Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Технология проведения | деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: требования к ученику с позиций учебной деятельности; возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока, побуждает к называнию шагов учебной деятельности. | Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя. - У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями «огурцы», «цветы», «ромашки». Она посадила в эти ящики огурцы, ромашки и колокольчики так, что все надписи оказались неверными. Что в каком ящике вырастет у хозяйки? («Огурцы»- ромашки; «цветы»- огурцы; «ромашки» - колокольчики). - Как вы думаете, какая дробь больше 7 или 8 8 7? - Попробуйте объяснить. - Сегодня на уроке мы научимся сравнивать такие дроби и дадим каждой название. Работа с учебником: стр. 151, рис. 122. - На сколько частей разделили пирог? -Сколько частей пирога положили на тарелку? (Три). - Что получится, если все части пирога положить на тарелку? ( целый пирог). - Сколько пирогов изображено на рисунке 123-а (Два). -На сколько частей разрезаны эти пироги? ( на восемь). -Сколько частей пирога лежат на тарелке на рис. 123-б ( 11 частей). - Дроби, в которых числитель меньше знаменателя называются правильными. Дроби, в которых числитель равен знаменателю или больше знаменателя называются неправильными. - Какую тему мы сегодня будем изучать? (Правильные и неправильные дроби) | Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы, цели. Проговаривают тип урока и называют тему урока и шаги учебной деятельности. | Уметь сравнивать обыкновенные дроби. Понимать смысл правильных и неправильных дробей. | Личностные : проявлять интерес к учебному материалу. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, в том числе во внутреннем плане. Познавательные : уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Коммуникативные- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других участников образовательного процесса. |
ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выполнение места и причины затруднения. Цели: выполнения учащимися пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; операцию) затруднения; речи причину затруднения. | Организует фиксирование индивидуаль-ного затруднения и обобщение актуализированных знаний. Помогает выявить места затруднения, зафиксировать во внешней речи причины затруднения. | - Работа с учебником: стр. 152, № 974 – Сколько клеток составляет длина отрезка АВ (16 клеток). - Какой из отрезков будет длиннее? Почему? - Начертите отрезки (6 см, 10 см) № 975- Прочитайте дроби. Найдите среди них правильные. Что вы о них помните? - Найдите неправильные дроби. Что известно про них? - Выполните задание. - Как можно назвать точку : 6/4? (один с половиной). - Чему равна дробь 8/4 ( двум). №976. – взаимопроверка. | Чертят в тетрадях отрезки определенной длины. Отмечают на координатном луче правильные и неправильные дроби. Приводят примеры правильных и неправильных дробей. | Знать определение правильной и неправильной дроби. Уметь различать правильные и неправильные дроби и сравнивать их с единицей, отмечать дроби на координатном луче. | Познавательные : уметь обосновывать этапы решения задачи, создавать и преобразовывать схемы для решения задачи. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; корректировать свои действия с учетом сделанной ошибки. |
ІІІ. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: цели урока; составления совместного плана действий4 ее достижения. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. | Работа с учебником : стр. 152, № 977. - Вспомните тему урока. Какую цель мы должны поставить при изучении темы «Правильные и неправильные дроби»? - Составьте план действий, по которому мы будем изучать тему. - Какой следующий шаг наметим в своей деятельности? | В сотрудничестве с учителем осуществляют постановку цели урока, составляют и проговаривают план своих действий. | Знать определение правильной и неправильной дроби. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; опре-делять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные : строят предложения об информации, необходимой для решения задачи Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. |
ІV. Физкультминутка Цель: - профилактика утомления, нарушения осанки и зрения, снятие утомления детей на уроке | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Рисуй глазами треугольник. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем | | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
V. Реализация построенного проекта. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. | Работа с учебником: стр. 152, № 978 , 979- решение практических задач. № 980.-За сколько дней бригада построила ферму? - сколько потребовалось по плану? - Как вы это понимаете? | Выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Уметь решать задачи, содержащие дроби; переводить условие задачи на математический язык | Познавательные : уметь добывать новые знания ( находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), анализировать условие задачи. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану; проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: -организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием внешней речи. | Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | Работа с учебником: стр. 153, № 981, 982 ( решение задач с комментированием). № 981 - Сколько деталей выточил токарь? -Какую часть дневной нормы составляют 135 деталей? ( 3/5). - как узнать норму (135 : 3 · 5 = 225) - За какое время рабочий должен изготовить 225 деталей? ( за 8 часов) - За какое время изготовил рабочий 135 деталей? ( За 3 часа). -Как найти его производительность в час? ( 135 : 3 = 45). - Можно ли теперь узнать, сколько деталей изготовит рабочий за 8 часов при новой норме? ( 45 · 8 = 360). № 982 -Сколько деталей выточил токарь? -Какую часть дневной нормы это составляет? - Как вы думаете, токарь выточил больше или меньше нормы? -Объясните. Почему? -Сколько равных долей содержится в числе 135? -А сколько равных долей в числе, которое составляет норму? | Выполняют задания в тетрадях и на доске. | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность. | Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные : уметь добывать новые знания ( находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) . Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. |
VІІ. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | На каждой парте карточка: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. теперь я могу… 6. я научился… | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали Осуществляют самооценку. | Уметь правильно читать неравенства. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Познавательные - рефлексия способов и условий действия. |
VІІІ. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию. п.25, стр. 154, № 999, 1000, 1001. | Записывают домашнее задание | | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения Коммуникативные: умение слушать. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока 2. Тема « ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ » Тип урока : урок общеметодологической направленности ( закрепление новых знаний и способов действий при решении задач). |
Технология проведения | деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создавать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки и наметить шаги учебной деятельности. | Устанавливает тематические рамки. Помогает уточнить тип урока и назвать шаги учебной деятельности. Организует беседу, побуждает к правильным ответам. | -Сегодня мы продолжим работу с дробями. Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться! Работа с учебником : стр. 153, № 983 -Сколько времени по плану должен продолжаться концерт? - Какую часть этого времени он занял в действительности? - Продолжительность концерта была больше или меньше 3часов? Объясните. -Что нужно сделать перед началом решения? ( 3 ч= 180 мин). № 985 – Сколько минут в часе? № 986 – Сколько килограммов в центнере? ( 100 кг) | Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. | Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, переводить одни единицы измерения времени в другие. | Познавательные : уметьориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выполнение места и причины затруднения. Цели: пробного учебного действия; операцию) затруднения и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуаль-ного затруднения , выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - Работа с учебником: стр. 153, № 987, 989 - Что мы должны сделать, в случае если в задаче встречаются разные единицы измерения? (Нужно привести величины к одной единице измерения) - На доске записаны дроби: 1 , 7 , 18, 2 , 105, 12, 3, 15, 3157, 9 5 10 13 19 51 11 4 43 57 9. - Распределите дроби в две группы. | Выполняют задание по учебнику на доске и в тетрадях, переводят одни единицы измерения в другие. | Уметь находить число по его части, переводить одни единицы измерения в другие. | Познавательные : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать необходимую информацию из математических текстов. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение. Личностные : проявлять учебно-познавательный интерес к математике. |
ІІІ. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: совместного плана действий и подбор средств для его реализации | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. | Работа с учебником : стр. 153, № 988 - Что необходимо найти сначала? (2/5 от числа 40). - Что для этого необходимо сделать? (40 : 5 · 2 = 16). - Составьте план решения. 60 : 3 · 2 – 40 40 + 16 = 56 72 : 6 · 5 = 60 81 : 9 · 2 = 18 60 – 18 = 42. | Отвечают на вопросы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. | Уметь находить части от числа, устанавливать взаимосвязь между величинами. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу ; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные : строят предложения об информации, необходимой для решения задачи Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать уточняющие вопросы. |
ІV. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговарива-нием во внешней речи. | Работа с учебником : стр. 153 - 154, № 990, 991, 995 - Сколько граммов в 1 кг ( 1 000 г). - Какая фигура называется квадратом? ( Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны). - Как найти площадь квадрата? ( S = 4а, где а – сторона квадрата) | Выполняют задание на доске и в тетрадях. Отвечают на вопросы. | Знают единицы измерения массы, как найти площадь квадрата. | Познавательные : уметь отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: осознавать ответственность за общее дело. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Работа с учебником : стр. 153 - 154, № 992, 994. - Чему вы научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. - Продолжите фразы: | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Рассказывают, что узнали, что получилось. | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные - рефлексия способов и условий действия. |
4. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | п.25, стр. 154 - 155, № 1002 - 1004 . УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ! | Записывают домашнее задание | | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения Коммуникативные: умение слушать. |