Тема урока | «Курочка ряба и десять утят». |
Место урока в разделе | 1 |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели урока | Создание условий для формирования у обучающихся понятий «народная сказка», «авторская сказка» и чем они отличаются |
Задачи урока | учить детей рассуждать, доказывать; развитие творческих способностей, желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки; воспитание интереса к чтению книг. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик узнает новую авторскую сказку; Ученик научится сравнивать литературную и авторскую сказки; Ученик получит возможность усовершенствовать умения выразительного чтения. | Учащийся научится: Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию | Учащийся получит возможность формирования: адекватной самооценки |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник по литературному, УМК «Перспектива», 1 класс | Карточки с заданиями | Проектор, экран, презентация, электронная физминутка |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Организация пространства | парты расставлены в традиционном варианте, проветренный класс, в классе полный порядок |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла Весна! Ребята, посмотрите в окошко. Вы заметили какая хорошая погода? Давайте сегодня с вами так позанимаемся на уроке, чтобы не только хорошая погода была, но и наше настроение. Чтобы солнышко светило и внутри нас. | Приветствуют учителя Да | | Коммуник. |
Актуализация знаний | Что вы изучали на прошлом уроке? Разгадайте фразу. Что в ней зашифровано? В каких произведениях можно встретить такие слова? Да, верно. Такие слова можно встретить в сказках. Поэтому сегодня мы будем говорить о сказках. О двух сказках. Если мы будем с вами разговаривать о двух сказках, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Как вы думаете, чему мы должны научиться? Правильно, молодцы. Выполним с вами речевую разминку (на слайде представлена речевая разминка) | Мы знакомились со сказками Жили-были В сказках Если мы будем говорить о двух сказках, то нам нужно будет их сравнить Выполняют | | Регулятивные |
Выявление места и причины затруднения | А вы, ребята, любите сказки? За что вы любите сказки? Откройте учебник на странице 62. Прочитайте название сказки. Есть ли у нее автор? Почему? Эту сказку называют народной, потому, что сочинил ее народ, который бережно хранил, передавал ее своим детям и внукам. Самым первым творцом сказок во все времена был народ. Люди жили трудно. Пахали землю, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. | Да в них происходят чудеса, волшебство Курочка ряба Нет, эту сказку сочинил народ. | | Коммуникатив. |
Построение проекта выхода из затруднения | Ответе мне, кто главные герои сказки «Курочка Ряба»? Вспомните эту сказку. Расскажите по рисункам -Какое волшебство происходит в сказке? А как вы думаете, кто бы вылупился из яйца, если бы курочка Ряба снесла не золотое, а простое яичко? Правильно. Давайте с вами мультфильм посмотрим про курочку и цыплят. Как выглядят цыплята? Что кушают курочка и цыплята? Правильно. Цыплята, как и вы такие же маленькие, которым нужно будет многому еще научиться. | дед, баба, курочка Ряба, мышка. Пересказ сказки обучающимися курочка разговаривает, несет золотые яйца Цыпленок Смотрят Маленькие, желтые Зерно | | Познавательные |
Реализация построенного проекта | Прочитайте название сказки на 63 странице. Есть ли что-то знакомое в названии? Подумайте, о чем может в ней рассказываться. Можно ли эту сказку назвать народной? Верно, у нее есть автор – Самуил Яковлевич Маршак. Написал он эту сказку в 1968 году. Маршак был удивительно работоспособен: он совсем не умел отдыхать - самым приятным для него было работать. С утра он садился за письменный стол, и только за полночь гасла его лампа. Обратите внимание на его лицо. Какое оно? Правильно, потому что в этот момент С. Маршак находился за работай. На больших листах бумаги своим красивым крупным почерком он писал стихи и песни, веселые пьесы для театра, статьи для газет. Работал он и на Кубани – в г. Краснодаре и в Англии. Знал английский, немецкий, итальянский и другие языки. Его стихи легко запоминаются, его герои часто живут рядом с нами. Первые детские книжки выпустил 80 лет назад – в начале 20 годов XX века. Вам знакомы некоторые его книги? Например, «Двенадцать месяцев», «Азбука в стихах», «Кошкин дом», «Усатый полосаты» И так, в каком году написал сказку «Курочка Ряба и десять утят?» В каких городах он работал? Когда он выпустил первые детские книжки? | Курочка ряба Высказывают свое предположение нет, у нее есть автор Сосредоточено, задумчивое. 1968г. в Краснодаре и в Англии. В начале 20 года ХХ века. | | Познавательные Коммуникативные |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Сейчас я начну читать вам п сказку, а вы внимательно следите за текстом, до кого я дотронусь тот будет продолжать читать. Какое слово нам неизвестно? Правильно. Наседка. Как вы понимаете смысл этого слова? Вы, уже засиделись. Давайте проведем с вами физминутку. | Следят Наседка Не знаю/ курица, которая высиживает или уже высидела цыплят | | Регулятивные познавательные |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Теперь еще раз читаем сказку про себя. Я буду задавать вопросы по ней. -Что снесла курочка? -Какое было яичко? Прочитайте этот отрывок. -Что произошло с яичком? Прочитайте этот отрывок. -Как утешила курочку бабушка? -Как баба относится к курочке? Какой изображена курочка Ряба в сказке Маршака? Что общего в двух этих сказках? В чем различия? Если вы хотите узнать продолжение сказки, то может взять книжки в библиотеке и дома прочитать. На столах у вас карточки с заданием. Вам нужно определить последовательность действий в сказках. | Читают Яичко сырое читают принесла ей другие яйца Баба любит курочку, жалеет ее, хочет помочь доброй, заботливой герои, мышка бежала, яичко разбилось 1 сказка - народная, 2 - авторская, 1 сказка - яичко золотое, 2 сказка- простое, 1 сказка- плачут дед и баба, 2 сказка - плачет курочка Ряба, окончание сказок. Выполняют | | познавательные коммуникативные регулятивные |
Включение в систему знаний и повторение | Какая вам сказка понравилась больше? Почему? Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Вам нужно придумать свой конец сказки «Курочка ряба и десять утят» Самые активные получат наклейки | Высказывают свое мнение Рассказывают придуманный конец сказки | | Коммуникативные |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Давайте подведем с вами итог нашего урока. - Чему учит эта сказка? - Из-за чего курочка расстроилась? - И что тогда сделала бабушка? - И чем все закончилось? - чем авторская сказка отличается от народной? - вам понравился наш урок? -Оцените себя. Поднимите руку у кого все получилось? (если кто-то не поднял, то выслушиваем его мнение) Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! | доброте, хозяева заботились о курочке. Потому что разбилось яичко Принесла ей другие, чтобы она смогла их высадить На свет появились утята. У авторской сказки есть автор, а у народной нет, потому что ее сочинил народ Да Поднимают руки | Личностные | Коммуникативные |