Тема | Календарь. Часы. |
Цели и задачи | Формирование представлений о веке. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков. |
Основное содержание темы Термины и понятия | Понимать зависимости между величинами. Выражать величины в разных единицах измерения. Выполнять арифметические действия с величинами. Календарь. Век, год, месяц, неделя, сутки, часы, минуты, секунды |
Планируемый результат |
Предметные умения | УУД |
- формировать представление о мерах времени; - совершенствовать умения определять время; - развивать умения составлять, записывать, решать сложные задачи; -учить правильно употреблять в речи математические понятия; - научить выражать величины в разных единицах времени - научить выполнять арифметические действия с величинами. | Личностные: - развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; - развивать учебную мотивацию; Регулятивные: - способствовать освоению прием определения времени; -формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); - формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - учить определять и формулировать цель деятельности; - формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; - формировать умение адекватно оценивать свою деятельность Познавательные: - формировать осмысление приемов выполнения арифметических действий с величинами; - развивать любознательность и познавательную инициативу; - формировать умение в постановке проблемы и учебной цели; - способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; - учить решению проблемы; -формировать умения обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: - формировать умение отвечать на поставленный вопрос; - формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; -формировать умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах); - развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; - формировать умение аргументировать свои высказывания; - формировать умение четко выражать свои мысли; - формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир (исторические события) | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Учебник «Математика» ч. 2 с. 74-75 Раздаточный и наглядный материал: |
Этап урока и его цель | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап Цель: актуализация требований к учебной деятельности. | Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. | Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. - Проверим готовность к уроку. - Все готовы? Приступаем к работе! | Эмоциональный настрой на урок Проверяют готовность к уроку. |
II Этап актуализации знаний Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий. | Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценки. Познавательные: - структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: -формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Прочитайте слова на доске. секунда минута час метр гектар килограмм сутки неделя месяц год - Найдите что лишнее? - Как назвать одним словом? - Расположите единицы времени в порядке возрастания. - Вспомним соотношение единиц времени. - Разминка для ума. 1. Сколько звуков в слове время? 2. Количество звуков в слове время увеличить во столько раз, сколько дней в неделе. 3. Полученное число увеличить на количество месяцев в году. 4. Из полученного результата вычесть количество часов в сутках. 5. К результату прибавить число 37. - Какое число получили? (60) - Как это число связано с единицами времени? - Проверяем результаты вычислений. Слайд3 (35,47,23, 60) - Каким прибором измеряют время? - А знаете ли вы, как в древности определяли время? Слайд 4-9. (солнечные часы, водяные часы, небесные часы, песочные часы, механические часы) | Читают слова на доске. Приходят к выводу, что гектар – единица площади, килограмм – единица массы, метр - единица длины. Единицы времени. Ученик выполняет на доске. Вспоминают таблицу единиц времени. Определяют количество звуков в слове ВРЕМЯ. Вычисляют и записывают ответы в тетрадях Вспоминают соотношение единиц времени. Самопроверка. Сверяют ответы и оценивают себя. Называют. |
III. Этап формулирования темы и цели урока и создания мотивации к учебной деятельности учащихся Цель: Постановка проблемы по формулированию темы и цели урока, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы. Личностные: - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | - Выполните задание в тетрадях и определите тему нашего урока. Слайд 10. Вырази в минутах по образцу: 1 ч 20 мин= 2ч30 мин= 4 ч 5 мин= 7 ч 48 мин= - Проверяем. Слайд 11 - Используя шифр, назовите тему урока. Слайд.11 80 – ка, 468 – рь, 245-да, 150-лен - О чем мы будем говорить на уроке? Что такое календарь? - В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. В древнем Риме должнике платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, о чем публично объявлялось и называлось календы. Слайд 12-15. (Календарь – календариум- долговая книга. Григорианский и юлианский календарь) | Выполняют задание. Взаимопроверка. Сверяют ответы и оценивают друг друга. Формулируют тему урока «Календарь. Часы». |
IV. Этап «открытия» нового знания Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Смешанные числа»; подготовка к восприятию новой темы. | Коммуникативные: -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -слушать и смотреть, извлекая нужную информацию. | Слайд 16. - Что можно узнать по календарю? - Сколько дней в каждом месяце? - Сколько дней в феврале? - Как называют год, в котором 366 дней? - В каком году наступит следующий високосный год? - Сколько дней в неделе? - Какие праздничные дни в этом году, на какие дни приходятся? - На какой день в этом году приходится 1 сентября? - В какой день недели будет в этом году ваш день рождения? - У Светы день рождения будет через 8 дней. В какой день она будет праздновать свой день рождения? - В какую единицу времени складываются годы? -Что такое век? Слайд 17. - Что можно измерять веками? - Оказывается веками можно измерить жизнь некоторых животных и растений. Например, Липа живет около 800 лет. Сколько это веков? Слоновая черепаха - 175 лет. Сколько это веков? - А можно ли продолжительность жизни людей измерять веками? | Называют. Практическая работа с календарем. Рассуждают, перечисляют. Практическая работа с календарем. Фронтальная работа Называют. 1 век = 100 лет Приходят к выводу, что веками измеряют длительные периоды истории стран, городов, человечества Производят вычисления. Приходят к выводу, что можно, но в случае, если человек долгожитель и живет больше 100 лет. |
Физ. минутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | - С пользой для вашего здоровья проведем физминутку. Не отвлекаясь от темы нашего урока, выясним, сколько шагов на месте каждый из вас успеет сделать за 1 минуту. | Выполняют шаги на месте и подсчитывают количество шагов за 1 минуту. |
V. Этап первичного закрепления Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах). | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | - Назовите, сколько шагов вы успели сделать за 1 минуту? - Почему у вас получились разные результаты? ( Решение задач.) Слайд18 - Рассмотрите хронологию (последовательность) изобретения механических часов. 996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга. 1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар. 1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле. 1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром. - В каком веке это было? Слайд 19-21 Задача1 . Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение? Задача 2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2016году Задача 3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько? | Называют свои результаты, сравнивают с результатами других. Приходят к выводу, что каждый за 1 минуту может выполнить разное количество движений. Читают хронологию событий - Определяют, в каком веке было событие. Решают задачи в группах. Записывают решение. Сверяют ответы и оценивают друг друга. |
VI. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение Цель – проверка усвоения материала по теме урока. | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. | Слайд 22. - Согласны ли с утверждениями? 1. 120 секунд – это 2 минуты. 2. 48 часов – это 4 часа 3. В високосном году 366 дней. 4. 360 минут- это 5 часов. 5. 12 часов составляет ½ часть суток. 6. 200 лет – это 2 века. 7. «5» - лучшая отметка для ученика? | Выражают свое согласие или несогласие. В случае неверного ответа, дают свои объяснения. . |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия Цель –формулирование вывода, заполнение части текста; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные: -уметь соотносить цель и результат. Листностные: - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - Поднимите руку, если считаете, что вы поработали на оценку «5». - Что узнали, чему научились? Над чем нужно поработать? | Самооценка. Рефлексия класса. |
IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. | Слайд 23. - Те, кто считает, что он поработал на оценку «5» и «4» выполняют задания 1уровня, те, кто считает, что ему еще нужно потренироваться, выполняют задания 2 уровня. 2 уровень - стр. 76 №1,№5; 1 уровень – стр. 75 №5, №8 | Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы. |