СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме: "Кислородосодержащие соединения углерода".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  "Кислородосодержащие соединения углерода".

Технологическая карта содержит не только разработку урока, но и материала теста по теме: "Углерод" для на актуализации знаний учащихся;  текст для повторения материала, изученного на уроках природоведения или естествознания и позволяющего развивать логическое мышлени учащихся.

Приложения к уроку:

1. Таблица "Свойства оксидов."

2. Образец оформления лабораторных  опытов.

3. Домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме: "Кислородосодержащие соединения углерода".»

Химия 9 класс

Технологическая карта урока № 19 раздел 3(неметаллы)


Тема урока. Кислородные соединения углерода

Тип урока: комбинированный: усвоение новых знаний и умений на основе раннее полученных предметных знаний и умений.


Цели. Обучающие.

Цель: изучить состав, строение и свойств соединений углерода с целью осознанного применения соединений углерод в жизни, используя знания о свойствах изученных соединений углерода.

Развивающие:

  • Развивать мотивацию к самостоятельному получению новых знаний

Воспитательные:

  • Формирование навыка безопасного обращения с веществами, материалами, химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности.


Задачи урока:

Обучающие:


  1. Используя знания учащихся о веществах и их строении, определить возможные кислородные соединения углерода, их состав, строение, выдвинуть предположение о их физических и химических свойствах.

  2. Доказать на практике справедливость вдвинутых предположений о физических и химических свойствах соединений углерода.

  3. Исходя их жизненного опыта, перечислить области применения кислородных соединений углерода.

  4. Объяснить какие свойства изученных веществ лежат в основе их применения.

  5. Продолжить формирование умения структурировать изучаемый материал.

Развивающие:

.Развивать познавательную деятельность и самостоятельность в получении знаний учащимися через наблюдение демонстрационного эксперимента и проведение лабораторных опытов.

  • Формировать умения наблюдать, анализировать, обобщать в ходе самостоятельного проведения лабораторного эксперимента.

  • Формировать умение логически последовательно формулировать выводы из сделанных наблюдений.

Воспитательные:

  • Формирование самостоятельности и ответственности за результат выполнения эксперимента,

  • Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения эксперимента.

  • Развитие навыков самооценки.


Организация деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.



Планируемые результаты урока:

Предметные.

Знать/понимать:

1.1 Химическую символику:

формулы: водородного соединение углерода-метана, оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

1.2 Способы получения, свойства и примене­ние перечисленных соединений.

2.Уметь:

2.1 Называть изученные вещества по их химическим формулам;

2.2 Характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как ти­пичного кислотного оксида);

3. Определять:

3.1 Принадлежность оксидов углерода к определён­ному классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химиче­ской связи в оксидах;

4. Составлять:

4.1 уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок­сида углерода (IV);

5. Распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов;

Метапредметные

Уметь:

1. Наблюдать

2.Фиксировать результаты наблюдений;

3. Делать выводы из результатов наблюдений.

4. Аргументировать свой ответ.

Личностные

Овладение:

1. Навыками выполнения экспериментальной работы по инструкции;

2. Навыками постановки цели, навыками планирования своей деятельности для достижения этой цели.

3. Использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II) и углекислым газом..

Ресурсы урока:

  1. Интерактивная доска, проектор, беспроводная мышка;

  2. Периодическая система химических элементов;

  3. Реактивы и оборудование для проведения демонстрационных и лабораторных опытов;

  4. Презентации:

- интерактивный тест по теме углерод;

- таблицы: физические свойства оксидов углерода и оформление лабораторного опыта.

  1. Видеофрагмент «Взаимодействие горение магния в углекислом газе» электронный адрес: https://youtu.be/Oj9QAow3LC8

  2. Реактивы и оборудование для проведения лабораторного опыта.

  • Мрамор

  • Раствор соляной кислоты

  • Раствор известковой воды

  • Прибор для получения газов

  • Лабораторный штатив с пробирками

7. Раздаточный материал с цепочкой переходов.

8. Учебники. Тетради.

Основные этапы урока 1.Организационный этап .

2. Этап актуализации знаний.

3.Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.Этап обобщения и систематизации (слово учителя)

6.Этап контроля и самоконтроля: выполнение заданий..

7. Этап коррекции знаний. (Ответы на вопросы учащихся по теме)

8.Этап информации о домашнем задании

9..Этап рефлексии (оценить на сколько полезна для вас полученная на уроке информация)


I. Организационный момент – 1 мин.

1. Приветствие учащихся.

2. Контроль готовности учащихся к уроку: наличие учебных принадлежностей, подготовка рабочего места.


II. Актуализация знаний. 3 мин.


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат





3

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, изученный на предыдущих уроках:

- учащиеся выполняют интерактивный тест по теме «Углерод».

Слайды №№ 1-31


Учащиеся по очереди отвечают на вопросы теста.

Фронтальный опрос

Повторение

предыдущего

материала


III .Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин.



Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат


Слово учителя.

1. Кто запомнил, какие бинарные соединения упоминались в тексте?

Предполагаемый ответ: метан, ацетилен, оксид углерода (II), оксид углерода (IV).

2. Учитель предлагает определить признак, по которому можно классифицировать эти вещества.

Предполагаемый ответ: наличие атомов водорода и кислорода в составе веществ.

3. Учитель записывает схему классификации на доске.

Слово учителя.

Метан и ацетилен относятся к органическим соединениям. Изучением их свойств и их использование человеком в своей жизнедеятельности будем изучать в IV четверти, а изучение кислородосодержащих соединений углерода и будет целью нашего урока.

3. Учитель предлагает выдвинуть предположения: зачем люди изучают эти соединения? Стоит ли тратить на это время?

4. Учитель предлагает сделать вывод из всего выше сказанного.

1. Учащиеся отвечают на вопросы.



2. Учащиеся высказывают свои предположения.









3. Учащиеся формулируют вывод.







Фронтальный опрос

Оформление темы урока в тетрадь..



3


4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 29 мин

Время

1. Запишите тему урока. Кислородные соединения углерода.

Учащимся предлагается записать тему урока в тетради.

Слово учителя. Нахождение оксидов углерода в природе.


Работа в тетради. Записывают тему урока.

Работа учащихся в тетради

1. Учащиеся конспектируют



Индивидуальная работа

Формулировка вывода: нахождение СО2 в природе.

3


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат



2. Учитель предлагает следующий пункт плана по изучению этих веществ. Физические свойства оксидов углерода.


3. Учитель демонстрирует ряд экспериментов, демонстрирующих получение и физические свойства оксидов углерода (IV).

4. Химические свойства оксида углерода (IV)

Учитель просит описать наблюдаемые явления

4.1. Получение углекислого газа действием соляной кислотой на карбонат кальция. (Получение углекислого газа проводится в аппарате Киппа).

Учитель записывает уравнение реакции.

4.2. На столе стоит стакан, учитель заполняет его водой и пропускает через воду газ.

4.3. На столе стоят два стеклянных стакана объемом 100 мл. Один из них заполняют углекислым газом, а второй оставляют без изменений.

4 Подготавливают тлеющую лучину и подносят по очереди сначала в пустому стакану, а потом с к стакану, заполненному углекислым газом.

УЧИТЕЛЬ объявляет, что вторую часть таблицы учащиеся заполнят дома, изучив параграф 34.


5. Химические свойства углекислого газа.

Опыт №1.

I. 1. Взаимодействие углекислого газа с водой.

В пять стаканов наливают:

1-вода ,

2-раствор гидроксида натрия

3-раствор соляной кислоты

В каждую пробирку добавляют лакмус. Учитель обращает внимание учащихся на изменение цвета растворов.

II. Через воду в 1–ом стакане учитель пропускает углекислый газ.


Опыт №2.

1. В стакан учитель наливает раствор гидроксида натрия и добавляет несколько капель фенолфталеина.

2. Через полученный раствор пропускается углекислый газ.


материал в тетрадь.

2. Оформляют таблицу по образцу. (слайд) № 51





4. Наблюдают и фиксируют наблюдения

4.1 К доске вызывается ученик записать уравнение реакции, получения углекислого газа.

4.2-4.4. Учащиеся наблюдают, отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу.

Ответы учащихся вносятся в таблицу.

Сверяют записи в тетради с записями на доске. Слайд 52


5.1 . Учащиеся наблюдают изменение цвета растворов и делают вывод о кислотном характере раствора углекислого газа в воде.

* К доске вызывается ученик записать уравнение реакции, отражающее данное явление.


5.2 Учащиеся наблюдают обесцвечивание раствора, делают вывод, что о том, что углекислый газ взаимодействует со щелочами.

* К доске вызывается ученик записать уравнение реакции, отражающее данное явление.








Фронтальная беседа.



Индивидуальная работа и парная работа


Фронтальная беседа.


Заполнение таблицы





Составление конспекта







3














5








6

6. Повторение основных правил по ОТ.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить лабораторный опыт по изучению взаимодействия углекислого газа с известковой водой. По инструкции. Лабораторный опыт №38 . Учебник стр. 246

Учащимся предложено найти в учебнике уравнения реакций , отражающих данное явление.

Выполнение лабораторных опытов.


Парная работа


Формулировка цели

8

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат


4. Учитель записывает соответствующие уравнения химических реакций для того, чтобы учащиеся могли проверить правильность выполнения работы. Напоминает учащимся о способности многоосновных кислот образовывать кислые соли.


6. Учащиеся выполняют лабораторный опыт № 38 и заполняют свои наблюдения в таблицу. Слайд № 52.

* Учащиеся наблюдают выпадение осадка и дальнейшее его растворение.

*Записывают уравнение реакции и названия веществ.

*Учащиеся выполняют оформление лабораторного опыта

*проверяют правильность записи уравнений.

Парная работа


Формулировка цели



Опыт № 4.

Просмотр видео фрагмента.

Горение магния в оксиде углерода (IV)

7. Учащиеся т и записывают уравнения реакции и схему электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель.



4

V. Этап обобщения и систематизации (слово учителя)

1

VI. Этап контроля и самоконтроля:.

Учитель предлагает учащимся все закрыть, раздает карточки с цепочкой перехода, ставит перед учащими задачу: предложить способ выполнения этой цепочки.(Учащиеся должны только предложить вариант перехода от одного вещества к другому, записывать уравнение реакции не нужно.

CaCO3-CaO-Ca(OH)2-CaCO3-Ca(HCO3)2-CaCO3


Учащиеся выполняют задание.



3

VII.Этап коррекции, исправления ошибок и подведения итогов.

Учитель проверяет записи учащихся.

Учащиеся сверяют свои ответы с записью на доске.

1


VIII.Этап информации о домашнем задании:

Параграф 34,

1. На основе информации учебника закончить заполнение таблицы о физических свойствах оксида углерода (II)

2. Упр. 6 (а) стр 249 закончить запись уравнений реакций: для окислительно -восстановительных записать схемы электронного баланса, для реакций ионного обмена необходимо записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся записывают задание в дневник.

2

IX. Этап рефлексии


Учитель предлагает учащимся (оценить на сколько полезна для них полученная на уроке информация)

Обмен мнениями.

2



Тест.

  1. Химический элемент углерод расположен :

  1. Во 2 периоде VI группе

  2. Во 2 периоде IV группе

  3. В 4 периоде II группе

  4. В 4 периоде IV группе

2. Заряд ядра атома углерода равен:

  1. +12

  2. +4

  3. +2

  4. +6

3. Низшая и высшая степени окисления углерода равны:

  1. +4 и -4

  2. +4 и 0

  3. 0 и -4

  4. -4 и +4

4. Выберите вещество, которое не относиться к аллотропным модификациям углерода:

  1. Алмаз

  2. Графит

  3. Озон

  4. Карбин

  5. При сгорании графита в кислороде образуется:

  1. СН4

  2. С2Н2

  3. СО

  4. СО2

6. Какое соединение углерода образуется при восстановлении меди из её оксида?

  1. СН4

  2. С2Н2

  3. СО

  4. СО2


7. Какой процесс изображен на рисунке?

  1. Адсорбции

  2. Аллотропии

  3. Сублимации

  4. Флотации




8. Адсорбционные свойства наиболее характерны для:

  1. алмаза;

  2. активированного угля;

  3. графит

  4. каменного угля.


9. Выберите перечень, в котором перечислены только бинарные соединения.

I.

II.

III.

  1. Угольная кислота

  2. Оксид углерода (II)

  3. Карбид кальция

  4. Метан

  5. Карбонат натрия

  1. Карбид алюминия

  2. Оксид углерода (II)

  3. Углекислый газ

  4. Метан

  5. Ацетилен

  1. Карбонат кальция

  2. Угольная кислота

  3. Оксид углерода (II)

  4. Гидрокарбонат натрия

  5. Углекислый газ


10. Неметаллические свойства углерода выражены сильнее, чем неметаллические свойства:

  1. азота

  2. кислорода

  3. кремния

  4. хлора

11. Общим для углерода и кремния является (выбери несколько ответов) 

  1. существование простых веществ в твердом  агрегатном состоянии

  2. нахождение валентных электронов в третьем электронном слое

  3. наличие 4 электронов во внешнем электронном слое

  4. наличие 15 электронов в атомах

  5. способность образовывать высшие кислотные оксиды .


12. В ряду химических элементов: С → Si→Ge (выберите несколько ответов)

  1. увеличивается число протонов в ядрах атомов

  2. увеличивается электроотрицательность

  3. 3) усиливаются металлические свойства простых веществ

  4. 4) возрастает значение высшей степени окисления

  5. 5) усиливается основный характер высших оксидов



Исходный и восстановленный текст для задания №1.

1. В оксид содержится CO2 атмосфере углерода (IV).

1. В атмосфере содержится оксид углерода (IV) CO2.


2. Это образуется при топлива соединение дыхании и сгорании, а также при органических гниении веществ.

2. Это соединение образуется при дыхании и сгорании топлива, а также при гниении органических веществ.


3. Поэтому углекислого в сельской газа вблизи заводов, концентрация в конечно же выше городской магистралей местности, фабрик и транспортных , в воздухе, чем местности.

3. Поэтому в городской местности, вблизи заводов, фабрик и транспортных магистралей, концентрация углекислого газа в воздухе , конечно же выше, чем в сельской местности.


4. Гораздо и океанов газа больше, чем в водах содержится в воздухе, углекислого морей.

4. Гораздо больше, чем в воздухе, углекислого газа содержится в водах морей и океанов.


5. При называют угольной образуется растворении оксида углерода в воде угольная угольный кислота, поэтому СО2 еще ангидрид или ангидрид кислоты.


5. При растворении оксида углерода в воде образуется угольная кислота, поэтому СО2 еще

называют угольный ангидрид или ангидрид угольной кислоты.












ПРИЛОЖЕНИЕ. №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Домашнее задание

  1. Параграф 34 учить;

  2. Закончить оформление таблицы свойств оксидов углерода.

3. Стр. 247 упр. 6 (а)

4. Закончить оформление лабораторного опыта



5