СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока 2 класс окружающий мир "Грибы" по программе "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использованием презентации. Насыщенный материал, не даст детям скучать , урок пройдет на одном дыхании.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 2 класс окружающий мир "Грибы" по программе "Начальная школа XXI века"»

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»

Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве грибов.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

познавательная – создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов; упражнять в выделении частей гриба, уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;

развивающая – учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы поиску путей ее решения; способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;

воспитывающая – способствовать формированию реалистичной оценки индивидуальной деятельности на уроке и коллективной; учить работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих одноклассников.

Методы обучения: проблема, исследование.

Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, фронтальная работа, игровая деятельность.

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, карточки для работы в группе и в паре.

Планируемые результаты:

личностные:формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные:умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

предметные: закреплять и при необходимости корректировать полученные сведения о царстве грибов, закреплять и корректировать понятие о строении гриба, его значении для растений леса, формировать навык устной речи.













Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

I.Самоопределе

ние к деятельности

- Ребята давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем удачи.

Игра - приветствие"Удачи на уроке"


Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших и говорят:

  • желаю (Большой)

  • успеха (указательный)

  • большого (средний)

  • во всем (безымянный)

  • и всегда (мизинцами)

  • Удачи на уроке! (Прикосновение всей ладонью)

Коммуникативные: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность

II.Актуализация опорных знаний и мотивация.

.

(Звуки леса.На фоне звуков природы учитель говорит.)


Прислушайтесь… Как вы думаете, куда мы попали?

Лес – это необыкновенный мир. Присмотритесь и прислушайтесь … Он полон таинств и загадок.

- Ребята, кого мы можем встретить в лесу?

- К какому царству они относятся?

- Что мы можем увидеть в лесу?

- К какому царству они относятся?

Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.( на доске картинки с рисунками зверей и растений с надписями "Царство животных", "Царство растений)

А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!

Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы.

Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Вот в этом лесу мы и попадем в целое царство. А кто его жители вы сейчас и догадаетесь.



- В лес.


- Лису, волка, зайца, медведя.


- К царству животных.

- Деревья, цветы, грибы.

- К царству растений.













Познавательные: характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определять круг своего «не знаю» на этом этапе урока.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности.

определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные.: оформлять свои мысли в монологической речи.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

III.Постановка учебной задачи

1.Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. (гриб) (слайд)


- Что помогло вам отгадать загадку?

- Ребята, какие грибы вы знаете?

- А какие грибы вы собирали в нашей местности сами?

- Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- Да, тема нашего урока - грибы.

- А что бы вы хотели узнать о грибах?

- Ребята я обобщила все ваши высказывания и вывела цели и задачи нашего урока.

(Вывожу на слайде тему, цели и задачи урока и проговариваю их.)


2.Игра "Верите ли вы, что..." (слайд)

( технология критического мышления)

- Ребята, я предлагаю сыграть в одну игру "Верите ли вы, что..."

У вас на столах листочки с вопросами, рядом с ними надо поставить плюс если верите в утверждение и минус если не верите. Я буду читать вопрос, а вы ставите нужный знак. ( на слайде)

-...грибы относятся к живой природе?

-... гриб относится к царству растений?

- ... у гриба есть тело?

- ... гриб по весу может быть больше чем слон?

- ... мухомор самый ядовитый гриб?

- У нас появились разные мнения. Поэтому мы сейчас будем исследовать и проверять .





- Гриб.


- Шляпка, ножка.


- Шампиньоны, синюю ножку, опята.


- О грибах.


- Где растут, строение, какие можно есть, а какие ядовитые.

















Дети отвечают на вопросы письменно.

IV.Этап учебно-познавательной деятельности.


1.- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Показываю муляж гриба.)

-Почему?

- Ребята, послушайте диалог.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит они животные.

- Что вас удивляет в диалоге наших героев? Кто прав?

- Какой возникает вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство?

- Давайте внимательно для этого исследуем гриб.

- Живая природа.


- Появляются, рождаются, растут, умирают.

-

К царству растений или ... к царству грибов.

(Не знают)


- Растут на земле.

Познавательные: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.



2. Исследование в группах.

Для этого мы разделимся на 6 групп .

1-2.Сравнивают грибы с растениями.

3-4.Группы сравнивают гриб с животными.

5-6. Группа работают с текстом о грибах.

Выступление от каждой группы.

- Какой вывод мы сделаем: …

- Действительно грибы это отдельный мир- целое царство.

На доску вывешиваю: "Царство грибов"


Исследуют и сравнивают признаки животных, растений с грибами.

Выступают.

- Грибы не относятся к растениям, потому что у них нет листьев, стебля...

- Грибы не относятся к животным, потому что они не могут двигаться...

От 5-й и 6 группы выступают дети.


Коммуникативныеучитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве








3. Самостоятельная работа в тетрадях.


-Ребята, вы все собирали грибы и хорошо знаете из каких частей он состоит. Попробуйте самостоятельно в тетради на странице 8 в задании 13 подписать все его части.

( Пока дети подписывают в тетрадях, на доску вывешиваю такой же гриб и на отдельных листочках названия частей гриба)

- Ребята,а теперь проверим.

(Дети выходят и прикрепляют листочки)

- Ребята, а шляпка и ножка называются телом гриба.

Подпишите у себя в тетради.


- Давайте еще раз повторим из каких частей состоит гриб.

Ножка, шляпка, грибница. (Тело гриба)

Самостоятельно работают в тетрадях.

Дети выходят и прикрепляют листочки.

- Шляпка, ножка, грибница, тело гриба.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


V.Включение нового знания в систему знаний и повторение в измененной ситуации. (конструктивной)(1 мин. 32 сек + 20 сек)

1.

-Ребята, посмотрите на мой гриб и подумайте, может ли гриб весить больше слона?

- а чтобы узнать правильный ответ

мы с вами посмотрим видео.

Урок 58.Шишкина школа. Грибы.

- Что вы сначала сказали?

- Как мы привыкли представлять себе гриб?

- А как на самом деле?











- Гриб не может быть больше слона?

- Гриб это то что на поверхности.

- Основная часть находится под землей.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в видео .

Физминутка

ДЕТИ УТРОМ РАНО ВСТАЛИ

ЗА ГРИБАМИ В ЛЕС ПОШЛИ

ПРИСЕДЕЛИ, ПРИСЕДАЛИ,

БЕЛЫЙ ГРИБ В ТРАВЕ НАШЛИ.

НА ПЕНЬКЕ РАСТУТ ОПЯТА.

НАКЛОНИТЕСЬ К НАМ , РЕБЯТА!!

ВОН НА ДЕРЕВЕ ОРЕХ,

КТО ПОДПРЯГНЕТ ВЫШЕ ВСЕХ?

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ДОТЯНУТЬСЯ,

НАДО СИЛЬНО ПОТЯНУТЬСЯ.

ТРИ ЧАСА В ЛЕСУ БРОДИЛИ,

ВСЕ ТРОПИНКИ ИСХОДИЛИ.

УТОМИЛ ВСЕХ ДОЛГИЙ ПУТЬ,

ДЕТИ СЕЛИ ОТДОХНУТЬ.

Выполняют зарядку.



2. Игра " Лукошко"Работа в парах.

- Все вы наверное, помните загадку:

Стоит Антошка на одной ножке,

кто не пройдет, всяк поклон отдает.

- Давайте подумаем, а всякому ли Антошке нужно кланяться?

Вот вам лукошко. Соберите в него грибы. Подумайте, каждого ли Антошку нужно забрать в лукошко?

-А почему это вы не все грибы положили в корзинки?

- Давайте оставшиеся грибы соберем на полянке

- Ребята, а какие это грибы?

- Ребята смотрите как хорошо нашим грибам на полянке. Знаете ли вы, что мухомор лекарство для лосей. Хоть это грибы и ядовитые но они могут кому-нибудь из животных пригодиться, поэтому не срывайте их и не выбрасывайте.

- А еще есть грибы очень удивительные, которые вы могли видеть дома на хлебе - это плесень. Она очень опасно ею можно тоже отравиться. А вот дрожжевые грибы помогают подняться тесту и получается вкусная выпечка - они полезны человеку.

- И так ребята, на какие две группы можно разделить грибы?

3.Работа с учебником.

Обратимся к учебнику и запомним, какие грибы нельзя брать в корзинку. (ст.27)

- Какой гриб самый ядовитый?

- Что узнали о желчном грибе?

- Что узнали про мухомор?


4. Сценка.

А теперь я вам расскажу поучительную историю, с помощью ребят ...

Учитель: Коля Булкин в лес пошел

И грибочек там нашел,

Славненький такой на вид.

Коля Булкин говорит:

Ученик 1 (понюхав гриб): Что за гриб, не знаю, право!

Учитель: Он не знал, что гриб - отрава.

Съел кусочек он, и вот

сразу заболел живот,

Потемнело вдруг в глазах

И наш Коля крикнул:

Ученик 1( схватившись за живот): Ах!

Учитель: Выезжают доктора...(выходят 2 детей с шапочками на голове с крестом)

Ученик 2: Никогда, запомни, Коля,

Гриб не трогай незнакомый,

Чтоб не заболел живот!

Вот!

Учитель: Почему у Коли заболел живот? Какой гриб он съел? (отвечают дети)

- А сейчас наши доктора расскажут что делать при отравлении грибами.

УЧЕНИК 3:

1. Вызвать скорую помощь.

2.До прибытия врача оказать первую помощь пострадавшему:

Во-первых, нужно дать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве, до появления рвоты.

Ученик 2: Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

УЧЕНИК 3:

- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

Ученик 2: Собирайте только знакомые грибы!

Учитель: Спасибо нашим докторам. ( Дети садятся)

- Ребята, помните, что все грибы делятся на съедобные и несъедобные.

- А как их различать вы сей час узнаете из видео.

5.

ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО о ядовитых грибах и грибах занесенных в красную книгу.

- Ребята о чем вы не прочитали в учебнике, но узнали из видео.

- А какие растения и животные попадают в Красную книгу.

- А почему она красная? ()

- Этот год в России объявлен годом Экологии. Что это значит? Это значит что мы должны с вами особенно внимательно и бережно относиться к природе.





- Нет, есть ядовитые грибы.

Работают в парах, выбирают съедобный гриб и кладут в корзинку, называя его громко. Остальные сигнальной карточкой показывают согласны с ним или нет.

Дети вывешивают картинки с грибами на полянке и громко называют их.

-Сатанинский гриб, мухомор, бледная поганка, желчный гриб, ложный опенок.






- Съедобные и несъедобные.

Читают текст.

- Бледная поганка.

- Он горький и похож на белый гриб.

- Отравление мухомором схоже на опьянение.



















- Он съел сырой, ядовитый гриб.





















- О грибах из Красной книги.

- Редкие, исчезающие.

- Цвет опасности, они могут исчезнуть.



Познавательные: осуществляют моделирование; структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве



Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;









Коммуникативныеформулируют собственное мнение и позицию


Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества












VI.Итог урока.


Давайте ребята вернемся к нашим вопросам и еще раз вспомним о чем мы сегодня говорили .( на слайде)

- Может ли гриб весить больше чем слон.

- На какие вопросы вы ответили правильно.

- А где ошиблись?

Работа по картине

"Чужой среди своих"



Гриб может весить больше гриба, потому что...

- Грибы относятся к живой.

-У гриба есть тело.

-Мухомор самый ядовитый гриб, нет это поганка.


VII.Рефлексия.

Работа по картине

"Чужой среди своих" Ольга Волкова.

- Ребята, посмотрите на картину и скажите удачный ли день был у человека который собирал эти грибы?

- Почему оно имеет такое название " Чужой среди своих"

- А почему грибник взял с собой мухомор?

- Ребята, мы сегодня так много узнали о грибах, а где эти знания нам могут пригодиться?

- Какое настроение вызывает эта картина?

- Я желаю чтобы это настроение у вас осталось на весь день.

( Дарю всем детям закладки- памятки о грибах, оценивая их работу отлично работал(а) или хорошо и т.д.)

Мне было очень приятно с вами работать .Спасибо за урок!







Высказывают свои мнения.

Личностные:устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него.








Сравните грибы и растения

(пишите да или нет).

растения

грибы

Имеют листья



Имеют стебель



Имеют цветы



Имеют зелёный цвет



Имеют корень



Можно ли грибы отнести к растениям?


Вывод: Грибы- это ___________________________




Сравните грибы и животных

(пишите да или нет).

животные

грибы

Имеют лапы, ласты, крылья



Могут двигаться



Могут размножаться









Можно ли грибы отнести к животным?

Вывод: Грибы- это _________________