Этап урока/учебная ситуация | Цель | Взаимодействие в образовательном процессе | Результаты этапа |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности | Организовать направленное внимание на начало урока, самооценку к предстоящей деятельности | - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - В рабочих тетрадях запишите сегодняшнее число, классная работа. | Проверяют рабочее место Делают записи в тетради, ориентируясь на запись на доске. | Полная готовность учащихся к работе. Запись в тетрадях. |
Постановка цели урока | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся | - Откройте содержание учебника и определите тему нашего урока. Прочитайте её. - Откройте учебник на нужной странице. …. ,на какой странице ты открыл учебник? - Рассмотрите разворот учебника. Ещё раз прочитайте тему сегодняшнего урока. (Слайд № 1) Значение, какого слова в названии темы вам уже знакомо? Назовите фигуры, которые вы знаете?
Итак, вам понятно значение слова «фигуры». А значение, какого слова вам ещё неизвестно? Какую цель можно поставить на сегодняшний урок?
А чтобы распознавать симметричные фигуры, что ещё предстоит открыть? В соответствии с поставленной целью урока, предложите план работы на уроке.
По этому плану мы и будем сегодня работать. Рассмотрите знаки - помощники в учебнике, как будете работать на уроке? Я вам предлагаю ещё один знак (работа в паре). | Читают тему урока по содержанию учебника Открывают учебник на стр. 82 Исследуют разворот учебника. Читают тему. Называют знакомое понятие «фигуры». Называют известные фигуры (квадрат, треугольник и т.д.) Симметричные. Формулируют цель урока: узнать, что такое симметричные фигуры и научиться распознавать их. Мы должны открыть способ, помогающий нам это сделать. Узнать о симметричных фигурах. Открыть способ распознавания симметричных фигур. Научиться распознавать симметричные фигуры Будем думать, работать в тетради, с учебником, в тетради на печатной основе, расставлять фишки, работать в паре. | Нашли содержание в учебнике и по нему определили тему урока, определили страницу. В теме урока названы знакомые и незнакомые понятия. Поставлена цель урока. На доске план урока Узнать о симметричных фигурах. Открыть способ распознавания симметричных фигур. Научиться распознавать симметричные фигуры Определены виды работы на уроке. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) | Познакомить с понятием симметричные фигуры. | Прочитайте задание № 1 учебника Назовите дерево, на котором они растут. Сравните эти два листочка. А теперь внимательно рассмотрим первый листочек, возьмите его. Этот листочек называют симметричным. Рассмотрите его ещё раз внимательно и подумайте, почему его называют симметричным. Посоветуйтесь в паре. А как можно понять, что листочек симметричный? Кто предложит способ, который поможет нам в этом убедиться? Линия перегиба, которая позволила нам совместить полностью две половинки, на рисунке изображается прямой линией, относительно которой фигура будет симметрична. В нашем листике она проходит по главной жилке. Итак, какой способ определения симметричности фигур мы предложили? Почему же этот листик назвали симметричным? Давайте докажем, что 2 листочек не будет симметричным. Как будем действовать? Итак, что мы увидели?
Давайте вернёмся к плану нашего урока. - Можем остановиться на этом этапе? Почему? | Чтение задания. На дубе растут такие листочки. Рассматривание. Ответы детей: разного цвета, одинакового размера, разная форма.
Практическая работа. Ответы детей. Две одинаковые половинки Согнуть так, чтобы получились одинаковые половинки.
Проговаривается способ. При перегибании листика, у него 2 части совместились полностью. Практическая работа. Попробуем перегнуть листик так, чтобы 2 части совпали. 2 листик не будет симметричным, потому что при перегибании 2 части не совпали. - Нет, мы должны научиться узнавать симметричные фигуры. | Задание прочитано. Названо дерево. Найдены сходства и отличия.
На доске способ определения симметричности: 1.согнуть фигуру так, чтобы 2.две части полностью совпали. Обозначено понятие «симметричная фигура» Если при перегибании 2 части совместились полностью, то фигура симметричная относительно прямой. Осознанное речевое высказывание. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач | Формировать умение применять понятие симметричных фигур при решении учебных задач | С симметричными фигурами мы встречаемся буквально на каждом шагу. Нельзя не восхищаться ярким цветком, загадочной снежинкой. Об этих и других предметах можно сказать, что они красивы. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Но симметрия – это не только красота. Симметричность фигуры необходима рыбе, чтобы плавать, птице, чтобы летать. Симметрия есть и в творениях природы (животные, растения, кристаллы…) и в творениях человеческих рук (дома, автомобили, самолеты, мебель, посуда…). (Слайд № 2) Посмотрите на изображения в задании № 1. Прочитайте задание. Какое знание нам поможет выполнить задание?
Работая со страницей учебника, можем ли мы согнуть изображение практически? Перегибать изображения будем мысленно. Учитель приглашает 1 учащегося показать выполнение задания на ИД. (Слайд № 3) Обращаем внимание на несколько линий сгиба (осей симметрии) в изображении штурвала. Прочитайте задание № 2. - Что требуется сделать сначала? Что потом? Что значит другие фигуры? Что ещё нужно сделать в этом задании? Это задание я вам предлагаю выполнить самостоятельно. Учитель в течение самостоятельной работы оказывает индивидуальную помощь учащимся. | Просмотр презентации Чтение задания №1 (часть 2) Самостоятельное чтение задания, осмысливание. Если изображение можно согнуть так, что 2 части совместились полностью, то получилась симметричное изображение. Нет Ученики выполняют задание самостоятельно. Работа с ИД. Пояснение своих действий. Обозначение линий сгиба (осей симметрии). Чтение задания Рассмотреть рисунки. Нарисовать другие симметричные фигуры? Не такие как в учебнике. Нарисовать несимметричную фигуру. Ещё раз читают задание, осмысливают. Чертят фигуры. | Осознанное речевое высказывание. Расставлены фишки. Осознанное речевое высказывание. Выполнена проверка. Выполнен чертеж в тетради
|
Динамическая пауза | Смена вида деятельности | Учитель проводит физминутку. Симметричен человек И увидеть можно: Глаза два и уха два И руки две точно! Две ноги и две ноздри, Щечки улыбаются. Симметричен человек, Это всех касается! | Выполнение упражнений. | Физическая разрядка |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков | Формировать умение обобщать усвоенные знания и включать их в систему накопленных знаний | Вернёмся к учебнику. Вы хорошо справились с предыдущими заданиями. Познакомьтесь с заданием № 3. Какие знания вам помогут справиться с этим заданием?
Предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
Проверка ИД (Слайд № 4) Поместите в сундучок те фигуры, на которые вы не поставили фишки. Какие это фигуры? Какие фигуры остались на доске? Докажите, что фигуры будут симметричными.
Познакомьтесь заданием № 2 на с.120 в тетради. Как вы можете проверить, правильно ли вы выполнили работу? Выберите понравившийся орнамент. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу друг друга и оцените на шкалах правильно и аккуратно. | Самостоятельное чтение задания, осмысливание. Способ определения симметричности фигур Проговаривание способа. Называют правила работы в паре. Учащиеся работают в парах. Несимметричные. Симметричные Обозначение линии сгиба(оси симметрии) Самостоятельное чтение задания, осмысливание. Проговаривание способа определения симметричности фигур Самостоятельное выполнение задания Проверка задания. Оценивание на шкалах. | Осознанное речевое высказывание. Расставлены фишки. Предъявлены результаты. Обоснованы.
Выполнен чертеж в тетради Выставлена оценка на шкалах аккуратно и правильно. |
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков | Использовать полученные знания в выполнении творческого задания | Давайте посмотрим на удивительное создание природы (Слайд № 5) Будет ли бабочка симметрична? Как вы можете это доказать? Перед вами изображение бабочки. Раскрасьте рисунок так, чтобы симметричность сохранялась не только в форме, но и в цвете. | Да Если бабочка сложит крылышки, то обе её половинки совпадут полностью. Самостоятельная работа | Осознанное речевое высказывание. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | Развивать регулятивные УУД | Осуществляется на всех этапах урока | | |
Рефлексия деятельности | Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности | - Над какой темой сегодня работали? - Какую цель поставили в начале урока? - Как вы считаете, мы достигли цели урока? Проанализируйте, что мы делали на уроке. Что получилось, что не получилось. Доскажите про себя предложение. Мне было трудно… Мне было интересно… У меня получилось… Мы хорошо поработали. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на учебные задачи, записанные в начале урока на доске. Высказывания детей. | |