СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме "Календарь.Часы". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики по теме "Календарь. Часы" (4 класс, УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме "Календарь.Часы". 4 класс»

Технологическая карта урока математики в 4 «В» классе.

УМК «Планета знаний».


Тема

Календарь. Часы.

Цели и задачи

Формирование представлений о веке. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Понимать зависимости между величинами. Выражать величины в разных единицах измерения.

Выполнять арифметические действия с величинами.

Календарь. Век, год, месяц, неделя, сутки, часы, минуты, секунды

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- формировать представление о мерах времени;

- совершенствовать умения определять время;

- развивать умения составлять, записывать, решать сложные задачи;

-учить правильно употреблять в речи математические понятия;

- научить выражать величины в разных единицах времени

- научить выполнять арифметические действия с величинами.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

Регулятивные:

- способствовать освоению прием определения времени;

-формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- учить определять и формулировать цель деятельности;

- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- формировать умение адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

- формировать осмысление приемов выполнения арифметических действий с величинами;

- развивать любознательность и познавательную инициативу;

- формировать умение в постановке проблемы и учебной цели;

- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- учить решению проблемы;

-формировать умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- формировать умение отвечать на поставленный вопрос;

- формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-формировать умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- формировать умение аргументировать свои высказывания;

- формировать умение четко выражать свои мысли;

- формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (исторические события)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Учебник «Математика» ч. 2 с. 74-75

Раздаточный и наглядный материал:

  • мультимедийная презентация,

  • карточки с единицами времени

  • календари 2016 г.





Этап урока и его цель

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. Организационный этап

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

Регулятивные:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

- Проверим готовность к уроку.

- Все готовы? Приступаем к работе!


Эмоциональный настрой на урок

Проверяют готовность к уроку.

II

Этап актуализации знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.











Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценки.

Познавательные:

- структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

-формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку. Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Прочитайте слова на доске.

секунда минута час метр гектар килограмм

сутки неделя месяц год

- Найдите что лишнее?




- Как назвать одним словом?

- Расположите единицы времени в порядке возрастания.


- Вспомним соотношение единиц времени.



- Разминка для ума.

1. Сколько звуков в слове время?


2. Количество звуков в слове время увеличить во столько раз, сколько дней в неделе.

3. Полученное число увеличить на количество месяцев в году.

4. Из полученного результата вычесть количество часов в сутках.

5. К результату прибавить число 37.


- Какое число получили? (60)


- Как это число связано с единицами времени?


- Проверяем результаты вычислений.

Слайд3 (35,47,23, 60)


- Каким прибором измеряют время?


- А знаете ли вы, как в древности определяли время?


Слайд 4-9. (солнечные часы, водяные часы, небесные часы, песочные часы, механические часы)


Читают слова на доске.



Приходят к выводу, что гектар – единица площади, килограмм – единица массы, метр - единица длины.


Единицы времени.


Ученик выполняет на доске.




Вспоминают таблицу единиц времени.



Определяют количество звуков в слове ВРЕМЯ.


Вычисляют и записывают ответы в тетрадях



Вспоминают соотношение единиц времени.


Самопроверка. Сверяют ответы и оценивают себя.


Называют.







III.

Этап формулирования темы и цели урока и создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: Постановка проблемы по формулированию темы и цели урока,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Выполните задание в тетрадях и определите тему нашего урока.

Слайд 10.

Вырази в минутах по образцу:

1 ч 20 мин=

2ч30 мин=

4 ч 5 мин=

7 ч 48 мин=

- Проверяем. Слайд 11

- Используя шифр, назовите тему урока. Слайд.11

80 – ка, 468 – рь, 245-да, 150-лен


- О чем мы будем говорить на уроке? Что такое календарь?

- В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. В древнем Риме должнике платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, о чем публично объявлялось и называлось календы.

Слайд 12-15. (Календарь – календариум- долговая книга. Григорианский и юлианский календарь)






Выполняют задание.



Взаимопроверка. Сверяют ответы и оценивают друг друга.

Формулируют тему урока «Календарь. Часы».

IV.

Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Смешанные числа»; подготовка к восприятию новой темы.

Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-слушать и смотреть, извлекая нужную информацию.

Слайд 16.

- Что можно узнать по календарю?

- Сколько дней в каждом месяце?

- Сколько дней в феврале?

- Как называют год, в котором 366 дней?

- В каком году наступит следующий високосный год?

- Сколько дней в неделе?

- Какие праздничные дни в этом году, на какие дни приходятся?

- На какой день в этом году приходится 1 сентября?

- В какой день недели будет в этом году ваш день рождения?


- У Светы день рождения будет через 8 дней. В какой день она будет праздновать свой день рождения?


- В какую единицу времени складываются годы?


-Что такое век? Слайд 17.

- Что можно измерять веками?





- Оказывается веками можно измерить жизнь некоторых животных и растений. Например,

Липа живет около 800 лет. Сколько это веков?

Слоновая черепаха - 175 лет. Сколько это веков?


- А можно ли продолжительность жизни людей измерять веками?






Называют.

Практическая работа с календарем.

Рассуждают, перечисляют.


Практическая работа с календарем.


Фронтальная работа






Называют.


1 век = 100 лет

Приходят к выводу, что веками измеряют длительные периоды истории стран, городов, человечества



Производят вычисления.




Приходят к выводу, что можно, но в случае, если человек долгожитель и живет больше 100 лет.

Физ. минутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

- С пользой для вашего здоровья проведем физминутку. Не отвлекаясь от темы нашего урока, выясним, сколько шагов на месте каждый из вас успеет сделать за 1 минуту.


Выполняют шаги на месте и подсчитывают количество шагов за 1 минуту.



V. Этап первичного закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах).

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Назовите, сколько шагов вы успели сделать за 1 минуту?

- Почему у вас получились разные результаты?





( Решение задач.)

Слайд18

- Рассмотрите хронологию (последовательность) изобретения механических часов.

996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.

1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.

1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.

1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром.

- В каком веке это было?


Слайд 19-21

Задача1 . Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?



Задача 2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2016году


Задача 3. Первые башенные часы в Магдебурге были

установлены в 996 году, а часы Московского

Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и

на сколько?


Называют свои результаты, сравнивают с результатами других. Приходят к выводу, что каждый за 1 минуту может выполнить разное количество движений.


Читают хронологию событий

- Определяют, в каком веке было событие.











Решают задачи в группах.

Записывают решение.

Сверяют ответы и оценивают друг друга.












VI. Этап включения нового знания

в систему знаний и повторение

Цель – проверка усвоения материала по теме урока.

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Слайд 22.

- Согласны ли с утверждениями?

1. 120 секунд – это 2 минуты.

2. 48 часов – это 4 часа

3. В високосном году 366 дней.

4. 360 минут- это 5 часов.

5. 12 часов составляет ½ часть суток.

6. 200 лет – это 2 века.

7. «5» - лучшая отметка для ученика?


Выражают свое согласие или несогласие. В случае неверного ответа, дают свои объяснения.







.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель –формулирование вывода, заполнение части текста; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат.

Листностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Поднимите руку, если считаете, что вы поработали на оценку «5».

- Что узнали, чему научились? Над чем нужно поработать?

Самооценка.



Рефлексия класса.

IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.


Слайд 23.

- Те, кто считает, что он поработал на оценку «5» и «4» выполняют задания 1уровня, те, кто считает, что ему еще нужно потренироваться, выполняют задания 2 уровня.

2 уровень - стр. 76 №1,№5;

1 уровень – стр. 75 №5, №8

Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы.