сразу тепло. В сказках, как в жизни, Земля и небо, Солнце и тучи, Добро и зло. Добрую сказку Помню с детства. Хочу, чтобы сказку Послушал и ты. Чтобы подкралась К самому сердцу И заронила зерно доброты. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение (проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению). Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний (5 мин) 3. Выявление места и причины затруднения Цель: подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности по строению нового способа действия. -Стадия вызова «создание мотива к обучению». | Эти слова точно отражают главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб» - как вы понимаете слово добро? -По словарю С.И. Ожегова Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное. - Какие слова у вас ассоциируются со словом добро, а со словом зло? - попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».) Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Запишем в тетрадях число и тему урока. -Сформулируйте цель и задачи, которые вы перед собой ставите на уроке. - Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться». - Как вы понимаете эту пословицу? - Посмотрите еще раз на тему урока и скажите, можем ли мы сразу раскрыть замысел автора? Выдвигает проблему. – Что нам нужно сделать, для того чтобы увидеть добро и зло в произведении? - Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло. |
Записывают ассоциации на доске и в тетрадь. Хахелева Саша и Щукин Кирилл находят в словаре значения слов добро и зло и зачитывают их классу
Отвечают на вопрос учителя Формулируют тему урока.
Записывают число и тему урока
Ставят цель и задачи урока для себя
Раскрывают смысл пословицы. Формулируют проблему- выявить причинно-следственные связи случившегося в произведении.
| Личностные: - сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализации построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (25 мин.) Цели: Развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся; | Формулирует задание - А теперь давайте перейдем к анализу произведения. Разделимся на 5 групп Задание 1-ой группе: - Дайте характеристику главному герою. Какой он?
Задание 2 –ой группе: - Что произошло с Филькой? - Как вы оцениваете этот поступок?
Задание 3 группе: - Кого коснулись страшные последствия Филькиного поступка?? - А как называлась деревня? - Что вы можете сказать о названии деревни-
Задание 4 группе: - А было ли еще проявление зла в Бережках? - Когда оно было совершено? - Какое зло было совершено 100 лет назад? (легенда бабушки). - А от кого про это зло узнает Филька? (от бабушки) - Ребята, как вам кажется, о чём думал Филька, слушая бабушку? - А как мальчик вёл себя, когда слушал бабушку? Решил Филька пойти к мельнику, а почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?
Задание 5 группе: - К кому Филька решил обратиться за помощью? - Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? - А кем был дед Панкрат? - А что в те времена значила мельница для деревни? - В какое время происходят события, данные в сказке? - Хлебом никто не бросался, очень бережно к нему относились. Не зря говорится «Хлеб – всему голова». С ним связанно много народных поверий, множество поговорок и пословиц сложено о хлебе. - Какие пословицы о хлебе вы знаете? - Еще раз сделаем для себя вывод, что хлеб - всему голова и к нему нужно относиться с уважением. - Исправился ли Филька? - Удалось ли ему измениться? - Кто в этом ему помог? - Как жители помогли? - Можно ли сказать, что жители оправдывают название деревни? - Только ли жители помогли ему? - А кто еще? - Что она сделала? - Мы видим, что не только люди, но и даже сорока пришла на помощь Фильке. -Зачитайте отрывок из текста «примирение коня и Фильки» |
Работают в группах, готовят ответы на вопросы
1 группа дает характеристику герою (молчаливый, недоверчивый, любимым его выражение было «Да ну, тебя!», у него не было родителей, воспитывался он бабушкой. 2 группа рассказывает о произошедшем с Филькой (Раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке, Филька нехотя встал, вышел. Наотмашь ударил коня по губам, закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: «На вас не напасешься на христарадников! Вон твой хлеб, иди копай его мордой, иди копай!». - Каждый плохой поступок имеет свои последствия. 3 группа рассказывает о последствиях Филькиного поступка, которые коснулись деревни Бережки * (Образовано от слов «беречь», «оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро. Но мы видим, что жизнь в деревне нарушена. - Природа не ищет оправдания совершенному злу, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот стоит деревня, запаянная морозом. 4 группа рассказывает о легенде бабушки. (Он себя сравнил со злым мужиком). (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).
- (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.) 5 группа рассказывает о том, как Филька исправил свою страшную ошибку. (Панкрат старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня). (Мельник - очень нужный человек в деревне, от него зависело, сыты будут люди или нет). (Во время гражданской войны. В это трудное военное время люди знали цену хлебу. Несмотря на то, что сами жили тяжело, считали нужным помочь прокормить лошадь. Кормили тем, чем могли, некоторые даже сладкой морковкой). ( Хлеб ногою топтать – всему народу голодать; Хлеб – батюшка, вода – матушка; Больному помогает врач, а голодному – калач. и т.д.) -Несмотря на то, что Филька совершил плохой поступок, жители деревни пошли ему навстречу, на его зло ответили добром. (Сорока полетела на юг и принесла теплый ветер).
(Примирение Фильки и коня. Не только человеку извинение требуется, но и животному).
| Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
7. Рефлексия учебной деятельности (4 мин) Цель: осознание своей учебной деятельности. Самооценка своих результатов и всего класса. | - Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый. Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о добре и о зле. Прием «Шкатулка»: Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя? | Записывают в тетради, что соберут в шкатулку герою, что поможет ему в дальнейшем. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |