II.Актуализация опорных знаний и мотивация. . | (Звуки леса.На фоне звуков природы учитель говорит.) Прислушайтесь… Как вы думаете, куда мы попали? Лес – это необыкновенный мир. Присмотритесь и прислушайтесь … Он полон таинств и загадок. - Ребята, кого мы можем встретить в лесу? - К какому царству они относятся? - Что мы можем увидеть в лесу? - К какому царству они относятся? Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.( на доске картинки с рисунками зверей и растений с надписями "Царство животных", "Царство растений) А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Вот в этом лесу мы и попадем в целое царство. А кто его жители вы сейчас и догадаетесь. | - В лес. - Лису, волка, зайца, медведя. - К царству животных. - Деревья, цветы, грибы. - К царству растений. | Познавательные: характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определять круг своего «не знаю» на этом этапе урока. |
III.Постановка учебной задачи | 1.Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (гриб) (слайд) - Что помогло вам отгадать загадку? - Ребята, какие грибы вы знаете? - А какие грибы вы собирали в нашей местности сами? - Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на уроке? - Да, тема нашего урока - грибы. - А что бы вы хотели узнать о грибах? - Ребята я обобщила все ваши высказывания и вывела цели и задачи нашего урока. (Вывожу на слайде тему, цели и задачи урока и проговариваю их.) 2.Игра "Верите ли вы, что..." (слайд) ( технология критического мышления) - Ребята, я предлагаю сыграть в одну игру "Верите ли вы, что..." У вас на столах листочки с вопросами, рядом с ними надо поставить плюс если верите в утверждение и минус если не верите. Я буду читать вопрос, а вы ставите нужный знак. ( на слайде) -...грибы относятся к живой природе? -... гриб относится к царству растений? - ... у гриба есть тело? - ... гриб по весу может быть больше чем слон? - ... мухомор самый ядовитый гриб? - У нас появились разные мнения. Поэтому мы сейчас будем исследовать и проверять . | - Гриб. - Шляпка, ножка. - Шампиньоны, синюю ножку, опята. - О грибах. - Где растут, строение, какие можно есть, а какие ядовитые. Дети отвечают на вопросы письменно. |
IV.Этап учебно-познавательной деятельности. | 1.- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Показываю муляж гриба.) -Почему? - Ребята, послушайте диалог. Лена: Грибы не могут передвигаться, значит это растения. Миша: Грибы не зеленые, значит они животные. - Что вас удивляет в диалоге наших героев? Кто прав? - Какой возникает вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство? - Давайте внимательно для этого исследуем гриб. | - Живая природа. - Появляются, рождаются, растут, умирают. - К царству растений или ... к царству грибов. (Не знают) - Растут на земле. | Познавательные: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. |
| 2. Исследование в группах. Для этого мы разделимся на 6 групп . 1-2.Сравнивают грибы с растениями. 3-4.Группы сравнивают гриб с животными. 5-6. Группа работают с текстом о грибах. Выступление от каждой группы. - Какой вывод мы сделаем: … - Действительно грибы это отдельный мир- целое царство. На доску вывешиваю: "Царство грибов" | Исследуют и сравнивают признаки животных, растений с грибами. Выступают. - Грибы не относятся к растениям, потому что у них нет листьев, стебля... - Грибы не относятся к животным, потому что они не могут двигаться... От 5-й и 6 группы выступают дети. | Коммуникативныеучитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве |
| 3. Самостоятельная работа в тетрадях. -Ребята, вы все собирали грибы и хорошо знаете из каких частей он состоит. Попробуйте самостоятельно в тетради на странице 8 в задании 13 подписать все его части. ( Пока дети подписывают в тетрадях, на доску вывешиваю такой же гриб и на отдельных листочках названия частей гриба) - Ребята,а теперь проверим. (Дети выходят и прикрепляют листочки) - Ребята, а шляпка и ножка называются телом гриба. Подпишите у себя в тетради. - Давайте еще раз повторим из каких частей состоит гриб. |  Ножка, шляпка, грибница. (Тело гриба) Самостоятельно работают в тетрадях. Дети выходят и прикрепляют листочки. - Шляпка, ножка, грибница, тело гриба. | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
| 2. Игра " Лукошко"Работа в парах. - Все вы наверное, помните загадку: Стоит Антошка на одной ножке, кто не пройдет, всяк поклон отдает. - Давайте подумаем, а всякому ли Антошке нужно кланяться? Вот вам лукошко. Соберите в него грибы. Подумайте, каждого ли Антошку нужно забрать в лукошко? -А почему это вы не все грибы положили в корзинки? - Давайте оставшиеся грибы соберем на полянке - Ребята, а какие это грибы? - Ребята смотрите как хорошо нашим грибам на полянке. Знаете ли вы, что мухомор лекарство для лосей. Хоть это грибы и ядовитые но они могут кому-нибудь из животных пригодиться, поэтому не срывайте их и не выбрасывайте. - А еще есть грибы очень удивительные, которые вы могли видеть дома на хлебе - это плесень. Она очень опасно ею можно тоже отравиться. А вот дрожжевые грибы помогают подняться тесту и получается вкусная выпечка - они полезны человеку. - И так ребята, на какие две группы можно разделить грибы? 3.Работа с учебником. Обратимся к учебнику и запомним, какие грибы нельзя брать в корзинку. (ст.27) - Какой гриб самый ядовитый? - Что узнали о желчном грибе? - Что узнали про мухомор? 4. Сценка. А теперь я вам расскажу поучительную историю, с помощью ребят ... Учитель: Коля Булкин в лес пошел И грибочек там нашел, Славненький такой на вид. Коля Булкин говорит: Ученик 1 (понюхав гриб): Что за гриб, не знаю, право! Учитель: Он не знал, что гриб - отрава. Съел кусочек он, и вот сразу заболел живот, Потемнело вдруг в глазах И наш Коля крикнул: Ученик 1( схватившись за живот): Ах! Учитель: Выезжают доктора...(выходят 2 детей с шапочками на голове с крестом) Ученик 2: Никогда, запомни, Коля, Гриб не трогай незнакомый, Чтоб не заболел живот! Вот! Учитель: Почему у Коли заболел живот? Какой гриб он съел? (отвечают дети) - А сейчас наши доктора расскажут что делать при отравлении грибами. УЧЕНИК 3: 1. Вызвать скорую помощь. 2.До прибытия врача оказать первую помощь пострадавшему: Во-первых, нужно дать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве, до появления рвоты. Ученик 2: Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе. В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. УЧЕНИК 3: - И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?! Ученик 2: Собирайте только знакомые грибы! Учитель: Спасибо нашим докторам. ( Дети садятся) - Ребята, помните, что все грибы делятся на съедобные и несъедобные. - А как их различать вы сей час узнаете из видео. 5. ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО о ядовитых грибах и грибах занесенных в красную книгу. - Ребята о чем вы не прочитали в учебнике, но узнали из видео. - А какие растения и животные попадают в Красную книгу. - А почему она красная? () - Этот год в России объявлен годом Экологии. Что это значит? Это значит что мы должны с вами особенно внимательно и бережно относиться к природе. | - Нет, есть ядовитые грибы. Работают в парах, выбирают съедобный гриб и кладут в корзинку, называя его громко. Остальные сигнальной карточкой показывают согласны с ним или нет. Дети вывешивают картинки с грибами на полянке и громко называют их. -Сатанинский гриб, мухомор, бледная поганка, желчный гриб, ложный опенок. - Съедобные и несъедобные. Читают текст. - Бледная поганка. - Он горький и похож на белый гриб. - Отравление мухомором схоже на опьянение. - Он съел сырой, ядовитый гриб. - О грибах из Красной книги. - Редкие, исчезающие. - Цвет опасности, они могут исчезнуть. | Познавательные: осуществляют моделирование; структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; Коммуникативныеформулируют собственное мнение и позицию Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
VII.Рефлексия. | Работа по картине "Чужой среди своих" Ольга Волкова. - Ребята, посмотрите на картину и скажите удачный ли день был у человека который собирал эти грибы? - Почему оно имеет такое название " Чужой среди своих" - А почему грибник взял с собой мухомор? - Ребята, мы сегодня так много узнали о грибах, а где эти знания нам могут пригодиться? - Какое настроение вызывает эта картина? - Я желаю чтобы это настроение у вас осталось на весь день. ( Дарю всем детям закладки- памятки о грибах, оценивая их работу отлично работал(а) или хорошо и т.д.) Мне было очень приятно с вами работать .Спасибо за урок! | Высказывают свои мнения. | Личностные:устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него. |