1. Организует деятельность по актуализации знаний о совместной жизни организмов в природном сообществе. Предлагает ответить на вопросы учебника, рубрики «Вспомните», стр. 166. 2. Организует повторение и обобщение знаний учеников по теме: «Природные сообщества» проверка домашнего задания, консультация по выполнению заданий рабочей тетради. | 1. Знакомятся с вопросами рубрики «Вспомните», вопросы учителя (К) и отвечают на них (И). 2. Участвуют в проверке домашнего задания, Осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)
| Личностные: Понимать и осмысливать особенности организации природных сообществ, необходимость сохранения природных сообществ. Метапредметные Познавательные: Давать определение понятиям: ярусы, производители, экосистема, биогеоценоз. Обобщать понятие «экосистема». Осуществлять сравнение растений различных ярусов леса и других сообществ. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников. Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Предметные: Актуализировать знания обучающихся о структуре, приспособлений организмов природного сообщества. | |
1. Демонстрирует таблицы «Смена сообществ»; гербариев растений разных природных сообществ; модели-аппликации «Типичные биоценозы», организует осуждение проблемы, просит ответить на вопросы: могут ли природные сообщества сменяться со временем? Что необходимо для смены сообщества? 2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока. 3. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели. | 1. Выдвигают гипотезы и обсуждают их. 2. Ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока. 3. С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). | Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение». Метапредметные Познавательные: Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия. Предметные: Актуализировать знания обучающихся о строении, совместной жизни организмов в природном сообществе. | |
1. Организует просмотр учебного фильма «Смена сообщества», обсуждение увиденного. 2. Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек: «Понятие о смене природного сообщества, причины смены природных сообществ, разнообразие природных сообществ». | 1. Просматривают учебный фильм, принимают участие в обсуждении увиденного (К). 2. Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г): 1 группа. Изучают текст на с. 166 «Понятие о смене природного сообщества», записывают тезисы изученного материала. 2 группа. Изучают текст на с. 167 «Причины смены природных сообществ», записывают тезисы изученного материала. Заполняют таблицу «Этапы смены сообществ в природе». Название тапа | Условия | События, последствия | | | | 3 группа. Изучают текст на с. 168 «Разнообразие природных сообществ», работают с рис. 143. «Смена березняка ельником» Работают с определением терминов на с. 169. Подготавливают сообщения о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ. 3. Афиширование результатов работы (Г). (Вторая группа демонстрирует заложенные опыты и высказывает предположения их результатов через несколько дней.) | Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность. Метапредметные Познавательные: Общеучебные Логические Знаково-символические действия -из полного текста в таблицу и тезисы. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий. Коммуникативные: Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации о тканях растений. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные: понятия о смене природных сообществ; о причинах смены: внутренних и внешних; о естественных и культурных природных сообществах, их особенностях и роли в биосфере; о необходимости мероприятий по сохранению природных сообществ. | | |