Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего строения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале. | |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Предлагает учащимся отгадать загадки Просмотр видеофильма « Птицы» Беседа: Что вы знаете о птицах? Что вы хотели бы узнать о птицах? Сообщение темы урока: «Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц». | Отгадывают загадки Смотрят видеофильм «Птицы» Отвечают на вопросы учителя Записывают тему урока в тетрадь. |
Постановка задач к уроку | Попробуйте определить задачи нашего урока, используя слова: Я узнаю.... Я выясню.... Я получу знания.... | Определяют задачи урока |
- Ситуация успеха
Цель. Психологически подготовить учащихся к изучению новой темы. | Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. Это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только ОНИ. Человек наделяет птиц различными волшебными качествами в сказках и легендах. Как вы думаете почему? | Учащиеся выдвигают свои гипотезы, делают вывод. Вывод: Птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле. |
-
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
|
УЭ - 1 Цель: определить признаки внешнего строения птиц, связанных с полетом | Учитель предлагает прочитать учебный текст § 44 (с. 207 – 211) и составить кластер «Приспособления к полету во внешнем строении» | Обтекаемая форма тела Маленькая голова Клюв Крылья Перья (контурные, покровные, маховые) Маленький хвост Цевка |
УЭ- 2 Цель: изучить особенности внешнего строения птиц | Учитель предлагает изучить особенности внешнего строения птиц при помощи таблицы «Внешнее строение птиц», используя информацию учебника. | Выполняют самостоятельно таблицу «Внешнее строение птиц» (в тетради): Отделы тела | Органы отделов тела | Особенности строения | Функции | Голова | | | | Шея | | | | Туловище | | | | Хвост | | | | |
- УЭ — 3
Цель: познакомиться с видами перьев птиц | Учитель выдает карточки для выполнения лабораторной работы «Перья птиц» . Работа в парах. | Учащиеся выполняют лабораторную работу «Перья птиц» Задание №1 Посмотри на изображение контурного пера и выясни, используя страницы учебника, из каких частей оно состоит ( запиши части пера через запятую, определяя их снизу — верх).  ОТВЕТ: Задание №2 Контурные перья бывают трёх видов. Это зависит от того, где они располагаются. Заполни таблицу «Виды контурных перьев».Образец заполнения я тебе дала по местонахождению и выполняемым функциям контурного кроющего пера. Будь внимательным!!! Вид контурных перьев | Местонахождение | Значение | 1.Контурное кроющее | | | 2. Контурное маховое | | | 3. Контурное рулевое | | | Таблица «Виды контурных перьев» Вид контурных перьев | Местонахождение | Значение | 1.Контурное кроющее | Располагается поверх всех остальных перьев, самое маленькое из контурных перьев. | Защищает тело птицы от повреждений. | 2. Контурное маховое | | | 3. Контурное рулевое | | | |
| | Задание №3 Посмотри на изображение и ответь, какой это вид контурного пера?  ОТВЕТ: Задание № 4 Если попробовать рассмотреть под микроскопом опахало контурного пера, то оно состоит из тоненьких удлинённых пластиночек – бородок первого порядка. На них расположены бородки второго порядка. Используя стр.207 напиши, что обозначено цифрами.  ОТВЕТ: 1- 2 - 3 - 4 - Задание № 5 Опахало пера очень тонкое, но в тоже время прочное. Как ты думаешь почему? ОТВЕТ: Задание № 5 Опахало пера очень тонкое, но в тоже время прочное. Как ты думаешь почему? ОТВЕТ: Задание № 6 Кроме контурных перьев есть ещё два вида перьев: Пуховое перо:  Пух:  Используя стр. 208 ответь, какую функцию выполняют эти виды перьев? Сравни между собой контурное перо, пуховое перо и пух. Напиши, чем они отличаются, и что имеют общего. ОТВЕТ: |
РЕФЛЕКСИЯ Цель: закрепить полученные знания по строению пера птиц | Учитель предлагает игру «Черный ящик» Учитель: В черном ящике находится аналог застежки - «молнии»,нашедшей применение при изготовлении одежды и обуви. Автор этой застежки - американец В.Джутсон. получивший с 1893-1905 г.г7 пять патентов на ее изобретение. Вопрос: Какой природный аналог «молнии» находится в «Черном ящике»? Ответ: Контурное перо птицы. Опахало этого пера образовано тончайшими роговыми пластинками — бородками первого порядка,расположенными по оье стороны стержня. Поверхность этих бородок несет бородки второго порядка,соединенных между собой крючками. | Учащиеся слушают учителя. Учащиеся думают над поставленным вопросом и высказывают свои предположения. Учащиеся слушают правильный ответ. |
Домашнее задание Цель. Обеспечить понимание учащимися цели и содержания домашнего задания | Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. §§44 – 45 изучить, ответить устно на вопросы в конце параграфов. | Записывают домашнее задание в дневник |
1.Номоконова А.А. Лабораторная работа по теме «Перья птиц». Социальная сеть работников образования, 2014.
2. Пепеляева О.А, Сунцова И.В.. Поурочные разработки по биологии. М., «ВАКО», 2006