Технологическая карта урока
Название предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Класс 4
Урок № 1 Дата _______
Тема: «Россия – наша Родина».
Цели: образовательные — знакомство школьников с основами различных мировоззрений и опирающихся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции; расширении образовательного кругозора учащегося;
знание и уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
развивающие — развитие у школьников 10—11 лет представлений
о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, понимание их значения
в жизни современного общества,
а также своей сопричастности к ним.
воспитательные — формирование у младшего подростка
мотивации к осознанному нравственному поведению;
совершенствование личности ребёнка
на принципах гуманизма в тесной связи
с религиозными и общечеловеческими ценностями;
воспитание личности с активной жизненной позицией порядочного, честного, достойного гражданина; воспитание толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения.
Место урока в системе уроков данного раздела: Блок 1. Духовные ценности
и нравственные идеалы
в жизни человека и общества.
Основные термины и понятия: Родина, Отечество, гимн, герб, флаг, патриот.
Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство, труд.
Наглядность: «Древо – познания», презентация урока, иллюстративный материал по теме урока, авторское слайд-шоу учителя «С чего начинается Родина?», скомпонованный под тему урока мультипликационный фильм «Мы живем в России», разработанная учителем рабочая тетрадь учащегося 4 класса к модулю «Основы светской этики», учебник, карточки - оборотки, смайлики.
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, аудио аппаратура, мольберт, ватман, краски, цветная бумага, клей
Формы работы: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая.
Эпиграф урока: Где зори маковые вянут, как жар забытого костра...
Где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса,
Где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза...
Ход урока
Этап урока | Методы, приемы | Содержание |
Организационный | Привлечение активного внимания учащихся: - визуальными, аудиальными, кинестетическими технологиями; - вербальными и невербальными приемами и т.п. | 1.Перед началом урока на экран выводится слайд с приветственными словами, привлекающий внимание детей при подготовке к уроку. 2.Школьный звонок на урок продолжает мягкий, заливистый звук колокольчика, концентрирующий внимание на учителе. 3.Приветствие создающее благоприятную атмосферу в коллективе учащихся, переключающее действия школьников на работу на уроке. 3. В течение всего урока иллюстрации, фразы и действия учителя, акцентирующие внимание на наиболее важных аспектах, явлениях, терминах… |
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | Знакомство | 1.Представление учителя 2.Презентация курса «Основы религиозных культур и светской этики» 3. Введение в содержание модуля «Основы светской этики» |
Постановка познавательной задачи | Формирование интереса к изучаемой теме. Совместное формулирование темы урока. Активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Актуализация имеющихся знаний и социального опыта. | 1.Вступление к блоку 1. «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». 2.Эпиграф к уроку рассказ Сухомлинского «Это Родина» 3. Обсуждение прослушанного по вопросам. 4.Выделение ключевых слов «Родина», «Россия» и формулировка темы урока. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Объяснение наиболее важных и сложных понятий урока Подготовка к самообразованию, к саморазвитию и самоопределению | 1.Просмотр образовательного мультипликационного фильма «Мы живем в России» |
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала | Обратная связь. Коррекция и дополнения. | 1.Интервью по просмотренному мультфильму 2.блиц – «распознай-ка» герб России 3. практикум «Составь-ка» флаг России 4.Исправление ошибок, получение дополнительной информации о государственных символах России. 5. практикум «Составь-ка» флаг Крыма 6. Интерпретация символики цвета «Цветалочка» |
Физкультминутка | Песенный диалог «Хор патриотов» работа в группах (по рядам) | Поочередное, покадровое исполнение песни «С чего начинается Родина?», с действиями артистического характера (обыгрываем слова движениями) |
Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | Аналитическая работа | Анализ понятий «Родина», «род», «отечество» |
Обобщение и систематизация знаний | Р.S. | Обобщение ранее услышанного и увиденного (авторское слайд-шоу учителя «С чего начинается Родина?» на слова отца Артемия Владимирского) |
Рефлексия | Мотивация к творчеству. | определение настроения детей по цвету (проект «Пусть всегда светит Солнце») |
Подведение итогов | Древо познания | Заполнение ветвей «Древа познания» «неувядаемыми листочками» с изученными на уроке понятиями |
Домашнее задание | Дифференциация согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся. | 1.Расскажите дома о том, что Вы узнали на уроке, что понравилось, а что вызвало затруднения. 2.Подготовьте карточки - оборотки (с одной стороны понятие с другой стороны трактовка) с понятиями: Родина, Отечество, Род, Семья, гимн, герб, флаг, патриот. 3. Создайте «копилку знаний» из любого материала с учетом ежеурочного ее пополнения, сложите в нее подготовленные карточки -оборотки. 4.Поиграйте всей семьей в «интеллектуальный марафон» (выигрывает тот, кто первый даст определение понятию, записанному на карточке, или назовет понятие по данному определению) 5.Вместе с родителями подготовьте краткий рассказ об известной личности России (можно интересно оформить, добавить портрет и т.п.) Основные вопросы: Чем прославилась личность? Можно ли его(ее) назвать патриотом своей Родины? Какие качества этого человека особенно ценны? |