СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии на тему: Смена природных сообществ и её причины

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  обобщения и систематизации знаний по материалам темы «Природные сообщества».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии на тему: Смена природных сообществ и её причины»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 33

Тема урока

Смена природных сообществ и её причины.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний по материалам темы «Природные сообщества».

Целевые установки

Личностные: формирование эстетического, эмоционально - ценностного восприятия живой природы.

Метапредметные: формирование навыка смыслового чтения, работы с информацией, с учебными моделями, использования знаково-символических средств, общих схем процессов; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий.

Предметные: дать представление о развитии и смене природных сообществ; раскрыть естественные причины смены природных сообществ; показать зависимость смены природных сообществ от изменения природно-климатических условий; сформировать представление о временных и коренных сообществах; показать влияние хозяйственной деятельности на сообщества; познакомить учащихся с многообразием природных сообществ и его причинами; расширить знания учащихся о биогеоценозах; формировать представление об агроценозах и их особенностях; показать природное сообщество как часть биосферы; обосновать необходимость сохранения многообразия природных сообществ; обобщить и проверить знания учащихся по материалам четвёртой главы; выявить уровень сформированности основных видов учебной деятельности.

Основное содержание изучаемой темы

Смена биогеоценозов – важное природное явление. Происходит смена по разным причинам: внешним или внутренним. Искусственные биогеоценозы, созданные человеком – агроценозы.

Ключевые опорные точки темы урока

Понятие о смене природного сообщества, причины смены природных сообществ, разнообразие природных сообществ.

Термины и понятия

Смена биогеоценоза, сукцессия, коренной биогеоценоз, временный биогеоценоз, агроценоз.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять познавательный интерес к изучению

смены природных сообществ и её причинам; понимать учебных задач и стремиться их выполнить, проявлять личностное (эмоциональное) отношение к живой природе; принимать ценности природного мира.


Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям; представлять информацию в виде текста, таблиц, схем, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; обнаруживать учебную проблему; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; взаимо- оценку учебного задания.


Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога о смене биогеоценозов, их причин, используя экологические термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Обучающиеся должны знать: понятия о смене природных сообществ; о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ.

Обучающиеся должны уметь: объяснять причины смены природных сообществ; приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами; причины неустойчивости культурных сообществ- агроценозов; аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам; обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.









Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Дидактические и раздаточные материалы

Биологический

эксперимент

Демонстрации


Диагностические материалы


Учебник рис. 143, с.168., рис. 144, с.169.

Рабочая тетрадь с печатной основой: задания темы: «Смена природных сообществ, её причина» Интернет-ресурсы:

статьи для смыслового чтения на учебных сайтах.


Интерактивная:

презентация:

«Смена сообществ, её причина»


коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)



экология

1.Инструкции для работ групп

2. Справочники, словари биологических терминов.


.

Демонстрация: таблицы «Смена сообществ»; гербариев растений разных природных сообществ; модели-аппликации «Типичные биоценозы».

1. Типовые задания.

2. Учебно-познавательные задачи.




Деятельность учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности


I. Актуализация изученного


1. Организует деятельность по актуализации знаний о совместной жизни организмов в природном сообществе.

Предлагает ответить на вопросы учебника, рубрики «Вспомните»,

стр. 166.

2. Организует повторение и обобщение знаний учеников по теме: «Природные сообщества» проверка домашнего задания, консультация по выполнению заданий рабочей тетради.

1. Знакомятся с вопросами рубрики «Вспомните», вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).

2. Участвуют в проверке домашнего задания, Осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)




Личностные: Понимать и осмысливать особенности организации природных сообществ, необходимость сохранения природных сообществ.

Метапредметные

Познавательные:

  • Давать определение понятиям: ярусы, производители, экосистема, биогеоценоз.

  • Обобщать понятие «экосистема».

  • Осуществлять сравнение растений различных ярусов леса и других сообществ.

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

  • Поиск и выделение необходимой информации.


Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

Предметные: Актуализировать знания обучающихся о структуре, приспособлений организмов природного сообщества.


II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание


1. Демонстрирует таблицы «Смена сообществ»; гербариев растений разных природных сообществ; модели-аппликации «Типичные биоценозы», организует осуждение проблемы, просит ответить на вопросы: могут ли природные сообщества сменяться со временем? Что необходимо для смены сообщества?

2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.

3. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели.

1. Выдвигают ги­потезы и обсуждают их.



















2. Ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока.





3. С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И).

Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.




Предметные: Актуализировать знания обучающихся о строении, совместной жизни организмов в природном сообществе.


III. Учебно-познавательная деятельность


1. Организует просмотр учебного фильма «Смена сообщества», обсуждение увиденного.


2. Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек: «Понятие о смене природного сообщества, причины смены природных сообществ, разнообразие природных сообществ».

1. Просматривают учебный фильм, принимают участие в обсуждении увиденного (К).





2. Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г):

1 группа. Изучают текст на с. 166 «Понятие о смене природного сообщества», записывают тезисы изученного материала.

2 группа. Изучают текст на с. 167 «Причины смены природных сообществ», записывают тезисы изученного материала. Заполняют таблицу «Этапы смены сообществ в природе».

Название тапа

Условия

События, последствия




3 группа. Изучают текст на с. 168 «Разнообразие природных сообществ», работают с рис. 143. «Смена березняка ельником» Работают с определением терминов на с. 169. Подготавливают сообщения о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ.

3. Афиширование результатов работы (Г).

(Вторая группа демонстрирует заложенные опыты и высказывает предположения их результатов через несколько дней.)


Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в таблицу и тезисы.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации о тканях растений.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: понятия о смене природных сообществ; о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность



1. Организует работу в парах:

в рабочих тетрадях с печатной основой по теме «Смена природных сообществ, её причина».

2. Организует работу с понятийным аппаратом



4. Организует работу по обобщению и контролю навыков по теме «Природные сообщества», организует самостоятельного выполнения заданий учебника с.171 - 173

1. Работают в парах, выполняя задания тетради с печатной основой по данной теме.

2. Составляют общую схему на доске (К):

Причины смен природных сообществ

Внутренние причины



Внешние причины


Дельность человека




1. 1. 1.

2. 2. 2.

4. Самостоятельно выполняют задания учебника на с.171 - 173 (И).


Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию, с применением поисковых систем Интернет, справочной литературы.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

  • Смысловое чтение дополнительной учебной литературы.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в схему.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: Понимание биологических терминов по теме, применение новых знаний, в том числе повышенной сложности, в новых ситуациях.



V. Оценочно-рефлексивная деятельность



Предлагает ученикам вернуться к поставленным целям урока, провести оценку их достижения. Организует рефлексию, используя методику ведения Дневников открытий.

Участвуют в рефлексивной деятельности, оценивают свою работу, высказываются о значении нового материала и приобретенных знаний с записью в Дневнике открытий. В нем зафиксируют, что нового узнали на уроке, значение данного материала. Указывают трудности, которые испытали на уроке.


Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.

Метапредметные

Познавательные:

Логические

    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами

речи.

Предметные: могут объяснять причины смены природных сообществ; приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами; причины неустойчивости культурных сообществ - агроценозов; аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам; обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.



Домашнее задание: Изучить текст §32, ответить на вопросы параграфа. По выбору: изучить дополнительный текст со с. 170; зарисовать постепенную смену одного растительного сообщества другим; выполнить задания с. 173 рубрики «Учимся создавать проекты, модели, схемы»: создайте проект выполнения одного из летних заданий.

Подготовка к ГИА - выучить термины повышенной сложности и их значение, составить схему смен сообществ в природе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!