СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Баллада А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге и ее летописный источник"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания по ФГОС. Вид урока- урок-исследование. В основе урока сопоставление двух разножанровых произведений: баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и ее летописного источника.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Баллада А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге и ее летописный источник"»

Учебный проект: Разработка урока по литературе

(типология и структура урока дается в соответствии с требованиями ФГОС)

Разработала: Кубышина Елена Павловна


Предмет, класс, дата: Литература, 7 класс, 06.10. 2016

Тема урока: А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: урок-исследование

Цель урока:

1.содержательная: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина, сопоставить ее с летописным источником;

2.деятельностная: формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о летописном источнике баллады;

  • расширить представления учащихся о балладе как жанре эпического произведения, выявить черты баллады в «Песни о вещем Олеге»;

  • отрабатывать умения анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ;

  • формировать умения выделять смысловые и композиционные части художественного текста;

  • обеспечить повторение теории литературы: летопись, баллада, сюжет, композиция, идея, размер стиха, выразительные средства языка;

  • проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы;

  • раскрыть особенности художественно-поэтического изображения в балладе;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • найти ответ на вопрос: история и современность

Развивающие:

  • развивать логическое и образное мышление;

  • развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами;

  • развивать творческие способности;

  • развитие исследовательских навыков работы с текстом.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к отечественной истории, чувство патриотизма и гуманизма;

  • прививать художественный вкус, любовь к чтению исторической литературы;

  • формировать у учащихся ценностные ориентиры;

  • формировать мотивацию к обучению и самосовершенствованию;

  • воспитание культуры дискуссионной беседы.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге», мультимедийная презентация к уроку, диафильм «Песнь о вещем Олеге», литературоведческий словарь, Н.М. Карамзин «История государства Российского» (т.1) , карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв.», учебник «Литература. 7 кл.» В.Я.Коровиной, листы самооценки.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Организация учебной деятельности

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создание проблемной ситуации.

Прочитайте высказывание на слайде 2 (Приложение 1): «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, эти слова принадлежат нашему современнику или человеку прошлого? Почему?

- Перед вами признание в любви к своей стране, ее истории великого поэта XX века А.С. Пушкина. Но прав каждый из вас, так как эти слова мог произнести и человек прошлого, и наш современник, который любит свою Родину, гордится ее историей.

- Отталкиваясь от высказывания А.С.Пушкина, предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. (О творчестве А.С.Пушкина, об историческом прошлом на страницах художественной литературы и т.д.)

- Запишите тему урока: « А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник» (слайд 3)

-Да, сегодня с нами на уроке вновь А.С. Пушкин. Перу этого великого поэта подвластно все. Он писал поэзию и прозу, творил в разных жанрах, его волновала не только жизнь современной ему России, но и история нашей страны, ее далекое прошлое. Поэт много времени уделял изучению летописей, исторических документов, книг и создал замечательные произведения на исторические темы.

- Вспомните произведения А.С.Пушкина, в которых тема России раскрывается в образах истории.

- Проблемный вопрос:

- Зачем Пушкин, живя в XIX в., обращался к столь давним временам? (Анализируя исторические события, исследуя характеры и действия исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни)

Анализируют высказывание на слайде презентации к уроку.

(Приложение 1)


Высказывают разные предположения, вступают в диалог с учителем.


Формулируют и записывают тему урока.


Называют известные учащимся произведения Пушкина на историческую тему («Капитанская дочка», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Полтава», «Песнь о вещем Олеге»)

Отвечают на проблемный вопрос (Его интересовала жизнь людей в прошлом. Поэт искал ответы на волнующие его вопросы. Хотел сопоставить нравственные понятия и ценности прошлых лет и современности)

Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Проверка домашнего задания

- О какой исторической личности идет речь в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»? Каким предстает Петр 1 в авторском изображении?

(Чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»)

- Сегодня мы познакомимся с еще одним творением великого поэта – балладой «Песнь о вещем Олеге», которая перенесет нас в далёкое прошлое, в Древнюю Русь, во времена княжения Олега (слайд 4)

- Что вам известно из истории о Древней Руси?

- Кто такой князь Олег? Почему его прозвали «вещим»?

Историческая справка «Олег и его время» (слайд 5) (сообщение ученика) (Приложение 2)

История создания баллады. (слайд 6,7)

Реальные события глубокой древности нашли свое отражение в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сюжетом которой послужил летописный рассказ из «Повести временных лет», приведенный Н.М.Карамзиным в V главе I тома «Истории Государства Российского». Пушкин, сосланный Александром 1 за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Его поразил этот эпизод летописи, и уже 1 марта 1822 г. поэт заканчивает работу над «Песней…», которая начинается с описания другого похода Олега – похода на хазар.

Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет своему другу А.Бестужеву отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»

- Как вы понимаете слова Пушкина?


- Итак, в основе «Песни…» лежит летописный источник. Что вам известно о летописи? (Исток древнерусской литературы, погодная запись событий. Появляются в начале XII в. Первая русская летопись «Повесть временных лет» создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)


Чтение фрагмента летописи «Сказание о смерти Олега от коня» и его комментирование (слайд 8)

- Давайте и мы прикоснемся к строчкам летописи, дошедшим к нам из далекого прошлого. Послушайте, как звучит история князя Олега на древнерусском языке. (Учитель читает фрагмент летописи «Сказание о смерти Олега от коня» и комментирует его (стр.81)

- Каковы ваши впечатления? Что взволновало? Что оказалось непонятым?

Самостоятельное чтение статьи «О летописном источнике» и беседа по прочитанному.

- Прочитайте статью « О летописном источнике» и ответьте на вопросы (стр.81-82)

- Чтобы лучше представить, где происходили описанные события, обратимся к карте.

Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв» (слайд 9) (На месте столицы Византийской империи - Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена столица Турции – Стамбул)

Рассказывают наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник». Отвечают на вопросы учителя.

Вступают в диалог с учителем, актуализируют исторические знания о жизни Древней Руси.

Заранее подготовленный ученик выступает с исторической справкой (Приложение 2)

Знакомятся с историей создания «Песни…», слушая учителя и изучая информацию на слайдах. Фиксируют основные моменты в тетради. Рассматривают книгу Карамзина «История государства Российского».

Высказывают свое отношение к словам Пушкина в послании А.Бестужеву (Поэта тронуло летописное повествование о князе. Пушкин поэтизирует отношение князя к своему коню и историю о князе Олеге, описанную в летописи)

Слушают чтение учителя на древнерусском языке, выражают свои впечатления о «Сказании…»

Включаются в беседу с учителем.

Самостоятельно читают статью «О летописном источнике (стр. 81-82). Отвечают на вопросы. Работают с картой.

Фиксация затруднений в деятельности

Мы прочитали с вами произведение древнерусской литературы, которое легло в основу произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Наша задача сопоставить два произведения, найти сходства и отличия.






Отвечают на вопросы учителя.


Формулируют задачи по выполнению проекта выхода из затруднений.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


-По каким признакам мы можем их сравнить? (сюжет, композиция, герои, язык, авторская позиция, тема,идея и т.д.)

-Какие задачи мы будем решать, чтобы провести сопоставительный анализ?

1.Изучить содержание обоих произведений.

2. Определить их жанровое своеобразие.

3. Проанализировать композицию.

4.Выявить систему действующих лиц.

5.Охарактеризовать и сопоставить образы героев.

6. Проанализировать язык.

7. Сформулировать идею.

8. Сделать выводы.

«Открытие нового знания» (творческая практическая деятельность по реализации проекта)

1.Просмотр диафильма «Песнь о вещем Олеге» (Приложение 3)

Первичное восприятие и беседа. Выборочное чтение (слайд 10)

- Как отразилось летописное предание в произведении А.С.Пушкина? Отличаются ли сюжеты?

- О каких подвигах Олега мы узнали со слов кудесникаа? Найдите ответ в тексте баллады.

- Что предсказал кудесник и как отреагировал Олег на его слова? (Князь сделал вид, что ему все равно, однако его «чело и взор омрачилися думой»).

- Как построен диалог Олега с кудесником? Как ведут себя участники разговора? (Олег успокаивает кудесника («Не бойся меня») и даже обещает ему коня за честное предсказание. Но тот и не думал бояться князя. Ведь он убежден, что способность предвидеть события – важнее материальных ценностей).

- Как относится князь-воин к своему коню? Докажите словами текста.

- Как поступил Олег со своим конем? Жалко ли ему было расставаться с верным другом? Найдите и прочитайте выразительно сцену прощания в балладе.

- С какой строфы баллады начинается описание совсем другого периода из жизни князя Олега? Много ли прошло времени? (Да, довольно много, потому что кудри Олега и его друзей стали «белы, как утренний снег»).

- Как теперь оценивает Олег давнишнее предсказание кудесника? (Называет его слова ложью, а старика – безумным). Почему? Куда и зачем отправился Олег?

- Прочитайте слова, которые являются кульминацией пушкинского произведения («Так вот где таилась погибель моя! / Мне смертию кость угрожала!»). Докажите, что именно в них сосредоточена высшая точка драматизма событий.

Проблемный вопрос:

- Выскажите свое мнение: смерть Олега была случайностью или наказанием за пренебрежительное отношение к своей судьбе? Можно ли на этот вопрос дать однозначный ответ? Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему. Попытаемся и мы найти ответы на эти вопросы.

Смотрят диафильм «Песня…» Отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли и чувства.


Сопоставляют сюжеты произведений, находят сходства и отличия (Примерные ответы: Князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника. Олег искренне любит своего верного коня, ему горько осознавать, что придется с ним проститься)

Отрабатывают навыки выборочного чтения, выразительного чтения.






Отвечают на проблемный вопрос


2. Словарная работа

- Все ли понятно в «Песне…»? Какие слова вызвали затруднение? Почему? (Мы их не употребляем в современной речи) Как называются такие слова? (устаревшие: историзмы и архаизмы).

-С какой целью автор обращается к лексике Древней Руси? (Чтобы воссоздать ту эпоху, оживить историю, приблизить ее к нам)

Толкование значений слов с помощью материала презентации (слайд 11) и примечаний.

Бранное поле или поле брани – поле битвы.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.

Вещий – пророческий, предвидящий будущее; мудрый.

Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Отроки – здесь молодые слуги князя.

Перун – бог грома и молний у древних славян.

Попона – покрывало для лошади.

Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.

Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

Сеча – сражение.

Тризна – похоронный обряд у древних славян.

Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.


Вступают в диалог с учителем.



Анализируют роль устаревшей лексики.


Находят толкование непонятных слов в примечаниях к тексту и на слайде презентации.


3. Работа над сюжетом и композицией баллады. Сопоставление с летописным источником.

-Сравним эпизоды летописи и «Песни…» и выделим композиционные части (По ходу обсуждения эпизодов  оформляется таблица)

Летопись

Песня


1. Появление героев (экспозиция)



 Величавое выступление князя на верном коне. Таинственное появление кудесника.                             


2. Предсказание кудесника (завязка)

Краткое упоминание о предвидении волхва

Подробно описывает встречу с кудесником. Развернутое, психологически мотивированное пророчество.

3. Прощание Олега с конём (развитие действия)


Олег сразу отказывается от коня.

Привязанность к коню, тяжесть прощания (этим подчеркивается его человечность, сила любви к коню)                                          


4. Воспоминание о коне (развитие действия)


Вспоминает о коне в осенние дни                  

Вспоминает о коне в минуту радости, в зимнюю пору (в эти счастливые минуты жизни он хочет видеть рядом своего боевого товарища, разделить с ним радость)


5.Отношение к известию о смерти коня (развитие действия)


Нет боли от известия  

Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противопоставлением позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к коню.  


5.Князь едет взглянуть на кости коня ((«Так вот где таилась погибель моя! / Мне смертию кость угрожала!» (кульминация)


Князь смеётся над   кудесником  и едет праздновать своё торжество  (победа над кудесником и судьбой)          

                   

Князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом. Ему горько, что не этот конь будет положен с ним в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём   в вечность. (Пушкин внёс мотив  отношения   князя к коню)


6. Гибель князя (развязка)

Между пророчеством и гибелью князя прошло 4 года

Между 10 и 11строфами прошло немало времени, ведь кудри Олега и его друзей стали белыми


7. Тризна по Олегу (концовка)


Кольцевое обрамление смерти князя Олега: пир с дружиной и тризна по князю


Выводы: взяв за основу древнерусскую легенду, поэт не лишил себя права на художественный вымысел.






Вместе с учителем обсуждают эпизоды, приводят примеры из текста, анализируют сюжет и композицию летописи и баллады, сопоставляют их, делают выводы, составляют таблицу.



























4.Определение жанрового своеобразия «Песни…» (слайд 12)

Произведение называется «песня». (ПЕСНЬ – торжественное стихотворение возвышенного стиля сродни оде, гимну). Это лирическое стихотворное произведение. Таким образом, поэт уже в заглавии говорит о том, что в произведении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги.

- В каком жанре написана «Песнь…»? («Песнь

о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму

баллады:

– в основе лежит исторический факт,

– тема рока, предопределенности, неизбежности

судьбы,

– композиционная особенность – включение

диалога (обращения, вопросы-ответы)

Запись в тетрадях: «Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим)». Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады? (Общее: рассказывают об одном историческом событии. Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст, в котором используются средства художественной выразительности, в летописи - нет.)

Анализируют жанр «Песни…». Вспоминают определение жанра «песнь».





Углубляют представление о балладе как жанре.





Записывают определение баллады.





Сравнивают жанры летописи и баллады. Делают выводы.


5.Анализ эпизодов и образов героев (слайд 13)

-Назовите главных и второстепенных героев. ( Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги)

1 эпизод: Поединок кудесника и князя.

- Кто такой кудесник? Можно ли назвать встречу кудесника и Олега поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них? (Кудесник сродни поэту. По мнению А.С.Пушкина, поэту дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»)

Сравнительная характеристика образов

Князь

Кудесник


Земной владыка

Представитель высших сил. Предрекает судьбу. Соотносится с образом поэта – пророка


Появляется торжественно, величаво

Появляется неожиданно, таинственно


Обращается к кудеснику снисходительно, задевает его достоинство

Спокойно и гордо защищает своё достоинство.


Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу.

Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой.


Пытается противопоставить свою волю высшей воле

Признаёт небесную власть




- Кто же главный герой баллады – Олег или кудесник?

- Подготовьте характеристику Олега в начале баллады (1 группа), в конце баллады (2 группа).

Олег в начале баллады: Князь Олег – это властный воин, обласканный судьбой. Им покорены народы, города, его щит – «на вратах Цареграда». В принятии решений он смел, решителен, даже жесток. «Села и нивы» непокорных недругов «обрек он мечам и пожарам». Но он – патриот, он всегда думает о своем княжестве, защищает его от «соседей-врагов», храбро сражается за его честь и славу. И все же инстинкт самосохранения толкает Олега на расставание с боевым товарищем – конем.

Олег после смерти коня: Осознающий приход старости, князь в минуту воспоминаний вновь спрашивает о коне. Пришло время подводить итоги жизни. Торжество блестящих побед не заменили отсутствия боевого друга, который, наверное, очень тосковал по своему хозяину. Олега до сих пор мучает грех предательства. Узнав о смерти коня, князь переживает душевную трагедию. Он осознает, что был не прав, когда усомнился в верности друга. Покаяние пришло с возрастной мудростью. Его мысли теперь направлены не на предвиденье будущего, а на прозрение прошлого. И, словно за предательство дружбы, князь наказан роковой смертью: не в бою, а бесславной – от укуса змеи.

Образ кудесника (слайд 14)

-Какими словами характеризует автор кудесника? Вдохновенный (было “престарелый”), мудрый (независимый), любимец богов (духовная высота, “покорный Перуну”), вестник (“грядущие годы таятся во мгле”), сдержанный, оценивает достоинства Олега, прославляет его.

-Составьте устный рассказ о кудеснике.

(Это старый мудрый человек, который, хоть и ушел в отшельничество, все же живет с мыслями о людях, о превратностях их судеб. Ему известен весь доблестный путь Олега. Кудесник отвергает материальные блага и поэтому отказывается от подарка князя. Он смел и независим, не боится «могучих владык» и говорит все им прямо в лицо. Кудесник осознает свое духовное величие – ведь он «с волей небесною дружен». А свой язык он называет «вещим» за способность предсказывать судьбу. 

-Подтвердите эту мысль словами текста.

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…”

-Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время написания баллады? (Ссылка, размышления о свободе, А.С. Пушкин обладал даром пророка)


Называют главных и второстепенных героев баллады.

Анализируют систему образов баллады.

Сравнивают образы кудесника и Олега.




















Готовят устную характеристику Олега: 1 группа –князь в начале баллады, 2 группа – в конце баллады. Подтверждают свои мысли цитатами из текста.

















Находят в тексте слова, которыми автор характеризует кудесника.




Составляют устный рассказ о кудеснике.









Подтверждают основную мысль словами текста



Сопоставляют образ кудесника и судьбу, предназначение поэта.






Первичная проверка понимания


Определение темы и идеи баллады

Дискуссия: 

– Как же должен был поступить князь после предсказания кудесника? Правильно ли он сделал, приказав забрать от него коня – своего верного боевого товарища?
– А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»? (Конечно же, в бою: конь испугался врага, споткнулся, сбросил всадника, нанес ему случайный удар копытом и т. п.).
В этом и заключается главная интрига – неожиданность развязки баллады: ведь князь хоть и погибает от коня, но не в смертельном бою... Развязка дает нам понимание художественной темы и идеи баллады.

- Что является темой произведения? (История гибели князя Олега. Главная тема – тема судьбы. Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой)

Интересна идея стихотворения: показав судьбу князя, автор хочет заставить читателя поразмышлять над вопросом об отношении человека к жизни, о власти и божественном даре, о вере и суеверии.

Очень интересен подтекст, о котором пишут многие исследователи: Пушкин утверждает через образ волхва свободу и независимость поэта и поэтического слова.

Вывод: Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы.


Участвуют в дискуссии.











Формулируют тему и идею произведения.

Закрепление (включение в систему знаний)


1. Анализ языка баллады

- «Песнь о вещем Олеге» - это художественное произведение. Какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании «Песни…»? (коллективная работа)

Эпитеты - неразумным хазарам, вещий Олег, могучий владыка, вдохновенный кудесник, буйный набег, верный конь, цареградская броня, на светлом челе и др.

Метафора товарищ, слуга (о коне), не ведаешь ран, грядущие годы таятся во мгле…и др.

Сравнение – как чёрная лента, вкруг ног обвилась…; и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана; ковши круговые, запенясь, шипят ; лукавый кинжал и др.

 Олицетворение – с волей небесною дружен, годы таятся, дожди моют и др.

Инверсия, градация: И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
И холод, и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего…

Устаревшая лексика (архаизмы (ныне, сбирается, вещий, завет, обрек и др.) и историзмы (дружина, тризна, хазары¸Перун и др.), которая способствует воссозданию конкретной исторической эпохи. Читая балладу, погружаешься в мир Древней Руси. Устаревшая лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придает балладе торжественность, стирает границы времени между автором, читателем и героями баллады.

Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества.

Анализируют поэтический язык баллады.

Вспоминают выразительные средства языка и находят их в тексте баллады. Определяют их роль в тексте.



Сопоставляют язык баллады и летописного источника. (Язык летописи невыразительный, отсутствуют выразительные средства языка, главная задача автора – донести до читателя события прошлого. Язык баллады яркий, образный, эмоциональный)

2.Определение строфики, рифмовки и стихотворного размера баллады.

-Проанализируйте строфику и рифмовку стихотворения (Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой)

- Определите размер стиха (Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге – амфибрахий).

- Почему именно такой размер выбрал поэт? (Амфибрахические стихи отличает более ровная интонация по сравнению с другими стихотворными размерами, и поэтому этот размер используется, как правило, при повествовании в лиро-эпических жанрах)

3.Творческая работа с иллюстрациями к балладе В.М.Васнецова (Приложение 4)

В 1899 г. вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В.М. Васнецов. Рассмотрите репродукции его картин и назовите понравившуюся вам больше всего. Объясните свой выбор.

Анализируют строфику, рифмовку и размер стиха, определяют их роль в «Песне…»








Рассматривают иллюстрации Васнецова, выбирают наиболее заинтересовавшую иллюстрацию и комментируют свой выбор



Рефлексия учебной деятельности

1.Подведение итогов урока

Слово учителя: «Песнь о вещем Олеге» – это нравственный урок седой истории, навеки запечатленный древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова – Александра Сергеевича Пушкина. Баллада дополняет содержание летописи, помогает ярче представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы.

2. Рефлексия. 

Выразите свое отношение к балладе с помощью синквейна. Баллада
Загадочная, непредсказуемая
Интригует, заставляет задуматься
Помни: от судьбы не уйдёшь
Рок

3.Оценивание работы учащихся на уроке. Заполнение листов самооценки (Приложение 5)

Слушают слово учителя. Выражают свое отношение к балладе, героям с помощью синквейна.


Оценивают свою работу на уроке с помощью листов самооценки по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, личный вклад в работу группы.

Задание на дом



1.Подготовить выразительное чтение баллады.

2.Выучить наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге» (1-7 строфы)

Индивидуальные задания (на выбор)

3.Написать мини-сочинение по одной из картин В.М. Васнецова к балладе «Песнь о вещем Олеге»

4.Подготовить диафильм по мотивам «Песни..»


Слушают комментарий учителя по выполнению домашней работы. Определяются с выбором задания.





Литература:

  1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть 1. – М.: «Век книги», 2003.

  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В.. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М: Вако, 2007

  3. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов на Дону, 1995.

  4. Диафильм «Песня о вещем Олеге»: [электронный ресурс] https://www.youtube.com/

  5. Исторический комментарий к «Песне о вещем Олеге»: [электронный ресурс] https://www.youtube.com

  6. Уроки 24-25. Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге2: [электронный ресурс]  http://festival.1september.ru



Приложение 1. Историческая справка «Олег и его время»

Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.




Приложение 5. Лист самооценки


Критерии

Мои комментарии

Оценка

(1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы





24