сеть Интернет, CD-диск «Математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс. По учебнику Н.Я. Виленкина, карадаши красные, зеленые, синие.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; -проверит уровень подготовки к уроку | Организует актуализацию требований к учебнику со стороны учебной деятельности; проверяет уровень подготовки к уроку | -Назовите тему урока. -Цель? -Где встречаемся с понятием среднего арифметического? -Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? -Чему равен средний рост гномов, если их рост равен 1,25м, 98см, 1,05м, 0,71м, 56см, 81см, 95см? - Проводим математический тест с выбором правильного ответа (Работа с CD-диском, №1-7). Проверка – работа в парах. | Слушают учителя, выполняют задание. Объясняют свой выбор. Какая ошибка допущена и почему? Средний рост гномов будет равен среднему арифметическому ростов всех гномов Первым действием переведем рост каждого гнома в метры: 98см = 0,98м 56см = 0,56м 81см =0,81м 95см = 0,95м (1,5+2,3):2=1,9 (2+4+6+0):4=3 (5+3+2+4+4+5):5, оценка 4 (18+9+3):3= 10 (20,22+18,26+5,5):3=14,66 (23,86+22,7+36,6):3=83,16:3=27,72≈28 | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию. |
II. Закрепление с проговариванием во внешней речи Цели: -организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Работа в рабочей тетради: стр. 116 , №2 (записать решение, проговаривая вслух), №3 (решает 1 ученик на доске) Работа с учебником: № 1527, 1528. | Выполняют задание на доске и в тетрадях. Проговаривают алгоритм решения вслух. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства, строить логические цепи рассуждений. |
-А сейчас давайте посмотрим сценку. Мне нужно 2 помощника. (два ученика читают слова героев сценки на слайдах, учитель читает слова автора) Встретились как-то Знайка и Незнайка. Знайка: Незнайка, о чём ты задумался? |
Незнайка: Я думаю, что среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Вот мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам, и хорошее, и плохое. Надо было решить сегодня задачи. Ты решил 9 штук, а я одну. Складываем 9 и 1, делим на 2, получаем 5. Значит, каждый решил по 5 задач. За домашнюю работу ты получил оценку «5», а я – оценку «1», складываем 5 и 1, делим на 2, получаем 3. получатся, что каждый получил по тройке. Видишь как хорошо получается, и меня мама дома не накажет. Да здравствует среднее арифметическое! Знайка: Подожди, ты всё решил с пользой для себя, меня даже не спросил, может, меня это не устраивает! |
Незнайка: Ну, как так не устраивает! Это ещё не всё. Ты пришёл в школу сегодня на 10 минут до звонка, а я пришёл на 10 минут после звонка. А по среднему арифметическому, мы пришли в школу оба к началу урока вовремя! Здорово! Меня даже и учитель не будет ругать за опоздание! Знайка: Да, твои мысли «гениальны». Но я тебя проучу! Сейчас ты решишь несколько задач на среднее арифметическое, а я схожу в магазин и куплю тебе кроссовки новые. Какой размер тебе нужен? Незнайка: 34. Спасибо, друг за помощь и понимание. Знайка уходит, Незнайка садится за стол и начинает решать задачи. Входит Знайка с пакетом. Знайка: Вот купил тебе новые кроссовки. Незнайка: Что это? (он достаёт один большой, а другой маленький кроссовок) Знайка: Это твои кроссовки! Ты просил 34 размер, вот я и принёс: один - 24 размер, а другой – 44 размер. Складываем, делим пополам, получаем 34 размер! Да здравствует среднее арифметическое! -Какой вывод вы можете сделать, просмотрев эту сценку? (ответы учеников) -Действительно, математические понятия и правила необходимо применять не подряд, а только там, где это необходимо. И иногда вычисление среднего арифметического бывает лишено смысла. Как в некоторых ситуациях. Ситуация 1. Стрелок сделал 2 выстрела. Один выше мишени, а другой ниже. А в среднем получается, что оба выстрела попадают в мишень. Довольно странно. Он промахнулся и очень сильно. Поэтому использование среднего арифметического несколько странно. Или еще один случай. Средняя температура по больнице 36, 6°С. Что из этого следует. Да ничего. Может быть так. У одного больного 38°, а у другого 36°, а может еще ниже. Получается, что они выглядят как здоровые, а на самом деле они оба больны. Иногда усреднение бывает во вред. Значит важно не только знать правила, но и умело их применять. И я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле. И нужно пользоваться им очень аккуратно. |
III.Физкультминутка | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Вспомним слова: Летит, летит по небу шар, по небу шар летит, но знаем мы что в небо шар никак не улетит. Заменяем постепенно слова на движения «летит» - руками летаем, «небо» - показываем в небо большим пальцем руки, «шар» - описываем руками круг перед собой, «не» - показываем отрицание руками и т.д. | Проводит физкультминутку. | Личностные: Получение заряда бодрости, позитивного настроя. |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организуют фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | | | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
- А сейчас ребята, я хочу вам раздать интересные кружочки и рассказать интересную притчу. Но давайте, договоримся, вы возьмете кружочки в руки, только после того как я закончу рассказывать притчу и задам вам вопрос. ДОГОВОРИЛИСЬ? Слушайте внимательно. - Шел мудрец а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: А ты, что делал целый день?» и тот ответил, « Я добросовестно выполнял свою работу». И тогда мудрец, спросил у третьего: « А ты, что делал целый день?» И лицо его засветилось от счастья и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.» |
| -Ребята, давайте, мы сейчас каждый из вас попробует оценить свою работу на уроке. -Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? -Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? -А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3? | Рисуют синий кружочек Рисуют зеленый кружочек Рисуют красный кружочек |
| - Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимала участие в строительстве своего храма знаний. Составьте синквейн. 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Домашнее задание По учебнику: Рабочая тетрадь стр. 116, № 1, 2, 4, 5. Подготовится к самостоятельной работе. | Число Среднее, арифметическое Находить, складывать, делить Нужно пользоваться очень аккуратно Это жизнь |