СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по сказке КГ Паустовского "Теплый хлеб" для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по сказке КГ Паустовского "Теплый хлеб" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по сказке КГ Паустовского "Теплый хлеб" для 5 класса»

Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»

Тема: Добро и зло в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы.

Задачи:

Образовательные:

помочь обучающимся раскрыть содержание сказки, ее идейный смысл;

продолжать работу над умением давать характеристику героям произведения и оценку поступкам;

доказать, что добро побеждает зло.

Развивающие:

развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;

оценивать поступки героев;

развивать умение рассуждать, выделять главное.

Воспитывающие:

воспитывать чуткость, ответственность за сказанное или сделанное, умение признать свою вину и прощать обидчика, стремление совершать добрые поступки;

учить бережно относиться к хлебу.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.

Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, компьютерная презентация

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность (5 м.)

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на свои места.

- Ребята, возьмите соседа по парте за руку и немного подержите.

-Что вы чувствуете? (Тепло).


Приветствуют учителя

Берут соседа по парте за руку и отвечают на вопросы учителя

Шевченко Тимур читает стихотворение:Жили-были 
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку 
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение (проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению).

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.


2. Актуализация знаний (5 мин)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: подготовка мышления

учащихся и организация ими

внутренней потребности по

строению нового способа

действия.

-Стадия вызова «создание мотива

к обучению».


Эти слова точно отражают главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб»

- как вы понимаете слово добро?

-По словарю С.И. Ожегова Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное.

- Какие слова у вас ассоциируются со словом добро, а со словом зло?

- попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».)

Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Запишем в тетрадях число и тему урока.

-Сформулируйте цель и задачи, которые вы перед собой ставите на уроке.

- Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Посмотрите еще раз на тему урока и скажите, можем ли мы сразу раскрыть замысел автора?

Выдвигает проблему.

– Что нам нужно сделать, для того чтобы увидеть добро и зло в произведении?

- Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.





Записывают ассоциации на доске и в тетрадь.

Хахелева Саша и Щукин Кирилл находят в словаре значения слов добро и зло и зачитывают их классу



Отвечают на вопрос учителя

Формулируют тему урока.



Записывают число и тему урока



Ставят цель и задачи урока для себя







Раскрывают смысл пословицы.

Формулируют проблему-

выявить причинно-следственные связи случившегося в произведении.










Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализации построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (25 мин.)

Цели:

Развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;


Формулирует задание

- А теперь давайте перейдем к анализу произведения.

Разделимся на 5 групп

Задание 1-ой группе:

- Дайте характеристику главному герою. Какой он?





Задание 2 –ой группе:

- Что произошло с Филькой? - Как вы оцениваете этот поступок?



















Задание 3 группе:

- Кого коснулись страшные последствия Филькиного поступка??

- А как называлась деревня?

- Что вы можете сказать о названии деревни-









Задание 4 группе:

- А было ли еще проявление зла в Бережках?

- Когда оно было совершено?

- Какое зло было совершено 100 лет назад? (легенда бабушки).

- А от кого про это зло узнает Филька? (от бабушки)

- Ребята, как вам кажется, о чём думал Филька, слушая бабушку? - А как мальчик вёл себя, когда слушал бабушку?

Решил Филька пойти к мельнику, а почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?



Задание 5 группе:

- К кому Филька решил обратиться за помощью?

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

- А кем был дед Панкрат?

- А что в те времена значила мельница для деревни?

- В какое время происходят события, данные в сказке?

- Хлебом никто не бросался, очень бережно к нему относились. Не зря говорится «Хлеб – всему голова». С ним связанно много народных поверий, множество поговорок и пословиц сложено о хлебе.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

- Еще раз сделаем для себя вывод, что хлеб - всему голова и к нему нужно относиться с уважением.

- Исправился ли Филька?

- Удалось ли ему измениться?

- Кто в этом ему помог?

- Как жители помогли?

- Можно ли сказать, что жители оправдывают название деревни?

- Только ли жители помогли ему?

- А кто еще?

- Что она сделала?

- Мы видим, что не только люди, но и даже сорока пришла на помощь Фильке.

-Зачитайте отрывок из текста «примирение коня и Фильки»




Работают в группах, готовят ответы на вопросы



1 группа дает характеристику герою

(молчаливый, недоверчивый, любимым его выражение было «Да ну, тебя!», у него не было родителей, воспитывался он бабушкой.

2 группа рассказывает о произошедшем с Филькой

(Раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке, Филька нехотя встал, вышел. Наотмашь ударил коня по губам, закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: «На вас не напасешься на христарадников! Вон твой хлеб, иди копай его мордой, иди копай!».

- Каждый плохой поступок имеет свои последствия.

3 группа рассказывает о последствиях Филькиного поступка, которые коснулись деревни Бережки * (Образовано от слов «беречь», «оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро. Но мы видим, что жизнь в деревне нарушена.

- Природа не ищет оправдания совершенному злу, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот стоит деревня, запаянная морозом.

4 группа рассказывает о легенде бабушки.

(Он себя сравнил со злым мужиком).

(Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).





- (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.)

5 группа рассказывает о том, как Филька исправил свою страшную ошибку.

(Панкрат старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

(Мельник - очень нужный человек в деревне, от него зависело, сыты будут люди или нет).

(Во время гражданской войны. В это трудное военное время люди знали цену хлебу. Несмотря на то, что сами жили тяжело, считали нужным помочь прокормить лошадь. Кормили тем, чем могли, некоторые даже сладкой морковкой).

( Хлеб ногою топтать – всему народу голодать; Хлеб – батюшка, вода – матушка;

Больному помогает врач, а голодному – калач. и т.д.)

-Несмотря на то, что Филька совершил плохой поступок, жители деревни пошли ему навстречу, на его зло ответили добром.

(Сорока полетела на юг и принесла теплый ветер).





(Примирение Фильки и коня. Не только человеку извинение требуется, но и животному).




Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

7. Домашнее задание

(1м).


Письменный ответ на вопрос:

Как сложится судьба главных героев?

По желанию нарисовать иллюстрацию к сказке Паустовского «Теплый хлеб»

Записывают домашнее задание


7. Рефлексия учебной деятельности

(4 мин)

Цель: осознание своей учебной деятельности.

Самооценка своих результатов и всего класса.

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый.

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о добре и о зле.

Прием «Шкатулка»:

Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?


Записывают в тетради, что соберут в шкатулку герою, что поможет ему в дальнейшем.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.